Студопедия — ОТ АВТОРА. Популярное учебное пособие
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОТ АВТОРА. Популярное учебное пособие






ТЕХНИКА

ГИМНАСТИЧЕСКИХ

УПРАЖНЕНИЙ

Популярное учебное пособие

Москва 2002


ББК 75.6 Г12


ОГЛАВЛЕНИЕ


 


Издательство «Терра-Спорт» —

член Международной ассоциации издателей

спортивной литературы

Рисунки автора

Гавердовский Ю. К.

П 2 Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. — М.: Терра-Спорт, 2002. — 512с.

13ВК 5-93127-158-9

Популярное пособие по актуальным вопросам техники гимна­стических упражнений на основе подготовки сборных команд страны и сборных ведущих зарубежных стран мира.

ББК 75.6

© Гавердовский Ю. К., 2002
I8ВN 5-93127-158-9 © Издательство «Терра-Спорт», 2002


От автора............................................................................... 9

ПЕРЕКЛАДИНА...................................................................... 15

1. Кто «хорошо висит»....................................................... 15

2. Гриф рисует узоры.......................................................... 16

3. Когда кисти разгружаются.............................................. 19

 

3. Когда кисти разгружаются.............................................. 19

4. Тянуться!.......................................................................... 21

5. Другая скорость —другая техника................................. 23

6. Оборот по-японски.......................................................... 26

7. Бросок по-китайски или «шило на мыло»...................... 28

8. Мощнее мощного............................................................ 31

9. Оборот наизнанку............................................................ 33

 

10. Бросок назад: аристократ или работяга?..................... 34

11. Оборот накатом: учат одному, а получается............... 36

12. Висы сзади: утраченная культура................................. 39

13. До и после отмаха через голову................................... 40

14. Так называемые «итальянские».................................... 43

15. Плечом вперед или назад?............................................ 45

16. Сколько можно поворачиваться вокруг руки?............. 48

17. Требуются мягкие руки................................................. 51

18. Санжировки —витаминный концентрат турниста....... 53

19. Отходы и траектории.................................................... 55

20. Отход и крутка............................................................... 57

21. Тактика наката............................................................... 60

22. Отходы со срывами и без.............................................. 62

23. Щучьи уроки.................................................................. 65

24. Сальто выпрямившись. Но как выпрямляться?............ 67

25. Что такое «профилирующее сальто»?.......................... 69

26. Двойной бланш: эрзац и экстра..................................... 72

27. Бойко, Марченко... Ковач!............................................. 74

28. На этажах мощности...................................................... 77

29. Одно равно двум, а два.................................................. 80


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


Оглавление


 


30. Уплотненное сальто....................................................... 82

31. Низкое начало —не помеха........................................... 84

32. Для чего нужна люфтпауза............................................ 86

33. Капризные пируэты........................................................ 88

34. Лунная история.............................................................. 91

35.Андриановскиеигры...................................................... 92

36. От «делчева» к «гингеру».............................................. 93

37. Полет стоя...................................................................... 95

38. Задернутое сальто.......................................................... 97

39. Поворот сгибанием или разгибанием?.......................... 99

40. Питомцев — Якунин — Ткачев — Люкин —

Маринич — Георгадзе...................................................... 101

41. «Ткачевский»: клубок противоречий.......................... 103

42. «Ткачевский»: проблема спада.................................... 105

43. «Ткачевский»: тонкости контртемпа........................... 107

44. «Ткачевский»: в полете................................................ ПО

45. Обратный лёт —прототип «ткачевского».................. 114

46. Соскок лётом: из 50-х —в 2000-е?.............................. 117

47. Лёт без кипы бывает?................................................... 119

48. Воздушный кроль......................................................... 122

49. Прихотливая «вертушка»............................................ 124

50. Дуга — сальто. Прерванная песня.............................. 127

51. Срыв без срыва............................................................. 130

52. Когда инерция — помеха............................................ 133

53. Подъем разгибом —без разгиба.................................. 137

54. Подъем разгибом —тоже оборот................................ 139

55. «Хип-хап» —старая задачка........................................ 141

БРУСЬЯ.................................................................................. 143

56. Размахивания: верхом на тигре................................... 143

57. Плечи-рессоры............................................................. 146

58. Замок для локтей......................................................... 148

59. Спад, сотворивший революцию.................................. 149

60. «Поздний» спад: тема с вариациями........................... 152

61. Неизвестные размахивания......................................... 154

62. Таз —индикатор........................................................... 156

63.Дуга«по-шахлински»................................................... 158

64. Подъем разгибом — дело тонкое!............................... 159

65. Тупик или свет в тоннеле?........................................... 162

66. Отдовиг—суррогати «Н1-Р1»...................................... 165

67. Жерди —коварный трамплин...................................... 167


 

68. Когда стаскивает вдоль жердей.................................. 169

69. Странности подъема махом вперед............................ 172

70. Подъем «в протяжку» и «в складку».......................... 175

71. Как делать поворот?................................................... 175

72. Это подъем или кувырок?........................................... 178

73. Асимметричные неожиданности................................. 180

74. Поворот махом назад: тьма нюансов.......................... 183

75. Один элемент? Два?..................................................... 186

76. Перемахи мелкие неприятности................................. 188

77. Спичаг —тест на культуру гимнаста.......................... 189

78. Бланш на прямых: трудно и неэффектно?.................. 191

79. Сальто назад —конфликтующие родственники......... 194

80. Руки от опоры до опоры.............................................. 197

81. Сальто с прямым телом —за и против....................... 199

82. Руки стопорят............................................................... 200

83. Два «темпа» на «оберучныи»: по теории и «против» 201

84. Смелый мах —враг перекосов..................................... 203

85. Сальто вперед: спор двух «темпов»........................... 206

КОЛЬЦА................................................................................. 209

86. Еще один штрих к «броску»....................................... 209

87. Эта однобокая опора................................................... 211

88. Подкачните!................................................................. 213

89. Обрывы и «обрывчики»............................................... 216

90. Как вы действуете кистями?........................................ 218

91. Как на перекладине?!................................................... 220

92. Сила симметрии........................................................... 223

93. Совсем как в баттерфляе............................................. 225

94. Метаморфозы выкрута................................................. 227

95. Кольца против перекладины........................................ 230

96. Забытый «темп»........................................................... 232

97. Вторая ступень ракеты................................................ 234

98. Опять о «контртемпах»............................................... 237

99. Обороте поворотом?.................................................... 240

 

100. Простые махи — не просты...................................... 243

101. «Сальто» над кольцами............................................. 246

102. Бланш не устарел!..................................................... 249

103. И сила не поможет..................................................... 252

104. Крест: и техника тоже................................................ 254

105. Настоящий обратный крест...................................... 256

106. Тонус тонусу рознь.................................................... 258


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


Оглавление


 


КОНЬ...................................................................................... 261

107. Совсем особенный...................................................... 261

108. Микрокосмос коня...................................................... 263

109. Что есть «перемах»?.................................................. 265

110. Двухопорный старт.................................................... 266

111. «Элементы» не элементарны..................................... 269

112. Кому конь — «конек»?............................................... 271

113. Плечевой «насос»....................................................... 274

114. «Обманка» Мирослава Церара.................................. 277

115. Главная нога................................................................ 280

116. Падать, не падая......................................................... 282

117. Ошибка диссертанта................................................... 284

118. Бросок боком тоже бывает......................................... 286

119. Конь-хронометр.......................................................... 288

120. Круг: правило и его исключения................................ 291

121. Чудо-симбиоз скрещения и круга.............................. 294

122. «Лунный» круг прогнувшись..................................... 296

123. Поворот против течения............................................ 298

124. Повороты разбавленные и концентрированные........ 299

125.0 правилах ходьбы.................................................... 302

126. И, всетаки, сальто!..................................................... 304

127. Эквилибр на коне........................................................ 305

ПРЫЖОК.............................................................................. 309

128. Тактика разбега........................................................... 309

129. Секрет Фурмана......................................................... 311

130.0 древнегреческом стиле........................................... 314

131. Диалоге мостиком...................................................... 316

132. Как в него «попасть».................................................. 317

133. Руки мешают или помогают?..................................... 320

134. Прыжковые ритмы...................................................... 322

135. Полеты в мечтах и наяву........................................... 324

136. Уходящее понятие...................................................... 327

137. История «лёта»: рождение — расцвет — забвение.. 328

138. История переворотов:

рождение — расцвет — перерождение............................... 331

139. Не только руками....................................................... 332

140. Скрытый порок или достоинство?............................. 334

141. Накат + курбет + группировка................................... 337

142. Идея есть, но............................................................... 340

143. Хорошо забытый хороший прыжок.......................... 343


 

144. Тот самый «цукахара»............................................... 345

145. И «цукахара» ложный................................................ 347

146.1'/2 — \х — утопия или реальность?...................... 350

АКРОБАТИКА....................................................................... 355

147. Можно ли подкрутить себя в полете?....................... 355

148. Сальто вперед: руки, туловище, шея........................ 358

149. Через темп или в одно касание?................................ 362

150. Опять люфтпауза!...................................................... 366

151. Пируэты и пируэтчики............................................... 368

152. Ниша для поворота.................................................... 371

153. От полпируэта к пируэту или наоборот?.................. 372

154. Иногда полезно обманывать...................................... 377

155. Спор о махе руками................................................... 380

156. Прыжок в золотой век................................................ 384

157. Больше, чем название................................................ 387

158. Курбет, толчок, отход................................................ 390

159. Стрикоссат —не виноват........................................... 394

160. Фляк набирает скорость............................................. 397

161. Еще раз фляк и разные разности............................... 401

БРЕВНО................................................................................. 405

162. Быть в тонусе. Но в каком?........................................ 405

163. Про кошачий стиль и эскалатор................................ 407

164. Чувствовать самого себя!........................................... 410

165. Переполох с румынским фляком............................... 413

166. Центробежный момент: коготок увяз........................ 416

167. Перешагивая через стандарты................................... 419

 

168. Как схватиться за соломинку.................................... 423

169. «Она по проволоке ходила...»................................... 426

170. Трудный синтез статики и динамики........................ 428

171. Поперек и продольно................................................. 431

172. Хорошо для отталкивания —плохо для баланса..... 434

173. Уметь руку приложить.............................................. 437

174. «Спичаговые» нюансы............................................... 439

БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ................................................. 442

175. Уроки большого оборота........................................... 442

176. Перемах о себе напоминает....................................... 444

177. Помесь «броска» с «накатом».................................. 447

178. Прокрустово ложе брусьев........................................ 449


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


179. Срывное? Задернутое? Китайское?........................... 451

180. От Ткачева к Шушуновой и обратно......................... 454

181. Река? — Волга. Подъем? — Разгибом....................... 456

182. «Простой» отмах........................................................ 460

183. Непростые отмахи...................................................... 464

184. Когда «развязаны» руки............................................. 467

185. Бесполый перешмыг................................................... 469

186. Клан движений «не касаясь»...................................... 471

187. Дуга —сальто... вперед?............................................ 474

188. Дуга Бурды —техническая энциклопедия................. 477

189. Тайны дуги назад........................................................ 482

190. С жерди на жердь........................................................ 485

191. Петушиное словцо..................................................... 487

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................ 490


Памяти внука Илюшки

ОТ АВТОРА

Эта книга — об актуальных вопросах техники упражнений, со­ставляющих основное содержание современной спортивной гимнас­тики. Она адресуется, прежде всего, активно практикующим трене­рам и наиболее пытливой части действующих спортсменов, то есть тем, у кого в процессе регулярной, конкретной работы постоянно возникают вопросы, остающиеся без убедительного и своевременно­го ответа.

Замысел книги возник еще много лет назад, когда автор регуляр­но работал в сборных командах страны в качестве научного консуль­танта.

Наблюдая тренировочный процесс с участием лучших отече­ственных тренеров, выдающихся гимнастов и гимнасток мира, не­трудно было еще и еще раз убедиться, что одна из главных проблем, постоянно встающих перед любым тренером и его учеником, это — проблема постоянного, часто мучительного преодоления техничес­ких затруднений, требующих и от наставника и от его подопечного не только верных практических действий, но и — прежде всего — правильного понимания сути движения, связанных с этим двига­тельных задач и, самое главное — способов их решения; задач, число которых неумолимо расте^ по мере того, как спортсмен совершает свое трудное восхождение к высотам мастерства.

Такова уж гимнастика, этот прекрасный и странный вид спорта, сделавший своим преДметом движения, не известные в повседнев­ном, «разумном» обиходе, совершенно далекие от естественных ло-комоций и, казалось бы, вообще от здравых человеческих целей. Вид спорта, целиком сотканный из искусственных телодвижений, по­добно тому, как музыка слагается из звуков, не известных живой природе...

Издания, посвященные технике гимнастических упражнений, выходили и прежде. Но особенность книги предлагаемой в данном случае, заключается в том, что, в отличие от других публикаций, по­свящавшихся этой проблеме, (впрочем, довольно редких), в ней чи-



ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


От автора


 


татель не найдет систематизированного описания упражнений раз­личных структурных групп1. Здесь основное внимание уделяется проблемным ситуациям в истолковании техники упражнений, тем «болевым точкам», которые чаще всего становятся причинами воз­никновения затруднений в практической работе, источником ти­пичных ошибок и погрешностей в упражнении, находящемся в рабо­те или уже заученном.

Вместе с тем, в материале, отобранном нами для книги, отражены упражнения, очень разные и по структуре, и степени сложности, так что некоторые из них наиболее радикальному читателю могут пока­заться либо слишком «элементарными», либо чрезмерно трудными, либо, наконец, попростуустаревшими.

Однако этот отбор носит принципиальный характер.

Во-первых, мы убеждены, что гимнастика, взятая во всем потен­циальном объеме и подлинном значении, неизмеримо шире и богаче ее сиюминутного, текущего состояния, диктуемого временны­ми тенденциями, модой на те или иные упражнения и причудами судейства.

Во-вторых, «излишне простые» упражнения, которые могут выз­вать скепсис у читателя, убежденного, что это для него — «пройден­ный этап», на самом деле, как правило, имеют массу тонкостей, не­знание которых сплошь и рядом становится (автор в этом множество раз убеждался на примерах с мастерами высшей квалификации) при­чиной пробелов в технической подготовке гимнастов и безнадежно­го снижения их класса.

Главное же заключается в том, что вдумчивый, непредвзятый (и, надо было бы добавить — не высокомерный) подход к анализу более или менее простых упражнений помогает в понимании самых важных, базисных закономерностей, от которых зависит освоение и исполнение даже самых малодоступных трюков. Нужно вновь и вновь подчеркнуть, что гимнастические упражнения — независимо от их сложности и трудности! — представляют собой единую систему двигательных действий и движений, в которой всё чрезвычайно тесно связано и взаимообусловлено. Если тренер недостаточно глубоко и тонко понимает каковы на самом деле структура и механизмы «про­стого» упражнения (которое кажетсяшу таким, только потому, что

1 Как это было, в частности, в двух изданиях «Гимнастического многоборья» под ред. Ю. К. Гавердовского, содержащее самое полное из известных специали­стам изложение техники гимнастических упражнений (М.,ФиС, 1975-1980, 10 книг; М.,ФиС, 1986-1987, 2 тома).


им легче овладеть), то это вне сомнения означает, что он совсем уж слабо разбирается в более сложных движениях, в которых, как пра­вило, кумулируются разнообразные биомеханические эффекты, свойственные более доступным упражнениям.

Впрочем, в книге достаточное внимание уделяется именно слож­ным, рекордно трудным, проблемным элементам, биомеханическим моделированием которых автор занимается много лет. Так что люби­тели гимнастических «изюминок» не должны быть в этом смысле слишком уж разочарованы.

Что касается «анахронизмов», то есть упражнений, якобы навсег­да вышедших из употребления и могущих показаться иному читате­лю ненужными, то здесь мы придерживаемся того же принципиаль­ного мнения: все новое — суть хорошо забытое старое и — нет плохих элементов, а есть плохие и недальновидные реализаторы.

В книге мы многократно и настойчиво повторяем мысль о том, что такие, например, упражнения, как виртуозные соскоки и прыж­ки сгибаясь-разгибаясь, соскоки и прыжки лётом, прыжки «ямаси-та», подъемы и соскоки дугой, усложненные подъемы и кувырки на брусьях, скрещения на коне и проч., и проч., что всё это — не устаревший материал, а богатейшая почва для постоянного обновле­ния, освежения действующего гимнастического репертуара, кото­рый во все времена имел унылую склонность к рациональному единообразию, усыханию до общепринятого «джентльменского на­бора», считающегося на данном этапе гимнастической жизни «при­личным» и поощряемого неразумным судейством. Как если бы все взрослое население, повинуясь диктату моды, вырядилось сплошь в красные пиджаки...

В заключение — несколько замечаний о текстах и структуре книги.

Если не считать собственного опыта автора как гимнаста и тренера (необычайно важного для понимания и истолкования многих вопро­сов), то материал книги основывается на следующих основных ис­точниках.

Первый из них — исследования по биомеханике, технике и дидак­тике гимнастических упражнений, в разные годы осуществленные автором и его сотрудниками — более чем 30 аспирантами и соискате­лями из стран СНГ, Германии, Болгарии, Северной Кореи, Китая, Туниса, Египта, Иордании и др. Эти исследования составляют дока­зательную основу всего, что утверждается в тексте книги.


 




ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


От автора


 


Второй — многолетняя, с 1962 года, деятельность автора по науч­ному обеспечению сборных команд страны в качестве сотрудника и руководителя КНГ по гимнастике, консультанта по вопросам техни­ки и прогностики гимнастических упражнений, обучения и специ­альной технической подготовки. Большая часть наблюдений и раз­ного рода казусов, изложенных в книге, обязаны своим происхожде­нием именно этой работе.

Третий источник — работа на семинарах тренеров, курсах повыше­ния квалификации в разные годы проходивших как в СССР, России, так и за рубежом (Германия, Греция, Испания, Дания, Италия, Болгария, Чехия, Венгрия, Венесуэла, Боливия и др.). Суждения тренеров разной квалификации, воспринятые автором на этих заня­тиях, и всесторонний обмен мнениями, включая разного рода дис­куссии, лучше всего помогают в поисках общего языка, позволяю­щего наладить продуктивную связь между теоретиками и практика­ми спорта.

Наконец, еще один источник — преподавательская работа в ГЦОЛИФК-РГАФК, начавшаяся в 1959 году и продолжающаяся до настоящего времени. Этот род работы как нельзя лучше показывает насколько велика разница (подчас — пропасть) между двигательным опытом спортсмена и его способностью грамотно истолковать как чужие, так и свои собственные действия.

Одной из задач, поставленных перед собою автором, было пре­дельно простое, доходчивое изложение материала. Это вызвано, ко­нечно, не стремлением развлекатьчитателя,анастоятельной необхо­димостью сразу дать тренеру или гимнасту в доступной форме то, что может понадобиться ему в деле — не заставляя его вспоминать зако­ны физики и физиологии. Отсюда и избранная автором разговорная интонация. Теми же соображениями продиктовано решение исполь­зовать в тексте обиходную гимнастическую терминологию и расхо­жие определения, принятые в широкой среде тренеров и гимнастов; такие как «бросок»2, «накат», «курбет», «крутка», «спичаг», «бланш», «фляк», «вертолет», «самолет», «перешмыг», именные и др. термины и определения. Автор совершенно уверен, что читатель с готовнос­тью примет эти «вульгаризмы», так как нормативная гимнастичес-


кая терминология хороша для точной записи движени й, но для жи -вого обсуждения вопросов, составляющих предмет книги, слишком тяжеловесна.

Краткие исторические экскурсы, которые автор подчас себе по­зволяет, носят вовсе не мемуарный характер, а вынуждены необхо­димостью сопоставления эволюционных форм техники гимнасти­ческих упражнений.

В книге восемь глав, охватывающих все виды гимнастического многоборья.

Опорные и акробатические прыжки даны без разделения на муж­ской и женский материал, так как он в принципе един. Глава «Брусья разной высоты» также является лишь дополнением к материалу гла­вы «Перекладина», так что специалистам по женской гимнастике нужно, без всякого сомнения, обращаться, по необходимости к обе­им этим главам (как и вообще ко всем остальным!).

Материал книги излагается в виде относительно кратких сюже­тов, имеющих сквозную нумерацию: от номера 1 в главе «Перекла­дина» до номера 191 в главе «Брусья разной высоты». Это позволяет более просто делать разнообразные ссылки в тексте, подчеркивая тем самым смысловую связь между самыми различными упражнениями и давая дополнительную информацию по тому или иному вопросу. Ссылки на сюжеты даются, как правило, в скобках полужирным шрифтом (95).

Ссылки на рисунки даны курсивом —«(рис. 115)». Части рисунка, выделенные буквенными обозначениями, по необходимости имену­ются в тексте фигурами«(фиг. а)». Отдельные изображе­ния («человечки»), иллюстрирующие движение, названы кадрами (к.к.З-5)\

Книга заперш&ется,Предметным указателем. Такого рода слу­жебный аппарат не типичен для популярных книг, но мы соч­ли уместным это сделать, чтобы читатель мог, при желании, выбо­рочно находить в тексте интересующие его разделы и темы, опираясь не на заголовки сюжетов, носящие образный, подчас шутли­вый характер, а на общепринятую гимнастическую и биомехани­ческую терминологию. Кроме того, в каждом сюжете, как пра-


 


2 Ради упрощения фактуры текста, большая часть таких наименований дается без кавычек. Кавычки иногда сохраняются лишь по соображениям ясности кон­текста.


3 Автору пришлось воспользоваться воспроизведением собственных рисун­ков, за что он заранее просит извинения у читателя. Но это, по крайней мере, гарантирует полную аутентичность изображений и текста, так что автору не на кого будет свалить вину за все возможные несуразности.


 




ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


вило, встречаются аспекты, вообще не нашедшие отражения в за­головке.

И последнее. В книге часты не вполне раскрытые ссылки на неко­торые наиболее общие закономерности построения гимнастических движений, такие как биомеханика отталкиваний, бросков, поворо­тов, структурность движений и др. Это объясняется тем, что, по за­мыслу, настоящему изданию должна была предшествовать аналогич­ная популярная книга по общим основам техники гимнастических упражнений. Однако этот проект остается пока что неосуществлен­ным, хотя, быть может, придет и его время.








Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 508. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия