ПЕРЕКЛАДИНА. 25. Что такое «профилирующее сальт о » ?
25. Что такое «профилирующее сальт о»?
Понимая все это, догадываясь об этом, гимнасты всегда стремились «тянуться». Особенно остро потребность перейти на стиль движения с прямым телом была осознана гимнастами и тренерами где-то в середине 70-х годов, и коснулось это, прежде всего, сальтовых движений. Но что значит «выпрямившись»? Имеет ли значение кок гимнаст приходит в прямое положение или это не важно, и главное лишь быть прямым в полете? Однажды автор наблюдал, как в зале ЦСКА группа ведущих советских гимнастов со спорами пробивалась к своему пониманию «сальто выпрямившись». Тон задавали двое братьев, младший из которых — в подтверждение своей точки зрения — демонстрировал на перекладине «бланш» как на рис. 20. Что мы там видим? Гимнаст выполняет традиционный отход (к.к. 1—2), при вылете продолжая разгибаться (к.к. 1—3) и несколько прогибается (к. 3), а затем, реализуя идею «выпрямления», действительно выпрямляется (к.к. 3—4). Но поскольку к прямому положению он идет уже из положения с прогибанием, то, таким образом, выпрямляясь, он сгибается. Ну и что? — Скажет читатель. — Какая разница, сгибается он или прогибается, главное — выпрямляется! Однако, разница есть, и существенная. Во-первых, гимнаст сделал, ни много, ни мало, два совершенно лишних, пустых движения: он зачем-то прогнулся при отходе (к. 3), а затем вынужден был возвращаться в прямое положение с помощью того самого сгибания (к.к. 3—4). Это не только лишняя «дерготня» в полете, но также трата драгоценного времени, потеря темпа, а также частичная потеря «крутки» (20). Во-вторых, и это главное, прямое тело очень важно для техничного выполнения пиру-этных движений, а повороты в этой ситуации практически всегда начинаются от разгибания, которое гимнаст зря «израсходовал» еще при отходе. Правильную схему движения можно проследить по рис. 18-г: разгибаясь после броска на опоре и выталкиваясь от нее (к.к. 4 —6), гимнаст выпрямляется, не делая больше никаких лишних движений. Если ему при этом нужно делать «ранним темпом» поворот (31), он начнет его, входя в прямое положение (к. 6) и уже практически потеряв связь с грифом. Конечно, выполнение поворота по описанной схеме — не догма. Современный хорошо «обкрученный» гимнаст должен уметь входит в пируэт откуда угодно, хоть от бокового изгибания тела, но биомеханика тела человека и конкретная техническая ситуация с отходом на сальто (в данном случае — назад) таковы, что наиболее верное и перспективное решение описанной задачи — именно такое, как было показано в сюжете. Работа мастера с учетом подобных «мелочей» и есть путь к виртуозности. 25. ЧТО ТАКОЕ «ПРОФИЛИРУЮЩЕЕ САЛЬТО»? Ответ на этот вопрос отчасти прояснился в предыдущем сюжете. Однако, посвятим ему отдельное обсуждение, поскольку это очень важно. В процессе наших бесед о технике мы часто используем понятие «базового упражнения». Так мы называем движения, дающие технически совершенный двигательный навык, позволяющий, по определению, заложить некоторую «базу» для освоения и добротного исполнения в дальнейшем каких-то других элементов. Насколько обширна эта база, формируемая с помощью одноименного упражнения — вопрос методики специальной технической подготовки, которая требует отдельного обсуждения. Посредством базового упражнения можно заложить в фундамент будущего движения и один нужный «кирпичик», и целые структурные блоки, и всё данное упражнение. То есть базовое упражнение может быть и элементарным (научиться висеть, тянуть носки и проч.), и более сложным, но охватывающим только часть целостного упражнения (уметь делать отход, поворот в полете и т. п.), и равным целостному элементу (базовый оборот, соскок) или даже соединению базовых навыков (учебная базовая комбинация). Вспомнив это, мы сможем проще подойти к ответу на вопрос, прозвучавший в заглавии данного сюжета. Итак, «профилирующим» называется такое целостное базовое упражнение, навык исполнения которого, будучи полноценно освоенным, позволяет успешно разучивать в дальнейшем упражнения определенного «профиля», то есть — целого семейства структурно родственных движений, например — тех же сальто назад с перекладины, которых,
|