УХОДЯЩЕЕ ПОНЯТИЕ
В опорных прыжках недавнего прошлого бытовало понятие «замаха». Считалось, что «хороший прыжок» нужно делать непременно с «замахом». Это означало, что в момент постановки рук на снаряд тело должно быть достаточно высоко приподнято над опорой {рис. 121-а). При этом предполагалось, что чем выше замах, тем выше и класс исполнения. Сразу заметим, однако, что высокий замах вовсе не обязательно означает высокий полет (хотя это, по логике вещей, и подразумевается). Ведь можно, быстро сходя плечами вперед с мостика, иметь относительно невысокую траекторию ОЦТ тела (см. рис. 120-а), но быстро вращаться всем телом, и тогда ноги успевают подняться до положения высокого замаха. Однако практический опыт, как всегда, вносил поправки в судейские и тренерские фантазии. Нетрудно было заметить, что прыжки с высоким замахом — вещь очень проблематичная, особенно при такназываемых «прямых» прыжках («лётом» и т. п.). Жизнь установила на этот счет свои мерки. Например, в программах и правилах соревнований писалось: «с замахом не ниже 30°». Более низкий наскок мог караться снижением оценки, а более высокий... редко кто и делал. Объяснялось это тем, что от высоты замаха существенно зависит механика самого отталкивания. Если гимнаст, гимнастка делают прыжок типа переворота вперед, то высокий замах (рис. 121-а) сокращает оставшийся до приземления путь, но, одновременно, существенно ослабляется и'осложняется динамика взаимодействия с опорой при отталкивании руками (139). Биомеханически гораздо эффективнее более низкий стремительный наскок (б), сопровождающийся хорошо выраженным упруго-жестким «подседанием» тела на опоре, т. е. амортизацией (к.к. 1—2) с последующим мощным выталкиванием (к.к. 2—5). В этом случае некоторое увеличение углового пути до приземления с лихвой искупается резким повышением мощности движения, возрастанием высоты и времени полета. Тем более уместен низкий наскок, если это прыжки типа «лёта» (137). Таким образом, характерное для современного состояния опорных прыжков повышение скорости набегания на мостик и общей ПРЫЖОК _________________________________________________________ мощности прыжков требуют безусловно низкого, «настильного» движения тела не только при наскоке на ноги, но и при приходе на руки — с выраженным «стопорящим» эффектом отталкивания, и высокие «замахи», как символ «хорошего» прыжка здесь совершенно неуместны. 137. ИСТОРИЯ «ЛЁТА»: РОЖДЕНИЕ - РАСЦВЕТ - ЗАБВЕНИЕ «Прямые» прыжки были на протяжении десятилетий главенствующими. Их делали не только мужчины, но и женщины. От простейших упражнений вроде прыжков ноги врозь через козла они дошли до очень сложных и трудных элементов типа прыжков лётом с поворотом на 360°. Очень показательна и поучительна эволюция техники упражнений этого ряда (рис. 122). Когда-то простейшие прыжки ноги врозь исполнялись с более или менее высоким замахом (136). На фиг. «показан такой «солидный» прыжок, хотя разведение ног в нем позволяло сделать его гораздо более упрощенным, низким. На смену «разножке» у старших гимнастов пришел прыжок «согнувшись», «схилка» (б). Геометрия этого движения заставляла в любом случае использовать достаточно высокое движение, а значит и более интенсивные действия, так как в противном случае удовлетворительное приземление было бы невозможным. Забегая вперед, скажем, что по всей логике вещей дальнейшее развитие «схилки» должно было бы лежать в направлении прыжка прогнувшись — будущего «лёта», ибо структура прыжков согнувшись и прогнувшись принципиально одинакова, различаются лишь рабочие углы и мощность действий; уменьшение сгибания в тазобедренных суставах при одновременном повышении мощности этого действия должно было логически привести к тому, что позднее стало грамотным «лётом». Но мысль тренеров и гимнастов внезапно перескочила сразу, как всем казалось, на более «чистую» форму прыжка прогнувшись (в). Гимнаст наскакивал с легким замахом на коня (к. Г), а затем — сохраняя прогнутое положение или чуть выпрямляясь (к.к. 1—2) — как бы проталкивал опору прямыми руками под себя, резко подавая плечи вперед и вверх. Это действие призвано было играть важнейшую роль «контртемпа», необходимого здесь для перемены вращательного движения с вращения вперед (в наскоке на руки) на вращение назад (перед доскоком). Таким образом, контрдействия поручались здесь ПРЫЖОК 138. История переворотов: рождение — расцвет...
в основном рукам и плечевому поясу, чего было явно недостаточно для выполнения мощного движения. В результате даже лучшие исполнители прыжка были вынуждены как-то компенсировать в полете недостаток «крутки», который здесь всегда ощущается. На фиг. в показан прыжок лётом образца 50-х годов: гимнаст вылетает после толчка руками, сразу сильно прогибается и делает круг руками назад-вверх-вперед (к.к. 2—4). Эти признаки лёта воспринимались тогда как стилевое завершение, оправдывающее название прыжка «прогнувшись». В действительности и гипертрофированное прогибание (если гимнаст вообще был на него способен), и круг руками служили цели поддержания вращения назад в полете до приземления. Без этих действий даже лучшие прыгуны не были способны справиться с «лётом». Но прогресс не дремлет. Прошло время, и на рубеже 50—60-х годов в практику вошла передовая техника «кипы» (г): после невысокого, жесткого наскока (к. 1) гимнаст дополнительно, очень быстро и коротко прогибался (движение почти непроизвольное, возникающее как результат инерционного напора при возникновении опоры рукам о снаряд). При этом мышцы передней поверхности тела натягивались, и можно было выполнить мощное, ударное сгибание в тазобедренных суставах, которое как бы «пресекало» замах (к.к. 1—2). Синхронно с этим должны были работать руки и плечевой пояс — на выталкивание вверх. Таким образом, отталкивание получало характер генерализованного действия, в которое (в отличие от «ласточки» на фиг. в) включаются все основные суставные сочленения и группы мышц, что сразу резко повышало мощность отталкивания. Индикаторным положением для такого «лёта» было горизонтальное положение ног гимнаста конце «кипы» (к. 2). По поводу новой техники «лёта» в свое время было много споров (ср. с описанием техники соскока лётом с перекладины, 46,47). Традиционалисты утверждали, что это профанация «классического» движения, но реальная жизнь победила. Скоро стало ясно, что техника «кипы» не только дает несравненно более высокий, легкий вылет вверх, но и возможность полета в совершенно прямом положении, а это, в свою очередь, означало, что возможен «лёт» с поворотом. И такой прыжок вскоре появился. Технически он совершенно сходен в основных своих действиях с аналогичным соскоком с перекладины (46,47). Казалось, что теперь прыжкам лётом, которые освоили даже гимнастки, суждена долгая и славная биография. Были даже проекты освоения суперлёта с сальто назад (48). Но всему этому не суждено было сбыться. Новое, бурное развитие получили прыжки переворотом вперед, и звезда «лётов» закатилась. А жаль! Лучшие современные прыгуны могли бы делать лётовые движения на вполне достойном уровне сложности и качества. Действительно, объективные трудности прыжков лётом выше, чем у большинства модных ныне переворотов вперед и «цукахар». Но если бы в технических комитетах ФИЖ заседали люди, несколько больше интересующиеся вопросами структуры, техники и реальной трудности гимнастических движений, они составляли бы оценочные таблицы с учетом истинной ценности упражнений, а не шли бы на поводу у моды. 138. ИСТОРИЯ ПЕРЕВОРОТОВ: РОЖДЕНИЕ - РАСЦВЕТ - ПЕРЕРОЖДЕНИЕ... Прыжки переворотом делались испокон веков, но до 70-х годов нисколько не выделялись по трудности в сравнении с «прямыми» прыжками. Прыжки лётом, имевшие в 50—60-х годах широкое распространение, даже предпочитались как более достойные. И действительно, простые перевороты вперед по своим структурным признакам —упражнения более простые и физически легкие, чем «лёты» (несмотря на вращение через голову — вещь, в общем-то, для подготовленного гимнаста элементарную). Нов 70-х годах произошла революция. Молодое поколение гимнастов-мужчин, дерзая, прорвалось на качественно иной уровень переворотов, добавив в эти прыжки одноименное сальто. Этот переход дался мужчинам, а несколько позднее и женщинам, очень нелегко: чтобы ввести сальто в переворот, понадобился целый порядковый скачок, означавший формирование, по сути дела, совершенно новой модели гимнаста-прыгуна. При всем почтении к таким титанам как Чукарин, Оно, Муратов, Шахлинидаже более молодым, таким как Воронин, нужно сказать, что они бы не смогли в принципе освоить такой прыжок нового класса. Для этого нужна была изначально другая технико-физическая подготовка, ориентированная на более высокий уровень: нужно было научиться иначе бегать, иначе толкаться ногами и руками, по-другому вращаться. И это произошло, но произошло не вдруг. Между поколением ветеранов и новой плеядой прыгунов, которые стали все более успешно осваивать «переворот-сальто», должна была «лечь» прослойка из прыгунов-пионеров, энтузиастов, которые захотели бы дерзнуть и разучить совершенно новые прыжки рискуя если не здоровьем, то — сиюминутным успехом и престижем. Впрочем, так оно всегда и бывает. ПРЫЖОК
|