ЗАДЕРНУТОЕ САЛЬТО
Как известно (69, 73, 92), существует структурная симметрия между большинством движений, исполняемых на махе вперед и назад. С этой точки зрения сальто вперед из виса на перекладине должны быть «отражениями» задних сальто мортале. И действительно, «перелицовывая» технику сальто назад, можно получить все необходимые компоненты броскового сальто вперед. Однако, функциональная асимметрия (69,73) тела человека нет-нет, но напомнит о себе и здесь. До сих пор встречаются, например, отдельные исполнители сальто вперед, особенно двойного, применяющие отход «накатом» (рис. 27-аиз.с. 98). При этом действует стереотип одноименного оборота вперед (11), который отдает сальто не только накопленную энергию движения, но и координацию. Что ж, в принципе можно действовать и так, но нельзя не отметить, что в этом случае исполнитель не только лишается преимуществ, которые имеет бросковое движение на махе назад, но и может потерять крутку. Ведь нетрудно заметить, что при отходе согнувшись ноги гимнаста еще на опоре совершают противодвижение в форме курбета (к.к. 1—4). Полбеды, если гимнаст использует пассивный отход (20) и целиком полагается на накат, то есть в момент перехода в безопорное положение не меняет ранее принятого положения согнувшись. Если же в момент отхода сгибание продолжается, то вращение, полученное благодаря большим оборотам, гаситсятш сильнее, чем активнее был курбет. Техничнее и прогрессивнее бросковое движение на махе назад, которым в норме и исполняются все сальто вперед из виса на перекладине (рис. 27-6). Принципиальная схема этого движения — точно такая же, как в аналогичном обороте (10), где наиболее правильной является техника броска ногами с одновременным прогибанием тела и «проваливанием» в плечах (к.к. 1—4). Отметив это, обратимся к собственно сальто вперед. Прежде всего обратим внимание на то, что нормальный (у горизонтали) отход с выталкиванием (19) здесь возможен только в том случае, если после броска с прогибанием тела (рис. 27-в, к.к. 1—4) гимнаст выпрямляется (к.к. 4—5), то есть выталкивается назад и сразу после этого покидает опору (к. 5). Однако это действие довольно коварно. Дело в том, что выпрямиться в этих условиях это значит сгибаться из прогнутого положения до прямого (к.к. 3—5). Но поскольку это движение выполняется после активного броска, и мышцы-сгибатели тела натянуты, его трудно сдерживать, и гимнаст часто _________ 39. Поворот сгибанием или разгибанием? проскакивает прямое положение, сразу же переходя к собственно сгибанию (к.к. 4—6). Последнее субъективно воспринимается гимнастом как вполне естественное движение, поскольку нормальная поза в полете при сальто вперед — слегка «закрытая» или с явным сгибанием. Однако, в таком естественном ходе событий таятся неприятности, так как нужное для отхода выталкивание от опоры сразу после прохождения прямого положения (к. 5) сменяется (при сохранении опоры!) притягиванием к ней (к. 6). Результатом такого запаздывания с переходом в полет является «задергивание» сальто с опасностью прихода ногами на гриф. Как избежать этой неприятной ошибки? Главное, наиболее радикальное здесь средство это повышение культуры броскового движения, воспитание навыков тонкой диф-ференцировки основных элементов движения — по времени «удара пятками» при броске, по высоте и направлению маха, по степени прогибания тела и его последующего выпрямления и др. В качестве же более конкретного средства предупреждения или исправления «задернутого» движения может быть рекомендовано исполнение неоформленного сальто вперед (в поролон) в положении прогнувшись или с осознанным поздним сгибанием тела в полете. Впрочем, на рис. 27-6 показан еще один характерный отход на сальто вперед прогнувшись. Он характерен тем, что гимнаст переходит в полет прямо «с броска», без выпрямления тела. Такое действие аналогично отходу на сальто назад с активизирующим бросковым движением «на курбете» (20,31). Оно сопровождается более интенсивным вращением вперед (что совсем нелишне в сальто прогнувшись), но при нормальном, то есть у горизонтали, отходе в полет также может привести кдвижениюнагриф, фактически — к тому же «задергиванию», только не на сгибании, а на прогибании тела. Поэтому здесь требуется корректировка времени отхода с несколько более ранним исполнением всех опорных движений, начиная от подготовительных действий (19). Наконец, от столкновения с грифом можно уйти и за счет ухода от него не назад, а вверх (как на рис. 27-6), но это «темп» не столько для соскока, сколько для сальто в вис (37). 39. ПОВОРОТ СГИБАНИЕМ ИЛИ РАЗГИБАНИЕМ? Мы уже отмечали, что по биомеханическим условиям наиболее естественным и традиционным для гимнаста началом исполнения поворотов как на опоре, так и в полете обычно является разгибание тела в тазобедренных суставах. Вместе с тем, хорошо «обкрученный» ПЕРЕКЛАДИНА 40. Питомцев - Якунин - Ткачев - Люкин - Маринич - Георгадзе...
спортсмен может делать поворот практически из любого (предварительно слегка изогнутого) положения, то есть начинать его не только разгибанием, но и сгибанием тела и даже его боковым изгибом. Интересно преломляются эти моменты в технике сальто вперед с поворотами. Наиболее доступной технической формой поворота в этом сальто является именно поворот «от разгибания». Поскольку наиболее расхожей, удобной техникой этого сальто является движение в полете со сгибанием тела, то здесь есть и все условия для исполнения такого поворота. При этом простейший полпируэт может делаться в этом случае различными темпами: ранним разгибанием, «ударом» ног кверху (с последующим возможным вращением по сальто назад), «поздним темпом» с разгибанием и поворотом перед самым приземлением и целым рядом промежуточных между ними способов (187). Более сложная картина имеет место при исполнениях сальто вперед прогнувшись, хотя и здесь поворот может исполняться по-разному. Наиболее архаичная и технически грубая форма — бланш, при котором гимнаст, сохраняя прогнутое положение, при отходе отталкивается от опоры асимметричными действиями рук. При этом часто возникает печально известное движение «вертолетом», когда вращения «по сальто» и «по винту» пофазно совмещаются таким образом, что возникает впечатление будто гимнаст не переворачивается через голову, а поворачивается в горизонтальной плоскости боком вокруг плеча или как бы лежа на животе (подчеркнем, что это лишь впечатление, обусловленное специфической кинематикой подобного движения). Картина эта особенно усугубляется, если поворот делается замедленно и растянут на всё безопорное движение, как в этих случаях обычно и бывает. Впрочем, такая техника теперь весьма редка, так как гимнасты лучше «обкручены» и владеют быстрым безопорным «винтом», при котором сальто выглядит уже совершенно иначе. Одна из причин, по которой гимнасты были вынуждены в давние времена обращаться к «вертолетной» форме поворота, была та, что при бросковой технике сальто вперед, переходя в полет, нужно выпрямляться сгибанием, а сгибание, как мы уже отмечали, менее удобный координационный фон для запуска поворота, чем разгибание; для гимнастов недавнего прошлого это было существенное различие. По этой же причине и доныне используется техника, когда сальто «прогнувшись» делается по следующей схеме (рис. 27-г): вслед за бросковым отходом с выпрямлением тела гимнаст в полете несколько «закрывается» (что не мешает воспринимать движение как сальто выпрямившись) и лишь после этого, разгибаясь, начинает быстрый безопорный поворот. Биомеханически эта техника довольно удобна и эффективна, хотя и тут, в известном смысле, отдается дань недостаточной вращательной подготовленности гимнаста. Внимательный читатель резонно заметит: зачем, собственно, специально организовывать какое-то сгибание перед поворотом, если есть вариант отхода накатом (рис. 27-а), при котором гимнаст и так переходит в полет согнувшись (38)? Зачем лишние движения? Ответ не менее резонный: отход накатом, какуже говорилось, плох потерей крутки, опасен возможностью задергивания на перекладину, но главное даже не это. Техника, типа показанной нарис. 27-г, позволяет прекрасно организовать отход с люфтпаузой (32), четко отделяющей опорные действия от начала поворота в полете, не говоря уже о том, что здесь создаются удобные условия для запуска поворота. Но в принципе наиболее рациональна для сальто вперед техника поворота, начинающегося сгибанием тела с последующим конусообразным движением звеньев. В этом случае не надо ни отталкивания от опоры, провоцирующего утрированный выход тела из основной плоскости сальто, ни искусственной организации разгибания в полете, от которого был о бы удобнее делать винтообразующие действия. Как и всякий чисто безопорный поворот, это движение прекрасно управляется: оно может быть интенсифицировано благодаря более активным действиям в полете и, напротив, мгновенно и полностью остановлено, если нужно, еще до начала входа в фазу приземления. Причем на основе этой техники можно делать повороты любой слож-ности! Единственным недостатком этой техники является то, что она координационно сложнее и поэтому не всеми и не всегда бывает полноценно освоена. Но это — как недостатки, присущие молодости. Они, как известно, проходят.
|