Студопедия — Воздушный кроль
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Воздушный кроль






носки приподняты), затем, поворачиваясь кругом, несколько сгиба­ется и т. д. Индикаторным здесь является так называемое положение «пловца кролем» (к. 12-а), которое используется во всех названных нами выше упражнениях, сходных структурой полетных дви­жений10.

Гораздо более трудным является так и не реализованный практи­чески (хотя и неоднократно планировавшийся рядом гимнастов) со­скок лётом с дополнительным сальто назад (рис. 40).

Проблема исполнения этого движения — чисто мощностная, и в этом отношении она весьма сходна с проблемой «ткачевского» (41). Соскок лёт-сальто, кажущийся проблематичным, на самом деле вполне возможен, тем более сейчас, когда среди ведущих мастеров много гимнастов, обладающих прекрасными скоростно-силовыми, «взрывными» качествами (здесь крайне необходимыми) и хорошей техникой. Схема движения должна быть такой.

1. Вся подготовительная стадия и бросок делаются насколько воз­можно мощно, динамично и — несколько раньше обычного, с оконча­нием броска ниже, чем в простом «лёте» (к.к. 2—5); это упрощает пос­ледующее вращение назад, так как угловой путь, который нужно бу­дет пройти телу гимнаста в полете, уменьшается на 40—45°;

2. Действия отхода (к.к. 5— 7) должны быть особенно эффектив­ными. Необходим высокий мышечный тонус, «жесткая», «сухая» ра­бота как в броске, так и, в самом курбете, чтобы сгибание тела было очень мощным и коротким;

3. Высокие требования предъявляются к синхронизации действий во всех суставах, вовлеченных в действия броска и курбета, то есть — в тазобедренных, межпозвонковых, плечевых, локтевых. В курбете гимнаст должен хорошо ощущать одновременный «удар» по всем сочленениям системы, их «тотальную мобилизацию»: носки ног делают острое движение книзу, таз мгновенно уходит вверх, спина округляется, плечи выходят вперед-вверх, голова также приподни­мается, локти по возможности жестко фиксируются, кисти резко на­жимают на опору книзу (гимнаст должен ощущать в этот момент дав-

10 Не следует думать, что случай с «пловцом кролем» какой-то особенный. Это всего лишь разновидность поворота налево при вращениях назад. Все дело в разных исходных положениях для поворота: если поворот налево начинается из положения руки вверх (как при отходах на сальто назад), то первой убирается к тазу левая рука, оставляя правую вверху. Если же вначале обе руки у таза (как при отходах в лёте), правая рука сама идет вверх, оставляя левую внизу. В конечном итоге, и там и там активная часть поворота начинается из одинакового положе­ния, соответствующего «позе пловца».


       
   

ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________

ление на большие пальцы рук, а не на основания остальных четырех пальцев кисти);

4. Движение специфично вынужденно низким положением ног при вылете (к. 8), но зато очень быстрым и высоким подъемом плеч над грифом; руки гимнаста при отходе немедленно опускаются к тазу и делают круг назад-вверх-вперед (к.к. 7—9);

5. Индикаторное положение тела для соскока лёт-сальто — поло­жение «стоя», то есть вертикальное или близкое к нему положение в полете, которое гимнаст получает вскоре после того как перелетел через гриф (к. 9).

6. Характерный нюанс: несмотря на необходимость достаточно ранней, быстрой и плотной группировки гимнаст должен после кур­бета вначале быстро выпрямиться, подняв плечи (к.к. 7—8), и только после этого, подтягивая ноги вверх, переходить к группированию (к.к. 9— 1Г). Фактически, здесь опять идет речь о люфтпаузе (32), без настройки на которую опорные действия гимнаста, особенно курбет, будут скомканы и не дадут нужного энергетического эффекта.

Освоение описанного соскока «лёт-сальто» — такой же принци­пиальный для гимнастов шаг, как разучивание движений типа «ткачевского» или группы движений «делчев-гингер» с их модифи­кациями. На его основе могут быть в дальнейшем разучены и другие интересные элементы, например — махом назад сальто назад в соскок и в дохват.

49. ПРИХОТЛИВАЯ «ВЕРТУШКА»

В свое время у гимнастов-мужчин и у гимнасток были популярны повороты махом назад на 360° — «вертушки», Наиболее прочно в гим­настических анналах закрепилась память о вертушке Веры Чаславс-кой, показанной еще в 1966 году в Дортмунде (отмахом из упора), но и мужчины частенько делали подобные движения махом из виса на перекладине.

Сейчас эти упражнения подзабылись, но их фактическое значе­ние не уменьшилось, так как виртуозно выполненный поворот, осо­бенно если это не просто поворот, а подлет с поворотом, — движение красивое, хотя и довольно капризное. Вот некоторые его техничес­кие детали, которые проливают свет не только на особенности самих вертушек, но и (что, быть может, наиболее важно) вообще на тонко­сти взаимодействия гимнаста с опорой в подобных движениях.

Итак, в демонстрационной части упражнения исполнитель дол­жен решать сразу ряд непростых задач. Это и подлет, и его оптималь-


49. Прихотливая «вертушка»

ная траектория, нужная для возвращения на опору, и сам поворот, и многое другое.

Рассмотрим подробнее условия и особенности подлета при вер­тушке махом назад из виса на перекладине.

Абсолютное большинство исполнителей всегда избегали, в сущ­ности, подлета: гимнаст бросал опору ровно на столько времени, на сколько это нужно было только для поворота. Делался относительно высокий, но пассивный мах в разном хвате или хвате сверху, и в его конце, когда кисти «разгружаются», следовал сам поворот. Отметим, что удовлетворительные условия для этого появляются лишь при подъеме выше горизонтали, что дает не только сносную высоту и дос­таточное время безопорного движения, но и надежный возврат на опору.

Однако даже высокий, но инерционный мах здесь — суррогат. Собственно подлет становится возможным лишь при исполнении движения на хорошей бросковой основе с применением «контртемпа». Такое движение показано на рис. 41. Это как бы «зеркальный аналог» подлета махом вперед (см. рис. 35), при котором исходное вращение активно гасится на фоне увеличения общей мощности движения и

высоты вылета. Что касается конк­ретной техники, координации дей­ствий, то они предельно близки к лётовым движениям (46), с той только разницей, что гимнаст отра-

к

батывает здесь на опоре раньше и «контрит» меньше, чем при соско­ках лётом.

Добавим к сказанному ряд ню­ансов, характерных именно для вертушки с активным подлетом.

На рис.41 и 42 на с. Д26 даны в сравнении три варианта подлетов, различающихся балансом броска и «контртемпа».

 

Первый из них (рис. 41) — ос­новной — использует чисто нейт­рализующий режим действий, приводящий к красивому горизон­тальному взлету. Второй (рис. 42-а) идет с преобладанием броска: вы­летая вверх, гимнаст продолжает


       
   

ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

вращаться вперед, поэтому видимый «отрыв» плеч от опоры здесь меньше, чем в первом случае, и это снижает зрелищность движения. Но все же вариант привлекателен возможностями прихода в высокое конечное положение, вплоть до стойки на руках или упора. Третий вариант (6) — худший, хотя встречается, к сожалению, чаще других. В нем доминируют контрдействия (в том числе и в плечевых суставах). Несмотря на энергичность этого движения, его результат далеко не лучший: гимнаст делает поворот в положении «стоя», а после дохвата уходит в вис с обрывом и минимальным махом вперед в висе.

Таким образом, движение требует тонкого ощущения баланса между бросковым махом и контртемпом, и над этим нужно специ­ально работать.

О траектории полета. Наилучшее решение этой задачи показано на рис. 41. Но чаще, к сожалению, мы видим другое (рис. 43-а): сделав мах, гимнаст тянет на себя гриф, одновременно входя в поворот. Причем потребность в этом действии тем больше, чем ниже подъем

из виса. 1яга руками «на сеоя» форсирует, кроме того, движение туловища и ног вниз, давая ре­зультат, подобный подлету, пока­занному на рис. 42-6, но — почти без подлета!.. Чтобы уйти от этого неприятного движения, нужно прежде всего позаботиться о пост­роении системы «бросок-контр­темп» (рис. 41).

Наконец, о самом повороте. Лучший поворот делается в поле­те, и начинается на разгибании (к.к. 6— 7). В этом случае при хоро­шем вылете возможна даже «двой­ная вертушка» — на 720°.

 

Однако, чаще, всетаки, гимна­сты делают поворот ранним тем­пом, от опоры, создавая себе этим различные неприятности. Наибо­лее характерная из них связана со стремлением, поворачиваясь от опоры, оттолкнуться от нее. Часто при этом плечи гимнаста сразу от­ходят назад от грифа и... больше


туда не могут вернуться (рис. 43-6). Этот просчет обычно усугубляется другой ошибкой, о которой мы уже упоминали — низким махом из виса с выходом в вертикальное положение (рис. 42-6).

Более правильная техни­ка такова.

Начиная поворот от опо­ры, гимнаст не торопится снимать с грифа разноимен­ную руку и долго фиксирует ее взглядом (другая рука сразу сгибается у груди, ухо­дя назад-вверх за свободным плечом). Секрет действий

опорной рукой заключается в том, что она не отталкивает тело гимна­ста от перекладины и не притягивает к ней, а «кружит» его возле опо­ры; рука как бы заводит гриф по широкой дуге назад, за спину. Лишь тогда, когда анатомические ресурсы этого движения иссякают, гим­наст — без акцентированного поддергивания или отталкивания — свободно оставляет опору и одним движением поворачивает голову «по винту», стремясь сразу же увидеть снаряд с другой стороны.

В заключение повторим, что все описанные тонкости техники нужны, чтобы сделать... более или менее посредственныйповорот. Хорошая же «вертушка», достойная современного гимнаста, это — высокий бросковый подлет с виртуозным поворотом в безопорном положении!







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 422. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия