МОЩНЕЕ МОЩНОГО
Бросковый оборот назад — техническая классика турниста. Это движение не случайно заняло ключевое место в арсенале гимнастов: оно очень рационально, обладает большими возможностями в нюансировке действий, незаменимо при технически трудных отходах в полет; наконец, оно обладает свойством самоорганизации, то есть его конкретная структура и техника — по мере закрепления навыка — сами «встают на место», даже если исполнитель не очень об этом заботится. Но у броскового оборота есть особенность, которая является, в определенном смысле, недостатком. Дело в том, что суставные действия основной стадии упражнения (рис. 3-а) строятся волнообразно, по принципу «бегущей волны». Проследим по рисунку: гимнаст делает бросок (к.к. 5— 7), но тело в плечах еще выпрямлено; затем, кактолько ноги притормаживаются, механическая волна, переносящая энергетический импульс, начинает продвигаться от стоп к опоре, тело постепенно выпрямляется в тазобедренных суставах, а в плечах — фактически непроизвольно! — появляется «угол» (к.к. 7—8). В дальнейшем (к.к. 8—9) он еще больше изменяется, а обратные изменения претерпевает только по окончании оборота (к.к. 9—1). Чем же это плохо? — спросит читатель. Что ж, ничего особенно худого в этом нет, ответим мы, но с чисто физической точки зрения такая последовательная передача движения от периферических звеньев к опорным означает, что нужное для подъема приближение масс тела к оси вращения происходит здесь не так быстро, каким бы оно могло быть при одновременной работе в суставах, направленной на сближение тела с опорой. А это означает, в свою очередь, что общая скорость такого оборота будет, при прочих равных условиях, не самой высокой. И если перед нами стоит задача всемерного повышения мощности работы (а это всегда главное направление развития атлетических видов спорта!), то нас должно интересовать, как ее можно решить. Что же, конкретно, можно сделать, чтобы рациональность броскового оборота сочеталась с более высокой его эффективностью, мощностью? Такая возможность есть, хотя ее реализация не так проста, как может показаться. На рис. 6 —еще один оборот назад. На первый взгляд он кажется таким же, как и бросковый. Но в действительности это — другое движение. Его особенность — в синхронности действий в основных суставах. В начале спада (к.к.1—2) гимнаст «закрывается», беря углы сразу в плечевых и тазобедренных суставах. В ходе спада он раскрывается, подобно тому, как это делается в традиционном обороте, и акцентированно натягивает мышцы передней поверхности тела, однако — не только для подготовки броска ногами, но и для выполнения мощного тягового усилия в плечах (к.к. 2—4; ср. с техникой «японского» оборота, рис. ч, к.к.4—6). Во второй части этого оборота должны сразу сработать оба ранее подготовленных действия, которые здесь выполняются не последовательно, как в обычном бросковом обороте, а одновременно: выполняя бросковое движение ногами, гимнаст тут же тянет на себя прямыми руками перекладину, чего никогда не бывает в обычном обороте (к.к. 4—6)\ В дальнейшем гимнаст может также одновременно выпрямляться (к.к. 6—1), хотя в этой, завершающей, стадии движения синхронность действий уже несущественна. Может возникнуть вопрос: так ли уж важна эта, казалось бы незначительная, разница в технике упражнения? На самом деле разница довольно велика и важна! Достаточно сказать, что освоить описанный оборот гораздо труднее, чем обычный: его техника, в отличие от чисто бросковой, носит искусственный характер, и исполнитель (это наблюдалось на практике и в специальных экспериментах) невольно сбивается на обычную схему действий с волнообразной сменой сгибаний-разгибаний в суставах. Труднее это движение и физически, так как там, где в обычном случае за гимнаста работают внутренние реактивные силы (вызывающие волнообразную передачу импульса по биодинамической цепи), здесь нужно действовать самому спортсмену, как бы преодолевая естественную координацию движения его искусственной, императивной перестройкой. 32
|