Студопедия — ЩУЧЬИ УРОКИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЩУЧЬИ УРОКИ






Прежде, когда возможности даже лучших турнистов не заходили дальше «гладких» одинарных сальто, было популярно сальто назад сгибаясь-разгибаясь или, как его ласково окрестили, «щучка». Как водится, движение вначале эксплуатировалось отдельными мастера­ми, которые были способны в этом упражнении блеснуть (а это воз­можно и сейчас, нужно лишь знать в этом толк!), а затем стало расхо­жим и время от времени появлялось в обязательных комбинациях. То есть его обязаны были делать все. Тут-то и выяснилось, что эле­мент не так прост, как кажется, особенно если стремиться к его высо­коклассному исполнению.

Тренеры и гимнасты1, легкомысленно относившиеся кэтому дви­жению, брали его в работу как обычный вариант сальто назад («бланш»): ну подумаешь, сгиб-разгиб! Вместо движения прогнув­шись «дернуться туда и обратно», вот и все...

Но оказывается — «не всё». Выяснилось, что если гимнаст владеет полноценным, достаточно высоким выпрямленным сальто и хочет именно на этой основе делать «щучку», то всякая попытка «просто» добавить к привычному движению сгибание-разгибание в полете кончается «перекрутом». И чем плотнее и четче гимнаст сгибается в полете (стремясь лучше «продать» движение в полете), тем сокруши­тельнее фиаско. Оно и понятно! Ведь сгибание тела — не что иное,


           
     

ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________

как род группировки, а она, как всякий знает, ускоряет вращение в полете.

Какой же вывод делает наш легкомысленный тренер? Он внушает ученику: ну, ты уж разошелся! Это ведь тебе не бланш. Работай по­спокойней, тогда и не перекрутишь! Послушный ученик резко «сбав­ляет обороты», делает очень вялое движение на отход и, едва успевая наметить сгиб-разгиб в полете, с трудом встает на ноги. Не сальто, а эрзац! Тут-то и становится понятно, что существует некая проблема, которую не решишь кавалерийским наскоком.

Как же строить такое движение?

Прежде всего нужно помнить, что в гимнастике практически нет движений, которые не поддаются отличному исполнению. Если есть реальное упражнение — должна быть и достойная его техника! Са­мым беспомощным и некомпетентным было бы решение прими­риться с приспособительным, вялым, стертым исполнением «сгиба-разгиба». Это сальто не только можно, но и должно выполнять с вы­соким вылетом и четкой, подчеркнутой демонстрацией «складки» в полете. Более того, практика показывает (и теоретически это объяс­няется), что самые высокие и эффектные одинарные сальто это имен­но сальто сгибаясь-разгибаясь, а также так называемые «затяжные»!

Что же происходит при грамотном исполнении подобных упраж­нений?

На рис. 19 — принципиальная картина сальто сгибаясь-разги­баясь. Упражнение выполняется по программе «моновращения», то

есть тело в целом все время имеет угловую скорость неизменного на­правления, но со специальными корректирующими контрдейст­виями на опоре. Опорная часть уп­ражнения выполняется, в большей своей части (к.к. 1—5), как это обычно и должно быть — на пол­ной мощности. Но в фазе отхода (к.к. 5— 7) гимнаст больше и мощ­нее обычного разгибается на опоре, «подставляя грудь» и отчетливо от­талкиваясь руками назад, за голову (ср. с движением на рис. 16-в). Мера этого «контртемпа» должна, разумеется, тонко соответствовать всему ходу движения: чем сильнее


24. Сальто выпрямившись. Но как выпрямляться?

«накат» и бросок из виса (20) и чем плотнее и дольше гимнаст намерен сгибаться в полете (к.к. 7—8и далее), тем сильнее должен быть кон­тртемп. Если эти условия выполняются, то получается высокий, эф­фектный соскоке замедленным вращением «по сальто», позволяю­щим выполнить четкую «щучку». По такой же схеме выполняется и так называемое «затяжное» сальто, для которого характерно очень медленное вращение в полете с «зависанием», из которого гимнаст выходит предельно поздней, но быстрой и плотной группировкой.

Побочная деталь: обратите внимание на то, что в обычном сальто выпрямившись (рис. 25) тоже есть разгибание при отходе (к.к. 2—3), но — более умеренное по силе и по углам — только до выпрямления тела. Это означает, что и здесь есть элемент контртемпа, из-за кото­рого вращение в обычном «бланше» — не самое активное. Но оно здесь и не требуется.

Остается последний вопрос: почему же в таком движении, где гимнаст гасит избыточное вращение, может возникать особенно вы­сокое, эффектное движение по траектории?

Дело в том, что, как мы уже говорили и будем еще повторять, энергия, затраченная гимнастом на реальное движение, никогда не пропадает. В таком упражнении, как сальто сгибаясь-разгибаясь, она, благодаря усиленному отталкиванию от опоры, выливается в форме более мощного, чем обычно, переместительного движения с высоким вылетом.

... Известен случай, когда гимнаст, смело пошедший на выполне­ние «щучки», в зале старого образца вылетел до потолочной балки и, разгибаясь, оттолкнулся от нее ногами... А вообще, не стоило бы за­бывать гимнастическую классику! Сальто сгибаясь-разгибаясь с по­воротом на 720°, которое чуть ли не тридцать лет назад демонстриро­вал японский мастер Сигеру Касамацу, стоит любого нынешнего двойного сальто!..

24. САЛЬТО ВЫПРЯМИВШИСЬ. НО КАК ВЫПРЯМЛЯТЬСЯ?

Работа с прямым телом — знак современной гимнастики. С одной стороны это, безусловно, красиво; это символ движения широкого, стильного, не стесненного ограничениями. С другой стороны — это признак высоких технических возможностей. Достаточно сказать, что на базе профилирующего «бланша» (25) можно сразу же сделать Двойное сальто в группировке. Еще более высокий потенциал у Двойных сальто с прямым телом (26). Наконец, полет выпрямившись создает идеальные условия для выполнения поворотов.








Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 331. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия