Полет стоя
Подлет Делчева исполняется с четким делением на фазы по схеме: быстрый полпируэт назад в прямом положении — вращение по сальто вперед согнувшись ноги врозь — перемах ноги врозь в вис. Движение требует от гимнаста очень уверенного, компактного исполнения поворота, после чего следует не очень приятная фаза вращения по сальто вперед, в ходе которой гимнаст долго не имеет эффективного зрительного контроля движения относительно перекладины. Подлет Гингера строится иначе. В отличие от «делчевского», его полетная часть как бы не носит четкого пофазного характера: после броска гимнаст еще на опоре начинает поворот в согнутом положении и, стабильно сохраняя это положение в дальнейшем, постепенно, монотонно поворачивается кругом. Уже вскоре после перехода в полет он может контролировать зрением ход движения и свое расположение относительно опоры. При этом даже при неполном повороте он довольно рано получает возможность, возвращаясь в вис, дох-ватиться рукой, одноименной повороту. Этими особенностями и объясняется, прежде всего, предпочтение, которое гимнасты оказывают «гингеру», хотя следовало бы отметить, что в стилевом отношении «делчев» — сальто более эффектное. Любопытно, что два описанных варианта подлета, будучи существенно различными в своих традиционных формах, практически сливаются по структуре и технике, как только дело доходит до усложнения движения. Так, если представить себе на базе того и другого подлетов сальто с поворотом на 540° (элемент, впервые показанный в нашей стране А. Погореловым, но приписанный французу Ж. Дефу), то сразу станет ясно, что от наиболее специфических признаков того и другого движений придется отказаться и нужно будет перестраивать их технику так, что она придет, фактически, к единой рациональной форме. Эта форма, конечно, — сальто выпрямившись. При этом, если гимнаст идет к полуторному пируэту в вис от «делчевского», ему придется делать в прямом положении не поворот кругом, а весь полуторный пируэт и соответственно дольше вращаться в прямом положении. Если после этого исполнитель и сделает характерный для «делчевского» перемах ноги врозь в вис (для которого остается очень мало времени), он будет носить, скорее, формальный характер. Что до «гингеровского», то необходимость быстрого поворота также заставит гимнаста разогнуться и вращаться в прямом положении, так что большая часть подлета будет происходить точно так же, как в «делчевском», а финал может отличаться разве что тем, что гимнаст не будет разводить ноги. В том и в другом движениях будут и другие черты сходства, о которых мы поговорим отдельно в следующем сюжете. Приведенный разбор говорит об одной общей важной закономерности. Она заключается в том, что технические и структурные вольности, вариативность движения возможны только в относительно простых случаях. Но чем выше сложность упражнения, чем рациональнее должна быть его техника, тем меньше остается простора для произвольного решения двигательной задачи.
|