Требуются мягкие руки
В самом деле, если, поворачиваясь в одном направлении, вы будете одновременно «освобождать» руку от скручивания, совершая ею определенные движения в передне-задней плоскости, косточки у вас никогда не захрустят! Самое же интересное — другое. Учитывая эту закономерность, можно строить оригинальные движения на перекладине. Возможны, например, весьма эффектные каскадные соединения, в которых гимнаст, переходя из одного рабочего положения в другое, будет непрерывно поворачиваться в одну и ту же сторону. Например (см. диагональный «маршрут» на рис. 13 через позиции «1—2—4—8— 11—3—6»): большой оборот вперед хватом снизу («1») с поворотом кругом в хват сверху («2») или сразу с полувкручиванием в оборот типа «Меникелли» («1 —4») — большой оборот (фактически — переворот назад) с поворотом кругом в упор сзади хватом снизу («4—8») — оборот вперед с поворотом кругом в упор не касаясь хватом сверху («8— 11») и тут же — оборот назад («перешмыг») с поворотом в стойку на руках обратным хватом («11—3») — большой оборот вперед в обратном хвате с поворотом кругом в вис сзади хватом сверху («3—6»)... Итого суммарный поворот вокруг одной и той же руки и в одном физическом направлении здесь составляет 900°! В этой связке, кажущейся фантастической, действительно есть несколько малоупотребительных или вообще не исполнявшихся движений. Некоторые из них вполне доступны, другие несколько труднее, но все они выполнимы и, в сущности, представляют собой элементы умеренной трудности. Но в виде каскада движений, выполняемых «без разбавки» (обязательно!) они необычайно красивы. Думается, освоение таких каскадов—один из путей дальнейшего развития спортивной гимнастики. Они не требуют от гимнаста невозможного, но, конечно, связаны с интенсивным совершенствованием в направлении ритмической, координационной точности действий, быстроты реакции. И еще о работе опорного аппарата гимнаста. Круговые движения рукой в передне-задней плоскости и ее скручивание по продольной оси могут сочетаться так, что не будут взаимно «гаситься», как в приведенной связке движений, а, напротив, усугублять друг друга, быстро приводя мышечно-связочный аппарат гимнаста в критическое состояние. Но, как ни странно, такие движения тоже могут быть весьма полезными. Например — какупражнения для развития подвижности в суставах плечевого пояса и кистей (см. в схеме поперечные переходы «3—4», «7—5» ит. п.). При этом, по причинам, уже описанным выше, упражнения для развития подвижности («выворотности») кисти могут успешно дополняться или даже заменяться упражнениями, предназначенными для освоения висов сзади и вкручиваний-выкручиваний или, если угодно, наоборот! Например, гимнаст, свободно владеющий сложными хватами и активными перехватами, всегда свободнее чувствует себя в висах сзади, а тот, кто хорошо овладел висами сзади, будет увереннее чувствовать себя и в исполнении хватов-перехватов.
|