ДУГА - САЛЬТО. ПРЕРВАННАЯ ПЕСНЯ...
Соскокдугой и сальто вперед делал еще корифей мировой гимнастики Виктор Иванович Чукарин. Соскок мог бы развиваться и дальше, но...наступила эра «больших махов», сальтовых движений с больших оборотов и подлетов-перелетов. «Дуги» из рук мужчин перешли на время в распоряжение гимнасток (187,188), а потом и у них вышли из моды. Однако, сами движения — как обороты в висах сзади, как соскоки лётом и др. упражнения — остаются и вполне могут представлять ин- ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________ терес для хороших исполнителей, ибо, как уже не раз говорилось, нет неинтересных движений, а есть только их плохие исполнения! Чукарин делал наиболее простой вариант дуги-сальто — в группировке. Но двигательный потенциал современного мастера позволяет достичь много большего. Достаточно сказать, что еще в конце 70-х годов даже гимнастки успели выйти на уровень соскока дугой и сальто вперед прогнувшись или (что энергетически сопоставимо) соскок дугой —двойное сальто вперед. Наиболее эффективен, как известно, вариант дуги, выполняемой из упора-виса стоя (рис. 44).Это и понятно: действия спада (к.к. 1—2) координационно наиболее просты и, вместе с тем, мышцы-разгибатели, выполняющие основные действия упражнения (к.к. 2—5) оказываются достаточно хорошо подготовленными благодаря предварительной растяжке. _____________ 50. Дуга - сальто. Прерванная песня... Отметим несколько деталей, характерных для этого движения. Первая из них связана со спадом. Сгибание тела в положении упора стоя (к.к. 1—2) здесь близко к пределу, но если в ходе спада поза совершенно не меняется, предварительное натяжение мышц задней поверхности тела будет носить статический, фиксированный характер и не даст максимальной мощности в фазе последующего разгибания. Поэтому, стремясь увеличить активность действий при разгибании, гимнаст может использовать дополнительный прием, позволяющий сделать подготовительную стадию более конструктивной. Он заключается в усилении «складки» на спаде посредством определенного приема, о котором более подробно мы говорим в главе, посвященной брусьям разной высоты (188). Другая деталь имеет отношение к высоте движения ног при разгибании. Формальная логика вроде бы подсказывает, что чем выше будет движение, тем лучше. На самом деле нетрудно догадаться, что здесь нужен не максимум, а оптимум. Ведь чрезмерно высокое движение, даже если бы гимнаст с ним справился физически, дает слишком крутую траекторию вылета с неприятно коротким отходом вперед от опоры (рис. 45-а). Но дело не только в траектории. Чрезмерно позднее и, следовательно, высокое движение невыгодно для вращения в полете, об этом мы уже не раз говорили в связи с другими контрвращениями: чем выше гимнаст при соскоке дугой поднимается на опоре (именно на опоре, а не в полете!), тем больший угловой путь ему придется проходить при контрвращении вперед в полете. Может показаться, что эта трудность компенсируется хорошей высотой подъема, но и здесь нас ждет разочарование: тело гимна- ста, высоко «забравшееся» вверх на опоре, из-за действия сил тяжести и трения резко теряет в скорости и после перехода в полет практически не имеет свободного вылета вверх; это означает резкое уменьшение реального времени в полете. Но и ранний, отлогий отход также неудовлетворителен (рис. 45-в). Условия контрвращения здесь благоприятны, но полученную быструю «крутку» вперед не
ПЕРЕКЛАДИНА ______________________________________ удастся реализовать из-за угрожающе низкого и кратковременного полета. Итак, наилучшие результаты должно дать только умеренно-высокое движение. Ориентиром здесь может быть направление начального «срывного» движения стопами при разгибании. Как видно из рис. 45-6, этот угол не более, чем 15—20° к горизонту. Третья, важнейшая деталь — конечная поза разгибания на опоре. Сама фаза разгибания обычно протекает как последовательное движение, начинающееся ногами и завершающееся сильным отталкиванием руками за голову (ср. с действиями отхода на «ткачевский», рис. 28). Показательна финальная поза на/я/с. 44, к. 5с предельным прогибанием тела. Впрочем, важно помнить, что выход в такое положение оправдывает себя только в том случае, если гимнаст способен до самого перехода в полет активно наращивать скорость разгибания; если же она начинает к финалу разгибания затухать, то лучше переходить в полет пораньше, не дожидаясь предельного прогибания тела! Поза на к.5 показательна тем, что все суставные движения в этом время работают на усиление контртемпа; даже сгибание ног назад в коленях (к. 5-а) помогает решению этой задачи. И напротив, ранняя (еще на опоре!) группировка как на рис. 5-6 — ошибочна, так как вызывает вращение периферических звеньев тела назад, то есть в направлении, противоположном сальто. Группироваться, если это необходимо, нужно, но — только после полного перехода в безопорное положение (еще раз вспомним о «люфтпаузе», 32). И последнее. При верных действиях на опоре последующее вращение по сальто выглядит как активное продвижение плечами вперед-вниз, особенно при сгибании (к.к.5—7). Если же движение такое как на к. 7-а и выглядит как подтягивание ног к плечам, это означает, что мощность контртемпа была явно недостаточной (43).
|