На этажах мощности
потенциал выше), то гимнаста неизбежно ожидает «перекрут». Если же прирастут только высота и время в полете, исполнитель все равно получит избыточное вращение, отличающееся от программного. Что же нужно делать, чтобы после такого форсированного сальто все же оказаться на ногах, а не на спине или голове? Решение такой задачи возможно только на основе введения в состав основных действий этого сальто некоторого «контртемпа», подобного описанному в связи с сальто сгибаясь-разгибаясь (23), и это серьезно меняет технику упражнения, которая будет существенно отличаться от базовой техники, присущей варианту «3». Так что сальто «4» это вовсе не «улучшенный» вариант профилирующего «блан-ша» «3», это вообще структурно другое движение, могущее давать даже отрицательный перенос навыка! Вернемся еще раз к профилирующему сальто «3». Его потенциал оказывается достаточным, чтобы, нисколько не прибавляя мощности движения и ничего не меняя в исходных параметрах полета (крутка, возможная высота вылета) освоить и выполнять двойное сальто в группировке. Можно, например, все больше и быстрее подгруппиро-вываясь после отхода в полет, сначала попробовать «перекрученное» сальто с четвертью на спину «5», затем, пропуская неприятный вариант полуторного сальто «6», сразу перейти к неполному двойному на живот «7», а после этого и «выкрутить» полное двойное «8». Такой путь работы, действительно, возможен (соответствующее сальто разучивали и делали еще в 60-х годах, до эпохи поролоновых ям), но по нынешним меркам он бесперспективен, так как движение, получаемое в итоге, есть лишь простейший небазовый вариант, выполняемый в относительно плотной группировке, а значит плохо управляемый и совершенно непригодный для введения поворотов. Более перспективен и естествен путь от профилирующего сальто «3» к двойному с увеличенным потенциалом «9». В этом случае гимнаст тоже использует для «подкрутки» группировку, но всё менее плотную, и все больше интенсифицирует действия на опоре включая «накат» и «курбет» (20). Результатом такой работы становится перспективное сальто в полугруппировке, о качествах которого мы уже говорили (25). Но и это, конечно, не идеал. Совершенствуя подобные Движения, гимнаст должен постоянно работать над повышением физического потенциала упражнения. В нашем примере достойной целью такой работы является двойное сальто выпрямившись «10», которое — при правильной технике — может стать для гимнаста основной множества самых удивительных достижений, включая перспективные тройные «11»,«12» и многое другое. ПЕРЕКЛАДИНА 29. Одно равно д в у м, а два...
29. ОДНО РАВНО ДВУМ, А ДВА... Обсуждая соотношение движений по их физическому потенциалу (28), мы уже имели возможность заметить, что в одном полноценном одинарном сальто выпрямившись как бы содержится скромное двойное, для которого достаточно группировки в полете. Тем более это справедливо в отношении дополнительно «подкрученных», особо мощных движений, на основе которых можно осваивать двойные сальто в полугруппировке и другие, еще более сложные элементы. Но тогда естествен вопрос о том, что же гимнасту сулит освоение базового двойного сальто, а тем более — хорошего двойного выпрямившись (26)? Здравый смысл подсказывает, что, по всей вероятности, гимнаст может в этом случае подняться еще на ступень и делать уже тройное сальто, что, собственно говоря, давно уже произошло на практике. Но кроме житейской логики есть еще и более точные выкладки, которые позволяют заглянуть несколько дальше. Напомним, что успех исполнения вращательных движений в полете в физическом смысле зависит, прежде всего, от суммы двух компонентов, о которых мы уже говорили в предыдущем сюжете. Эти компоненты — кинетический момент тела гимнаста, то есть общее количество вращательного движения, полученного спортсменом на снаряде перед переходом в безопорное положение, и — время, в течение которого гимнаст может этим вращением распоряжаться. Проще говоря, физический потенциал гимнаста в полете тем больше, чем сильнее у него начальная «крутка» и чем выше он вылетел после отхода с опоры. Какова же энергетика двойного сальто? Вопрос, впрочем, не вполне корректный: ведь мы уже знаем (см. предыдущий сюжет), что движение может существовать на разных «этажах» мощности. Сальто может называться во всех случаях одинаково («двойное в группировке»), а его реальный потенциал будет совершенно разный. Действительно, элементарное двойное назад можно «превратить» только в то движение, от которого оно и произошло — в одинарное прогнувшись или выпрямившись и им подобное. Совершенное двойное, взятое в базовой форме («10» нарис. 23), то есть — на хорошей высоте, в полугруппировке и с ранним раскрытием перед приземлением, дает не только возможность уверенного исполнения самого этого соскока, но и открывает возможности для его усложнений (двойное согнувшись, «цукахара», двойное согнувшись с полувинтами и проч.). Однако, главный скачок в усложнении, который позволяет сделать та - кое базовое сальто, будь оно освоено, это выход на уровень тройного сальто. Но есть еще мощностной уровень двойного сальто прогнувшись или выпрямившись. Сразу оговоримся, что, конечно, мы имеем в виду не абы какое движение с таким названием, а полноценное двойное выпрямившись (26), потенциал которого еще выше, чем в базовом двойном сальто. Что же сулит гимнасту освоение и дальнейшее развитие такого соскока? Во-первых, как мы уже отмечали, это — высшая базовая форма для подобных движений, то есть она открывает самые широкие возможности для успешного разучивания и исполнения многих других, еще более сложных и эффектных упражнений профиля. Каких? Ну, все движения мы здесь просто не назовем, ибо их — десятки. Но прежде всего отметим, что по своим характеристикам базовое двойное выпрямившись — идеальная основа для исполнения самых сложных пируэтных вращений; хорошо «обкрученный» гимнаст мог бы делать на этой основе аж до пяти «пируэтов». Далее: хорошая высота полета и полноценное вращение тела дают в этом случае возможность свободного исполнения тройного сальто, надежность которого обеспечивается неполным группированием (25) либо в форме полугруппировки, либо движением согнувшись, что тоже возможно (см. движения «11—12» на рис. 23). Тройные сальто могут, в свою очередь, насыщаться многочисленными вариантами усложняющих действий (подробнее об этом — в сюжете 30). Однако, приведенные примеры развития двойного выпрямившись и тройного сальто, как ни парадоксально, движения более сложные и, пожалуй, менее доступные, чем... четверное сальто, которое можно делать на той же основе, так как энергетика двойного «бланша» вполне позволяет это сделать. Здесь автор слыши,т голос своих оппонентов, которые качают головой и говорят что-то вроде: это сальто неуправляемое, никому не захочется ломать шею, пусть «ученые сами делают» и проч. Но ведь скептики были всегда, и если не наука (к которой они всегда относятся пренебрежительно), то сама жизнь всегда их посрамляла. Автор прекрасно помнит как кое-кто из тренеров сборной СССР яростно твердил когда-то, что «тройное сальто невозможно», а по поводу предложенных нами оригинальных элементов на перекладине и других снарядах (в числе которых были «ткачевский», «перелет Ковача» идр.), иронически говорилось, что это, мол, «элементы для манекенов, а не для живых людей»... Где эти скептики теперь?
ПЕРЕКЛАДИНА
|