Первый. Если гимнаст, имея накат, не будет в момент перехода в полет вообще менять позу, то есть не станет совершать никаких действий типа отталкивания или притягивания, то останется при своей начальной «крутке», которая сохранится и в полете. Но это — не что иное как осуждаемый нами пассивный отход, как бывает, например, при осторожном исполнении недоученного двойного сальто (рис. 16-а).
Второй случай и другая возможность — сделать бросковое движение ногами по ходу маха всем телом, то есть, фактически, — курбет, который, как известно, дает «подкрутку». То же самое произойдет и здесь: гимнаст, сделавший «проброс» ногами при отходе в полет, получает дополнительное вращение, и тем большее, чем активнее был бросок. Эта возможность чрезвычайно важна и, забегая вперед, скажем, что ни одно по-настоящему сложное современное упражнение, требующее активного вращения по сальто, не может быть достойно выполнено без использования подобной техники. Подчеркнем лишь, что описанный курбет (или его аналог на махе назад) в форме обычного броска должен происходить именно в момент перехода в полет, то есть — начинаться на опоре, а завершаться уже в полете! В этом смысле движение, показанное на рис. 16-а, совершенно не соответствует описанным требованиям, так как гимнаст подтянул ноги до перехода в полет, а в момент потери опоры уже полностью зафиксировал позу.
Есть и третья, противоположная возможность: можно, используя опять-таки опору, выполнить в фазе отхода контрдвижение (23,43, 98,140), своего рода «антикурбет», который может столь же сильно
![](https://konspekta.net/studopediainfo/baza8/4846633863166.files/image155.jpg)
ПЕРЕКЛАДИНА