Лунная история
все равно в какой фазе и на каком направлении сальто начинать вин-тообразующие действия. Еще одна любопытная, но очень неприятная особенность кратных «пируэтов» с перекладины — их склонность к «перекруту» по сальто. Типичная картина: «гладкое» сальто назад гимнаст делает нормально, но как только оно дополняется сложным быстрым поворотом, возникает избыточное вращение с падением назад. Дело здесь в следующем. Как уже отмечалось, при достаточно ранних темпах на поворот (зоны а-бнарис. 25) начало винтообразую-щих действий в сальто назад падает на разгибание тела (рис. 25, к.к. 2—3). Но разгибание, запускающее действия поворота в сальто назад, функционально связано, в свою очередь, с предшествующим сгибанием тела при броске: чем активнее бросок, тем, как правило, быстрее и последующее разгибание тела, а значит — интенсивнее и стартовые действия поворота. Но эта причинно-следственная цепоч-каимееткакбы и обратное действие: чем активнее гимнасту требуется сделать поворот, тем больше он (часто сам того сознавая!), интенсифицирует все предшествующие ему действия, в том числе те, от которых зависит и вращение по сальто. И «перекрут» готов! Как же разорвать эту нежелательную связь? Существует несколько путей. Один из них, пожалуй, самый эффективный, мы уже рассматривали. Это работа через люфтпаузу (предыдущий сюжет). Но при этом гимнаст должен вполне владеть быстрыми «винтообразующими» действиями в полете, никакие зависящими от условий перехода в безопорное положение. Другой путь — сознательный контроль мощности броскового движения, которое не должно необоснованно усиливаться, несмотря на интенсификацию поворота (21). Путь этот трудный и неблагодарный, так как гимнаст вынужден умышленно разрывать естественную связь, существующую в цепочке движений при броске и повороте. Но полезно иметь в виду и его, так как понимание взаимозависимости действий и их эффектов никогда не будет лишним. Третий путь, достаточно эффективный, хотя координационно и не простой — введение (или усиление) контрдействий на отходе (23). Хлопоты при разучивании сложных пируэтов на перекладине не ограничиваются, конечно, перечисленными ситуациями, и эти трудности тем значительнее, чем неувереннее гимнаст чувствует себя при исполнении поворотов с помощью безопорных механизмов. Поэтому наиболее универсальное правило: «обкручиваться и еще раз обкручиваться! Батут и еще раз батут!».
|