ПЕРЕКЛАДИНА. Существует старое гимнастическое правило: чтобы хорошо провисать, «оттягиваться», нужно уметь расслабляться.
1. КТО «ХОРОШО ВИСИТ» Существует старое гимнастическое правило: чтобы хорошо провисать, «оттягиваться», нужно уметь расслабляться. Действительно, новичок, впервые попавший в вис, не умеет даже как следует выпрямиться. Он «зажат», скован ненужными мышечными напряжениями, особенно в плечевом поясе. Поэтому первое к нему требование: успокойся, расслабься, провисни. И это, конечно, верно. Более того: особо непонятливых заставляют висеть подольше, чтобы по мере нарастания усталости бедняга перестал бы, наконец, бесполезно напрягаться, невольно расслабился и, наконец, — провис, почувствовав, что же это такое — «расслабиться». Это правило — «висеть — значит расслабляться» — всегда считалось незыблемым и традиционно распространялось не только на новичков. Да и то сказать, если вспомнить, что в зоне виса, близкого к вертикали, на тело гимнаста действует значительная «автоматическая оттяжка» (2), то зачем же гимнасту трудиться? Самое время, казалось бы, расслабиться и отдохнуть! Но всё не так просто. Вспомнив наиболее общие закономерности работы мышечного аппарата, можно отметить одну кардинальную закономерность: хорошо (то есть быстро и мощно) работает только оптимально натянутая мышца, а особенно эффективно сокращаются лишь те из них, которые были не просто предварительно натянуты, а натянуты в напряженном состоянии. Напряженном, а не расслабленном! Особо подчеркнув это, вернемся к перекладине и, в первую очередь, к махам в висе. Ведь у нижней вертикали (где «самое время расслабиться и отдохнуть!») практически всегда выполняются самые ответственные, решающие и — самые мощные, в частности «броско-вые», действия. Как же тут можно расслабляться?! И действительно, если глубже вникнуть в то, как работают лучшие турнисты, можно убедиться, что об излишне свободной, рас- ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________ слабленной манере движения здесь нет и речи: настоящие мастера работают «сухо», сохраняя высокий тонус на протяжении всего движения. И это далеко не только требование стиля или моды: «жесткая» техника позволяет держать мышечный аппарат в состоянии высокой готовности к энергичной работе. Это, в частности, означает способность мышц действовать мощнее, т. е. развивать большие усилия за короткое время и быть более реактивными, то есть скорее и точнее отвечать на управляющие импульсы. Кое-кто удивится сказанному: какже можно, мол, хорошо провиснуть, если ты напряжен? Еще как можно! Более того: только тогда и можно по-настоящему «оттянуться», удлинить тело, если вы это делаете активно, а не просто расслабляетесь в висе, подчиняясь внешним силам. Не забудем, к тому же, что оттягиваться-то нужно не только в висе (где за вас временно могут работать сила тяжести и центробежная сила инерции), но, всущности, во всех фазах движения, в том числе в зоне стойки на руках, где вы работаете против тяготения и вынуждены силой поддерживать рабочую осанку с оттяжкой. Но главное даже не «оттяжка», хотя и она очень важна и нужна. Главное — это высокая степень готовности мышечного аппарата к активным действиям и, как следствие, высокая эффективность его работы. Гимнаст, владеющий такой техникой, более других способен освоить и саму работу на предельной «оттяжке», с максимально выпрямленным телом, и другие элементы техники, которые выполняются в этом случае с минимальными, порой как бы незаметными для глаза действиями в суставах; движения такого турниста быстры, легки, он — «порхает»!
|