НА ЭТАЖАХ МОЩНОСТИ
Класс исполнения гимнастического упражнения зависит от многих причин, но одна из важнейших — физический потенциал движения, о смысле которого — чуть позже. От него зависят многие другие показатели — легкость выполнения программного вращения, возможность варьировать позу (например — допустимая степень выпрямления в полете), свобода управления двигательным действием и др. Рассмотрим в этой связи некоторые моменты. На рис. 23 — матрица, в которой отражены два важнейших признака движений на перекладине (хотя всё здесь говорящееся в той же степени существенно вообще для любых гимнастических упражнений, носящих динамический характер). Первый из этих признаков — программное движение; здесь это — вращение тела, обозначенное буквой ф, «фи» (изменение программы вращения показано по горизонтали рисунка четвертями сальто, начиная с полного одинарного; каждый вид программы обозначен строчными буквами). Второй признак — интересующий нас потенциал движения, обозначенный буквой «Т» (его изменение показано по вертикали в виде условных этажей, помеченных римскими цифрами 8). На пересечении полученных «строчек» и «столбцов» — конкретные варианты движений (в том числе чисто учебных), различающихся программой и (или) физическим потенциалом. Погуляем немного по этим клеткам и вообразим себе ситуации с изменением техники, например, сальтовых движений в зависимости от фазы их освоения и совершенствования. Под номером «1» показано самое примитивное сальто назад, какое только может быть: высота вылета и «крутка» настолько малы, что единственная задача исполнителя (не будем называть его «гимнастом») — встать на ноги. Примерно так иногда делают сальто солдаты, "Формально, физический потенциал движения наиболее естественно определять через полную величину кинетической энергии, включающую в себя энергию поступательного и вращательного движения тела гимнаста. Но в применении к полетным гимнастическим движениям это не совсем показательно и порой может вводить в заблуждение. Например, резко «срывное» движение с низким, непродолжительным полетом и быстрым вращением, характеризуется значительной кинетической энергией, но продуктивно использовать ее невозможно. Поэтому весьма важно учитывать не только энергонасышение, но и время безопорного движения (определяемое высотой подлета относительно опоры). В нашем примере мы используем условный критерий потенциала движения, который можно представить себе как произведение от кинетического момента тела гимнаста и времени полета. ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________ никогда не занимавшиеся гимнастикой, но достаточно смелые и азартные, чтобы, не снимая сапог и гимнастерки, показать этакий «трюк». При серьезной работе над движением, гимнаст никогда не станет даже пробовать такое «солдатское сальто», а будет продвигаться к цели, опробовав хотя бы сальто прогнувшись «2» (но также не заучивая его) и сосредоточившись далее на освоении и совершенствовании одинарного сальто выпрямившись «3». Это последнее движение — не просто «бланш», но — «бланш» профилирующий (25). Он открывает пути к освоению многих других упражнений этого «профиля». Некоторые из них отражены и на нашем рис. 23. Поднимемся еще на один этаж по вертикали «а». Это упражнение «4», представляющее собой одинарное сальто, скорее всего выпрямившись, и по общей мощности превосходящее базовое сальто «3». Поразмышляем, чем случай «4» должен отличаться от случая «3». Если движение будет делаться на той же высоте, но быстрее (ведь его
|