АНДРИАНОВСКИЕ ИГРЫ
Выше нам уже доводилось говорить о том, что вращения «по сальто» и «по винту» связаны лишь общим временем исполнения и некоторыми косвенными признаками (33). Но давайте рассмотрим здесь еще один конкретный поучительный пример. Энное число лет назад автор этих строк работал на очередном сборе сильнейших гимнастов СССР и наблюдал как тренируются кандидаты на участие в Кубке Европы по гимнастике. Был среди них и тогдашний отечественный и мировой лидер Николай Андрианов. Комбинация Андрианова на перекладине была, в общем, уже обкатана, но что-то неясное оставалось с соскоком — двойным сальто назад с поворотом на 360°. Делал его гимнаст без проблем, достаточно уверенно приземлялся, но не было устойчивой картины с поворотом; он, поворот, все время... смещался у Николая по времени, да как! За полторы недели до отъезда на соревнования поворот получался «ранним» — гимнаст быстро поворачивался сразу после отхода в полет (зона бнарис. 25). За три дня до отлета на соревнования пируэт оказался уже несколько за высшей точкой движения по траектории (в). Но каково же было видеть, что на самих соревнованиях в Барселоне Николай Андрианов делал свой поворотне просто на втором сальто, а в самый последний момент, незадолго до приземления (начало зоны д)\ Мы не знаем почему или зачем наш чемпион так «играл» с «пируэтом» (или сам «пируэт» шутил с ним свои шутки). Дело в другом. Пример этот наглядно показывает, что поворот вокруг продольной оси — если только он основан на безопорной технике! — независим от вращения по сальто и может (при условии, что гимнаст свободно владеет техникой безопорного «винта»), произвольно смещаться по времени и месту безопорного движения. При этом, строго говоря, никакой принципиальной привязки поворота к вращениям по сальто нет и быть не может. Так, в случае с Андриановым поворот вначале попадал на первое сальто, затем на границу между первым и вторым, а в итоге — на второе сальто. Конечно, есть косвенные факторы, заставляющие делать поворот в определенной фазе сальто. Один из них — особенности ориентировки в пространстве (33), и тогда гимнасту вряд ли удастся так играть временем поворота, как это получалось у Н.Андрианова. Но это уже вопрос привычки и мастерства. 36. ОТ «ДЕЛЧЕВА» К «ГИНГЕРУ» В 1977 году молодой болгарин Стоян Делчев продемонстрировал подлет в форме полпируэта назад, получивший его имя (справедливости ради нужно сказать, что идея этого движения, не будучи слишком оригинальной, многим приходила в голову задолго до Делчева, и многие это движение пробовали, втом числе в нашей стране. Такчто дело не в идее). А уже год спустя немец Эберхард Гингер сделал и свой именной подлет, который, формально говоря, тоже не что иное как полпируэт в вис, но — в другой технической форме. С тех пор собственно «делчевское» исполняется довольно редко, тогда как «гингер» вошел в моду и до сих пор используется в практике, хотя и пореже, чем во времена своего появления. В чем разница между этими движениями, и почему «гингеровс-кое» сальто оказалось предпочтительнее?
П ЕРЕКЛАДИНА
|