ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛЮФТПАУЗА
Мы знаем, что действия так называемой «основной стадии» гимнастического движения, то есть наиболее ответственные, энерго-обеспечивающие, а также управляющие действия, всегда исполняемые гимнастом на опоре, в известном смысле неприкосновенны и при любых обстоятельствах не должны страдать, не должны подминаться никакими другими действиями. Последними, в частности, могут быть действия «стадии реализации», связанные с выходом в конечное положение (например, в подъемах, оборотах), с вращением по сальто и, что довольно типично, с поворотами. Сказанное весьма актуально в отношении соскоков с поворотами и сложными сальтовыми вращениями. Одна из характерных и очешг неприятных ошибок, возникающих порой при освоении пируэтных соскоков, это разного рода сбои во вращении, сбросы тела, перекосы в движении, возникающие из-за того, что гимнаст, торопясь успеть сделать поворот, особенно сложный и быстрый, начинает «работать по винту» раньше, чем должным образом будут выполнены бросок и отход. При этом действия «основной стадии» и «стадии реализации» перекрывают друг друга, в результате чего ни те, ни другие не бывают полноценными. Так, при исполнении двойного пируэта назад всегда есть соблазн начать поворот пораньше, поспешным темпом {рис. 25-а). Гимнаст начинает поворот до перехода в полет: руки еще удерживают гриф, а ноги, начиная со стоп, уже скручиваются __________________________ 32. Для чего нужна люфтп а у з а по продольной оси, провоцируя при этом выход тела из основной плоскости движения. Еще хуже, если в той же фазе упражнения гимнаст не просто сохраняет опору о гриф, но специально отталкивается от нее руками, стремясь форсировать поворот. Такие действия прежде всего чреваты последующими перекосами в полетном движении и непредсказуемыми осложнениями в доскоке. Как этого избежать? В принципе ответ уже понятен: не следует торопиться с началом поворота; начинать его следует только после полного окончания действий на опоре. Но этот верный принцип не так легко воплотить в жизнь. Легче всего, если необходимый поворот несложен, а гимнаст хорошо владеет техникой. Тогда можно без труда выждать необходимое время и затем сделать быстрый, компактный поворот (как это и нужно уметь делать в профилирующем пируэте!). Но даже и в этом случае не всегда удается преодолеть психологический барьер, заставляющий гимнаста торопиться с началом поворота. Тем более это трудно в случае со сложными «винтами», которые в любом варианте будут требовать больше времени, чем простые повороты. Как практически работать над такими движениями, не рискуя попасть в ситуацию, связанную с поворотами от опоры? Исследования и широкая практика показывают, что наиболее разумный и грамотный путь здесь таков. 1. В любом случае гимнаст, ориентированный на высокие достижения, должен в совершенстве владеть пируэтной техникой, основанной на механизме безопорного поворота. Это, в частности, означает основательную и постоянную батутную «обкрутку». 2. Гимнаст должен безупречно владеть «профилирующим пируэтом», в котором поворот выполняется быстрым, точным движением в высшей точке полетной траектории, именно это является нормой для поворота (рис. 25-в). При этом до и после него должны быть люф-тпаузы (33,150) — то есть хорошо выраженные, а главное — ощущаемые, осознаваемые и контролируемые гимнастом фазы «гладкого» вращения по сальто без всякого поворота; 3. Начиная осваивать или возобновлять в тренировке пируэтный соскок, следует начинать с достаточно позднего темпа (рис. 25-г), при котором гимнаст будет делать поворот не раньше, чем четко осознает наличие достаточной паузы между моментом потери опоры и началом «винтообразующих» действий; 4. Совершенствуя пируэтное движение, следует — опять-таки под контролем сознания! — постепенно укорачивать люфтпаузу, П Е Р Е К ЛАДИНА
|