Уплотненное сальто
30. УПЛОТНЕННОЕ САЛЬТО В гимнастическом (акробатическом, батутном) обиходе принято связывать усложняющие действия, выполняемые в полете (повороты, изменения позы и др.), с фазами вращения вокруг фронтальной оси. Особенно это характерно для двойных сальто. Говорят, допустим, так: «пируэт — сальто» (то есть—двойное сальто с поворотом на 360° «в первом» и без поворота «во втором»), или: «полпируэта — сальто вперед» (значит, в двойном сальто первое из них делается с поворотом кругом, а второе — просто «гладкое» вперед). Так или иначе, всегда выходит, что усложняющие действия в полете «закреплены» за конкретным сальто. Так ли это? И да, и нет. Да, потому что гимнасты, акробаты, действительно, очень часто строят полетное движение «посальтово». Это вполне естественно, привычно и, до известной степени, связано с особенностями ориентировки в пространстве. Да и логически это убедительно: первое сальто — такое, а второе — вот такое... Но и — нет. Поскольку, чем сложнее становятся соскоки, прыж» ки, тем условнее становятся и эти связи между вращениями «по сальто» и сопутствующими им дополнениями. Достаточно сказать, что и повороты и любые другие усложняющие действия в полете могут совершенно независимо от вращения в сальто смещаться из одной фазы полета в другую (35), попадая при этом, например, на окончание одного и начало другого сальто-мортале. И тут уж вообще невозможно сказать куда относится поворот — «к первому»? «ко второму»? Наш недремлющий критик уже готов возразить. Не в этом дело! — Воскликнет он. Суть в том, чтобы как-то уточнить структуру движения, отметить его сложность, уметь его правильно называть, отличая от других вариантов упражнения. Что ж, с этим можно бы и согласиться, но нельзя не видеть, что эти определения движений все равно очень не точны, да и в принципе не могут быть точными, так как на самом деле усложняющие действия, строго говоря, вообще никак не привязаны к вращению «по сальто». Полетная стадия в упражнениях гимнастического типа — независимо от числа и углового пути саль-товых вращений — представляет собой как бы единое свободное пространство, которое может заполняться как угодно (187). Оно подобно кузову грузовой машины: его можно загрузить, а можно проехаться порожняком; можно забить до отказа или оставить пустое место; маленький груз можно приткнуть к кабине водителя, а можно передвинуть к заднему бортику... Какое отношение это имеет к вопросу о соскоках или перелетах, исполняемых на перекладине? Да самое прямое! Дело в том, что сложные полеты на перекладине (особенно, конечно, соскоки, поскольку они имеют наибольшие ресурсы движения в безопорном положении) на нынешнем этапе развития гимнастики могут и должны строиться по принципу независимости вращения по сальто и их усложнений. Следуя этому принципу, можно выполнять интереснейшие каскады движений, могущие решительно изменить наше представление о полетных упражнениях. Поясним сказанное примером. Представим себе некое двойное сальто, которое можно усложнить введением дополнительных действий в полете. Если мыслить по-старому, то в каждом сальто этого воображаемого соскока должно быть по одной усложняющей добавке, как в приводившихся выше примерах. Но в действительности это совсем не обязательно, и картина усложнений может быть более интересной и прихотливой! Так, соскок, начинающийся по факту отхода как профилирующее двойное назад, может, к примеру, получить такой вид: полпируэта назад прогнувшись — сальто вперед согнувшись с полпируэтом на разгибании — сальто назад прогнувшись. Каждая из этих частей полета не займет полного сальто, но будет просматриваться как самостоятельная фаза, притом, что на базе двойного сальто будет показано как бы три формы движения, составляющих каскад. Аналогичный пример с соскоком по сальто вперед: полпируэта вперед прогнувшись — сальто назад прогнувшись — сгиб-разгиб и — пируэт назад. Здесь на двойное сальто приходится даже четыре формы движения. Нечто подобное может быть проделано и в тройных сальто при условии, что гимнаст владеет полетом на уровне базовых требований, в противном случае ни о какой «свободе маневра» не может быть, конечно, и речи. Разумеется, все сказанное относится к гимнастике высшего класса и, быть может, не самого ближайшего дня. Но нет никакого сомнения в том, что все это доступно, что бы об этом ни говорили скептики. Именно на пути освоения таких каскадов — будущее гимнастики, так как их выполнение не требует невозможного — ни нечеловеческих усилий, ни фантастических полетов, ни «суперменских» двигательных качеств. Основные требования к исполнителям подобных движений хоть и не просты, но обычны и понятны. Это — высококачественная функциональная подготовка, интенсивная разносторонняя «обкрутка», быстрая реакция и — ясная голова...
ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________
|