ПОЛЕТ СТОЯ
Как известно, типичный путь усложнения и повышения эффективности полетных, а часто и опорных движений— переход к вариантам движения с прямым телом. Это могут быть как «гладкие», «бланшевые» варианты движения, так и элементы с усложненными поворотами, также требующими выпрямления тела. Не являются исключением и движения типа «делчев-гингер» и разнообразные сальто вперед в вис. Возникает вопрос: как и насколько должно измениться движение, чтобы его исполнение в прямом или прогнутом положении стало возможным? Очевидный ответ гласит, что переходя к «бланшевому» варианту, гимнаст должен обеспечить, прежде всего, возможность необходимого полного вращения тела в полете, которое в прямом положении протекает относительно медленно и требует компенсации за счет других параметров движения. Такими параметрами являются, как мы знаем, скорость вращения тела в полете и время в полете, прямо связанное с высотой вылета. И это верно. Но этого здесь мало. Представим себе, что гимнаст, как при обычном сальто в вис переходит в полет в зоне горизонтали, но вращается в прямом положении (рис. 26-а на с. 96). Если траектория в полете будет близка к вертикальной (хотя и обращена, конечно, в сторону опоры), то при прямом теле гимнаст будет вынужден оставаться все время на значительном расстоянии от опоры (иначе он просто ее зацепит во время перемаха ногами), а значит, и не будет иметь должной гарантии дохвата. Поэтому схема построения этих подлетов несколько иная: основная часть вращения и момент прохождения ног мимо грифа («перемах») как бы переносятся ближе к верхней вертикали (рис. 26-6). Это означает, что и накат (19), и броско вое движение должны делаться мощнее обычного, переход в полет получается позднее, а вылет происходит по крутой траектории, заметно идущей на перекладину. Благода- ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________ ря такому построению движения гимнаст подлетает высоко над снарядом, не удаляясь от него в горизонтальном направлении. Наиболее показательный, индикаторный момент этого движения—перемах ногами через перекладину, происходящий как бы в положении стоя (рис. 26-6). Заметим еще раз, что если бы стопы гимнаста миновали гриф при отклоненном назад или, тем более, близком к горизонтальному положении тела, то шансы на дохват у гимнаста были бы минимальными. Справедливости ради остается отметить, что положение «стоя», при всей его импозантности, тоже — не идеал. Приход в вис из вертикального положения носит, обычно, достаточно тяжелый, «разрывной» характер, а мах после этого оставляет желать лучшего. Если бы гимнаст имел в полете еще более мощное, быстрое вращение по сальто, то дохват мог бы произойти в гораздо более эффектном и технически благоприятном положении, более близком к горизонтальному, но не на уровне опоры, как на рис. 26-а, а гораздо выше. И к этому, конечно, нужно стремиться, совершенствуя движение! В заключение добавим, что все сказанное относится и к пируэт-ным подлетам типа сальто назад прогнувшись с поворотом на 540° в вис («деф»), а также сальто вперед прогнувшись или с пируэтом в вис (впервые исполненное в нашей стране А.Погореловым, но в западных каталогах именуемое «винклер»). ______________________________________ 38. Задернутое сальто
|