ОТХОДЫ СО СРЫВАМИ И БЕЗ
Из старых времен к нам пришло словцо «срыв». Когда-то практиковалось сальто «срывом», делался одноименный соскок махом вперед из упора продольно (потом это название — без всякого на то основания — перешло в женскую гимнастику) и т. д. В нынешние времена слово это обычно означает то, что оно и должно означать—технически неверный отход в безопорное положение или буквальное падение со снаряда (впрочем, есть еще и понятие психологического и соревновательного «срыва»). ____________________________ 22. Отходы со срывами и без Обратимся к техническому значению понятия «срыв» и рассмотрим в этой связи некоторые небезынтересные детали. Одно из ключевых действий гимнаста — переход в безопорное положение при соскоках, перелетах и т. п. упражнениях. Организация такого перехода требует от гимнаста многого (19,20). Здесь же коснемся только одного момента — условий технически «несрывно-го» перехода в полет. Вспомним собственно «срывы», то есть случаи внезапного или как бы внезапного ухода со снаряда, когда гриф перекладины резко освобождается от давления и отвратительно вибрирует. Собственно, неприятен здесь не только и не столько звук срывного движения, сколько его последствия, так как «срыв» это свидетельство неполадок в движении, сигнал бедствия. Ведь нормальный переход в безопорное положение должен быть не только верным по определяющим параметрам полета, это само собой, но и происходить благопристойно — мягко, бесшумно и в этом смысле красиво. Каковы технические условия нормального отхода? Ясно, что перекладина не будет «возмущаться», если ее деформации, вызванные суммарным действием ряда сил (2—4), снимать не вдруг, а более или менее плавно. То есть, если перекладину уподобить натянутому луку, то его «тетиву» (гриф) нельзя отпускать как при выстреле, а следует освобождать постепенно. Как этого добиться? Ну, во первых, все нормальные переходы в полет, как уже было показано (19), выполняются на этом снаряде близко к зоне движения тела у горизонтали, когда давление в принципе уже значительно меньше, чем у нижней вертикали (2). Однако и здесь еще есть заметная центробежная сила, и если момент перехода в полет не подготовить, технически не обработать, произойдет срыв. Так действуют, например, плохо подготовленные гимнасты, пытающиеся «броситься» на сальто назад «ратшм темпом» (рис. 18-а на с. 64). В этом случае гимнаст раскрывает кисти, либо вообще не подготовив отход броском, либо делает это невпопад, например — одновременно с броском {рис. 18-6), а это — грубая ошибка. Как же это должно происходить в норме? Здесь нужно вернуться к уже упоминавшейся нами технике волнообразного движения, возникающего в теле гимнаста при традиционном броске (8). Но давайте прежде вспомним как ведет себя обыкновенная веревка или цепочка, лежащая на столе, если ее дернуть за один конец и таким образом пустить вдоль нее волну, способную Добежать до другого конца веревки {рис. 18-в). Мы увидим, что ранее ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________ неподвижная дальняя часть веревки (до которой мы и не дотрагивались!) приподнимется и хлопнет по столу. Другими словами — на время освободится от связи с опорой! Нечто очень сходное происходит и с телом гимнаста, вдоль которого бежит механическая волна, возбужденная собственными активными действиями спортсмена: начав бросок активным движением стоп, исполнитель движения, последовательно сгибаясь и разгибаясь, проводит по всей биодинамической цепи импульс, достигающий рук и в определенный момент освобождающий кисти от давления на опору! Именно в этот момент верно действующий гимнаст и «бросает гриф», который успевает к этому времени достаточно плавно разгрузиться, благодаря чему отход в полет происходит «культурно». Главное же в том, что это означает наличие организованных (а в процессе обучения и хорошо осознанных) действий перехода в полет. Посмотрим еще раз {рис. 18-г): с началом броскового движения возникает «бегущая волна», вначале захватывающая ноги (к.к. 2—4), потом, после их притормаживания, передающаяся на туловище (к.к. 4— 5) и, наконец, достигающая руки собственно кистей (к.к. 5—6). Описанная техника мягкого перехода в полет, конечно, не единственная, хотя она наиболее традиционна.
|