ХОРОШО ЗАБЫТЫЙ ХОРОШИЙ ПРЫЖОК
Прыжок, подразумевающийся в названии сюжета {рис. 128), был в ходу в 70-х годах, и с тех пор довольно прочно забыт. К этому, действительно, есть определенные основания: мышечный аппарат гимнаста, гимнастки в наскоке на руки работает здесь не так эффек-
тивно, как в наскоке с прогибанием (140), само отталкивание выглядит не таким мощным, что объясняется функциональными различиями при работе двигательного аппарата при сгибании и разгибании тела. Кроме того, «ямаситу», а речь идет именно об этом прыжке, более удобно выполнять толчком о ближнюю часть коня, а это визуально изменяет пролет вперед за снаряд и снижает впечатление от второй полетной фазы (что, впрочем, не относится к женским прыжкам). Однако, у «ямаситы» есть ценные качества, которые лю-
бой грамотный гимнаст, тем более специалист, должны хорошо понимать. Дело в том, что техническая форма «ямаситы» — единственная в переворотах вперед, где отталкивание руками выполняется за счет разгибания тела, а не сгибания, как в традиционном перевороте. Из рисунка можно видеть, что после низкого быстрого наскока на руки (к.к. 1—2) гимнаст (гимнастка) переходит в «закрытое» положение (к. 2). Тело слегка согнуто, напряжено, приход на руки должен быть достаточно жестким. Далее неизбежно следует фаза амортизации, в которой гимнаст, под воздействием инерционного напора дополнительно сгибается (к.к. 2—3), «проседает» в плечах и т. д. В этой фазе очень важно сохранить высокий тонус всего мышечного аппарата и «жесткость» системы в целом. К моменту окончания амортизации (к. 3) тело больше поднимается над опорой, и начинается собственно выталкивание, в исполнении которого вновь принимает участие практически весь двигательный аппарат гимнаста. Как и всякое отталкивание, оно построено на быстром выпрямлении тела, но здесь это, как уже отмечено, разгибание34. При этом ноги гимнаста совершают быстрое обгонное движение вверх-вперед и, в отличие от традиционной техники переворота* содействуют вращению тела в основном направлении — вперед. Иначе говоря, при такой технике отталкивания руками все его компоненты «идут в дело», помогают исполнению программного вращения в перевороте! Ну и что, скажет скептик, разве в целом есть выигрыш? Разве «ямасита» стал перспективным прыжком? Конечно, все приходится взвешивать, ну а точки над «Ь> ставит сама жизнь, практика. Тем не менее, мы склонны защищать и рекламировать «ямаситу». Прыжок может давать блестящие результаты, если им правильно пользоваться. Действительно, в общей мощности полета «ямасита» обычно проигрывает общепринятому перевороту, хотя и это — не закон. Действуя смело, быстро набегая на мостик, применяя жесткий низкий наскок без утрированного движения плечами вперед, можно (и должно!) добиться отличного, высоко-далекого полета. Главное же в том, что отталкивание руками в «ямасите» очень эффективно в отношении создания вращения в полете, и в этом отно- 34 Мы имеем в виду, прежде всего, анатомическое разгибание в тазобедренных и межпозвонковых суставах. Имеющее при этом место выпрямление тела за счет работы плеча физически не менее важно, но (терминологически) это сгибание. ________________________________ 144. Тот самый «цукаха р а» шении данный способ построения отталкивания гораздо рациональнее обычного. Автор помнит как на основе «ямаситы» даже не очень сильные мастера легко делали такой прыжок, как переворот—двойное сальто вперед. Как говорится, новое — хорошо забытое старое. Настоятельно советуем наиболее инициативным специалистам внимательно присмотреться к схеме «ямаситы»: используя возможности в технической и скоростно-силовой подготовке современных гимнастов и гимнасток, вполне возможно «влить молодое вино в старые мехи». При этом заметим, что это в полной мере (а может быть и в большей) относится к гимнасткам. Именно в условиях прыжков через продольного коня наиболее выигрышные особенности «ямаситы» могут быть успешно реализованы. 144. ТОТ САМЫЙ «ЦУКАХАРА» Прыжок под названием «цукахара», кажется, не требует комментариев. Но это только кажется. В действительности, многое, из связанного с этим прыжком, заслуживает разговора. Прежде всего, отметим, что первым исполнителем прыжка «полупереворот вперед с поворотом кругом и полтора сальто назад» был, конечно, не Мицуо Цукахара. Уже до него этот прыжок делался в СССР, сначала Александром Углевым, а затем и другими гимнастами. Лишь отсутствие громкого имени мешало им «запатентовать» свой «фирменный» прыжок. Прыжок, вынесенный на международную арену японским мастером, положил начало существованию нового профиля прыжковых движений, особенность которых не только в наличии сальтового усложнения с вращением назад в полете, но и в том, что при отталкивании руками {рис. 129т с. 346) в перевороте впервые был применен «курбет», то есть бросковое движение ногами назад, по направлению сальтового вращения. По поводу этого компонента техники, тренеры, не склонные мыслить гибко и представляющие себе «курбет» исключительно в форме движения, исполняемого из стойки на руках, никак не могли представить себе рациональной техники «цукахары». Им казалось, что бросок ногами будет непременно идти вниз, «в пол» (к. 2-а) и давать, соответственно, недопустимо низкое и короткое движение. Однако, это вовсе не так. Вспомним, как это должно делаться на самом деле. При правильных действиях (соответствующих задуманной схеме прыжка) гим-
наст должен еще в наскоке на руки полностью повернуться кругом и придти в хорошо «растянутое» положение, в котором ноги заметно отстают во вращении, и поэтому тело прогнуто, а мышцы передней поверхности тела быстро натягиваются (к. 7). В этом случае возможно выполнение высокоэффективного курбета, содействующего активному вращению тела назад: из прогнутого положения гимнаст, быстро проходя верхнюю вертикаль, выполняет хлесткое сгибание в тазобедренных суставах и одновременно выталкивается руками вниз-вперед. Особенность правильного курбета в «цукахаре» (которым сам М.Цукахара владел не слишком хорошо), заключается в том, что это быстрое, но небольшое по углу сгибание с броском стопами назад-вверх, а не в коем случае не вниз. Это дает превосходное движение на взлет с активным вращением назад, а возможное (технически очень удобное) разгибание после такого курбета может прекрасно служить для исполнения поворотов. Таким образом, «цукахара» своеобразный родственник «ямаси-ты» (143) в том смысле, что тот и другой прыжки используют активную подкрутку за счет действий при опоре руками. Важно отметить, что полноценные курбетные действия в «цукахаре» возможны только при условии полного, заблаговременного и 145. И «цукахара» ложный точного поворота кругом в наскоке на руки. Это означает, что данный поворот должен быть достаточно быстрым, нерастянутым и завершаться практически одновременно с постановкой кистей на коня. При этом необходимость прихода в активно растянутое положение на руках (к. 1) заставляет исполнителя и поворот делать на фоне изгибания тела (в том числе бокового), а не в прямом, как казалось бы, положении, и это усложняет действия прыгуна. Интересно, что наиболее техничный в этом отношении прыжок «цукахара» делают гимнастки. Их понуждает к этому продольное расположение коня: хочешь — не хочешь, а приходится полностью повернуться, чтобы попасть кистями на опору, да не вообще на коня, а поточнее — на его передний скат, что содействует созданию надежного упора при отталкивании. Иначе обстоит дело с мужским вариантом «цукахары». Расположение коня в длину (по гимнастической терминологии — не слишком здесь удачной — «поперек») позволяет гимнастам вольничать и ставить кисти после наскока не так, какэтоделаютженщины. Очень скоро это привело к тому, что изначальная схема «цукахары» (полупереворот с поворотом кругом на руки и т. д.) совершенно исказилась, и от «цукахары» — в буквальном смысле — осталось одно название... 145. И «ЦУКАХАРА» ЛОЖНЫЙ С прыжками, называемыми «цукахара», в мужской гимнастике произошла любопытная, если не сказать курьезная, метаморфоза. Первоначальный образ этого прыжка был вполне ясен: гимнаст наскакивает на руки, какв рондате, то есть с полноценным поворотом кругом, и затем на фоне курбетных действий уходит во вторую полетную фазу. Но при массированном освоении этого движения сразу стало ясно, что далеко не всегда удается полностью повернуться кругом в наскоке (это ведь бывает и в акробатическом рондате). Более того, быстро выяснилось, что и при неполном повороте в наскоке тело гимнаста — благодаря накату (141)! — может получать достаточно активное вращение по сальто, избавляя гимнаста от необходимости заботиться о курбете. Однако, до тех пор, пока в практику не стали входить прыжки «цукахара» с поворотами в сальто, все эти особенности наскока оставались в сознании тренеров и гимнастов лишь как неизбежные нюансы обучения, в ходе которого, как известно, всегда бывают ошибки.
145. И «цукахара» ложный
Представители первой из них действовали классически просто и честно: разучивался достаточно полноценный «гладкий» прыжок (в полугруппировке, прогнувшись и т. п.), и в полученном сальто назад {рис. 129) делался нужный поворот (обычно на 360°), по технике точно соответствующий акробатическому аналогу. Совершенно иначе складывались события во второй, как бы экспериментальной, группе. Гимнасты этой категории стали искать пути упрощения движения. Но с чего можно начать упрощение «цукахары»? — Конечно, с наскока на руки! Опытным путем выяснилось, что если наскакивать боком, то есть с поворотом только на 90°, то затем все равно можно сделать сальто с поворотом «как бы на 360°». И прыжок пошел в. практику; причем абсолютное большинство не только исполнителей, но даже судей (не исключая международных арбитров) и квалифицировали, и оценивали, в свое время, этот прыжоккак «цукахару» с поворотом на 360°. Между тем, этот прыжок (назовем его «лжецукахарой»35) не имеет со своим предшественником почти ничего общего! Первое различие уже отмечалось: гимнаст наскакивает на руки с поворотом не кругом, а на 90° — боком. Уже одного этого было бы достаточно, чтобы не называть его «цукахарой». Но это далеко не все. Вторая, и важнейшая, особенность «лжецукахары» в том, что поворот во второй полетной фазе, начинающийся из положения боком, в дальнейшем протекает как в сальто вперед, а не назад, как это делается в «классическом» прыжке: поднимаясь плечами от опоры, гимнаст поворачивается лицом по направлению разбега и далее действует как в любом сальто вперед с поворотами. Есть и другие особенности «лжецукахары». В классическом прыжке повороты в обеих полетных фазах, как правило, делаются в 35 Иногда этот прыжок называют, правда, именем другого японского корифея — С. Касамацу. Однако, автору этих строк никогда не доводилось слышать или читать вразумительного определения чем же, в представлении судей, «цукахара» с поворотом отличается от «касамацу». одну и туже сторону, чаще — налево. (На эту тему в среде практиков было много споров, так как направление поворота часто определяется субъективно — по зрительным и вестибулярным ощущениям, движению «ведущей» кистью, плечом и т. д. Мы же имеем в виду объективную физическую методику векторного обозначения направления вращения. В этой связи заметим, к примеру, что при наскоке на руки, когда правая кисть и плечо поднимаются и тянутся влево, происходит поворот направо, а вовсе не налево, как часто думают). Таким образом, в обычной «цукахаре» суммарный поворот составляет, в принципе, 540°: 180° в наскоке и 360° в соскоке. В «лжецукахаре» все иначе: легко убедиться, что если после наскока боком и отталкивания руками «честно» повернуться на 360° (как формально заявляется в названии прыжка), то и приземлишься боком! Чтобы этого избежать, нужно либо увеличить второй поворот еще на 90°, либо на столько же его уменьшить (приземляясь, соответственно, лицом или спиной по ходу движения). Последнее, ясное дело, проще, чем все исполнители и пользуются на практике. Но и это еще не все! Если вы будете поворачиваться в том же направлении, что и в наскоке, то приземлитесь спиной к коню, а это неудобно и ненадежно. Все это диктует, в конечном итоге, единственное рациональное решение: в наскоке и в соскоке поворачиваться в разные стороны: 90° туда и 270° обратно. Что всеми и делается. И последнее. «Лжецукахара», который считается как бы прыжком «с пируэтом», на самом деле выполняется со значительной «кражей» поворота. По сравнению с классическим прыжком «цукахара с поворотом на 360°», в «лжецукахаре» гимнаст не доворачивается на 180° — скрадывая по 90° в каждой полетной фазе. В заключение отметим, что это — преимущественно мужская история, так как в женских прыжках иначе поставленный конь все подобные фокусы практически исключает. Разумеется, не все гимнастки и не всегда наскакивают на руки с идеально точным поворотом кругом (особенно, если судить по степени доворота стоп), но в целом структура женского прыжка «цукахара» обычно соответствует классическому образцу. Каково же резюме? Не считает ли автор, что «лжецукахара» — своего рода прыжок-эрзац? Разумеется нет. Здесь вообще главный арбитр — практика. Гимнасты освоили этот прыжок, выполняют его — их право. Просто это другой прыжок, и не надо одно смешивать с другим. Сам факт возникшей когда-то путаницы показывает, что культура анализа движений (немаловажная для специалистов, в том числе судей) еще не всегда на должной высоте.
146. 1 'Д — 1 V' — утопия или реальность?
146. 1 У2 - 11/2 - УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? По мере распространения сальтовых опорных прыжков, у гимнастов и тренеров все чаще появлялось желание посягнуть на прыжок, в котором полтора сальто делалось бы не только во второй, но и в пер* вой полетных фазах. Особенно вдохновляли успешные, в общем, опыты исполнения наиболее сложных прыжков, в том числе женщинами. Еще Ольга Корбут очень убедительно делала такое суперсложное движение как наскок с поворотом на 360° — полтора сальто вперед в группировке. Энергетика этого прыжка была такова, что вполне можно было пофантазировать и на тему «1 '/г — 1 '/г». И делались опыты освоения этого движения в виде первых к нему приближений. Ряд гимнастов-мужчин еще в 70—80-е годы предпринимали попытки исполнения прыжка полтора сальто вперед на руки с последующим полупереворотом вперед. Попытки этого рода выглядели весьма благородно, но столь же очевидно было, что с корректным решением этой трудной задачи гимнасты, увы, пока не справляются. Обычно прыжок в этом случае строился целиком «под первую часть»: гимнаст тратил максимум ресурсов для того, чтобы сделать с наскока желанные полтора сальто вперед, а далее следовал тяжелый приход на руки, как правило, со сгибанием в локтях и резким замедлением темпа движения. Вторая часть прыжка выполнялась в этих условиях, фактически, как формальный соскок полупереворотом вперед без каких либо усложнений и даже без ощутимого отталкивания руками и подлета вверх. Разумеется, ни о каком полуторном сальто во второй части такого прыжка речи идти не могло. Разрешима ли эта задача вообще? Думается, что да, разрешима, хотя надо признать, что выполнение таких движений на снарядах действующего технического стандарта близко к пределам двигательных возможностей спортсмена. Было бы гораздо доступнее, эстетичнее и гуманнее внедрять в спортивную практику подобные суперпрыжки, используя технически более совершенные, например упругие, прыжковые снаряды. Как же, однако, строить это движение, чтобы в существующих условиях добиться не просто его исполнения, но — достаточно пристойного исполнения? Во всех случаях, когда речь идет о возможностях освоения предельно трудных и сложных упражнений, должны решаться, прежде всего, две кардинальные задачи: достижения необходимого в данном случае уровня физической, функциональной подготовки (очень точно ориентированной на выполнение запроса, обусловленного именно этим движением или движениями этого типа) и — построение предельно рациональной во всех элементах техники данного движения, если надо — специализированной применительно к особенностям подготовки конкретного исполнителя. Если говорить об опорных прыжках класса «1 '/г — 1 '/г», то здесьтре-бования к специальной двигательной подготовке определяются, прежде всего, скоростно-силовыми качествами гимнаста, проявляющимися при отталкивании руками. Нет худа без добра! — Большинство даже самых хороших прыгунов пока что не знают, чтотакое целенаправленная работа над «ручной прыгучестью», хотя давно существуют и системы специальных упражнений, предназначенных для этой цели, и даже тренажеры, например качельного типа. Ключевой момент этой подготовки — тренировка не только и не столько рук и плечевого пояса, сколько всего двигательного аппарата, реально занятого в исполнении отталкивания «руками» (139). Поскольку, как сказано, большинство гимнастов над решением этой специализированной задачи подготовки не работает, то это и есть — по иронии судьбы — часть резерва, позволяющего приблизиться к освоению прыжков класса «1 '/г— 1 х/г». Дополнительного внимания потребовала бы и специальная «об-крутка» прыгуна в расчете на исполнение очень быстрого сальто вперед (см. ниже). Что касается техники обсуждаемого прыжка, то здесь пришлось бы действовать по принципу кумуляции всех возможных активов. Рассмотрим главные из них. Разбег должен выполняться по максимальным требованиям (128—130),то есть с мощным, быстрым набеганием на мостик и без
ПРЫЖОК __________________________________________________________ малейших скидок на сложность первой полетной фазы. Следует сразу сказать: всякий, кто откажется от полной мощности разбега в расчете на какую-то компенсацию за счет других исполнительских средств, будет обречен на плохо преодолимые трудности, а, скорее всего — на фиаско. Наскок на мостик в отношении траектории — традиционный, то есть настильный. Что касается других технических признаков, то о них —ниже. Отталкивание от мостика может выполняться традиционно, но именно в этом случае наиболее перспективно выглядит экзотический «задний темп» (рис. 117-6), то есть движение махом рук назад-вверх (133). Практическое использование этой техники в столь сложном движении требует его серьезной отработки на подводящих упражнениях. Важно добиться широкого, свободного маха руками «за спину». При этом следует помнить, что главное здесь — сохранение высокой скорости маха руками, по возможности, до самого отрыва от мостика; мах должен иметь нарочито поздний акцент. Одновременно подчеркнем, что глубокий мах назад будет иметь смысл лишь в том случае, если он остается достаточно быстрым вплоть до самого окончания махового движения. Если же мах, по мере приближения рук к пределу подвижности в плечевых суставах, заметно теряет скорость (например, у гимнастов с «жесткими» плечами и тяжелой мускулатурой плечевого пояса), лучше сократить амплитуду маха, но сохранить его высокую скорость до самого момента отрыва от мостика. Отход с мостика в данном случае во многом отличен от традиционного. При «заднем» темпе отталкивания исключаются привычные для прыгуна движения руками в направлении коня. Отход вообще должен выполняться гораздо более низким движением с выраженным «сваливанием» плечами вперед, как бы нырком «под коня». При этом нарушается привычная ориентировка в пространстве, так как уже в начальных фазах отталкивания гимнаст теряет пространственную цель движения из поля зрения, и с этим следует хорошенько освоиться. Заметим также, что есть весомые аргументы и в пользу наскока на 1 '/г сальто «верхним темпом» (рис. 117-в), требующим предварительного переворота вперед на мостик (133). В этом случае условия ориентировки в пространстве более выигрышны в сравнении с «задним темпом», хотя общая скорость перемещения и вращения вперед, получаемая в результате «наката» и отталкивания ногами может быть не такой высокой. 146. 1 1/г — 1 '/г — утопия или реальность? Траектория 1-й полетной фазы — чрезвычайно важный компонент техники прыжка «1'/г— 1 '/г». В принципе исполнитель должен здесь перемешаться в полете точно так же, как если бы он делал обычный прыжок «переворот — сальто вперед». Это означает, что необходима низкая, настильная траектория, позволяющая сохранить высокую горизонтальную скорость и, тем самым, создать условия для эффективного отталкивания руками (рис. 120-а). Разумеется, низкий полет означает в данном случае ограничение времени безопорного движения и резко повышает требования к быстроте, компактности, точности вращения в сальто. Но иного выхода здесь, к сожалению, нет. Всякая, казалось бы разумная, попытка нарастить время (а, значит, и высоту) полета (б, в) означала бы в этом случае возникновение трех, поистине пагубных для прыжка, моментов. Это: 1. Увеличение амортизации при падении на руки с «задавливани-ем» гимнаста на опоре; 2. Падение горизонтальной скорости с уменьшением мощности отталкивания руками — тем большее, чем больше высота вылета; 3. Увеличение высоты «замаха» (136), абсолютно здесь неуместное. Три этих следствия одной ошибки неизбежно приведут к нарушению необходимых условий активного «стопорящего» отталкивания руками, совершенно необходимого для достойного исполнения второй полетной фазы прыжка. Впрочем, низкая траектория имеет и свои достоинства (кроме того, что не имеет недостатков высокого движения): в этом случае начальная скорость «крутки» обычно всегда выше, чем при высоких отходах. Группировка и вращение должны выполняться с филигранной четкостью. Основные условия: очень быстрое и максимально плотное группирование со специально отработанной до автоматизма техникой перевода рук пос-
Разгруппировка и постановка рук для толчка должны делаться относительно поздно. Это позволяет сохранить подольше скорость вращения тела и оставляет приемлемые условия для толчка руками. В момент прихода на опору тело должно быть в положении умеренного «замаха» {рис. 130, к. /); чем более высокую скорость горизонтального движения и вращения сохранит к этому моменту гимнаст, тем ниже должен быть замах. Отталкивание руками делается достаточно традиционно. Но есть и характерные детали: как правило, большая часть этой фазы (рис. 130, к.к. 1—3) будет исполняться с согнутыми ногами, это естественная техника в ситуации дефицита вращения. Только в наиболее активной части отталкивания гимнаст на короткое время полностью выпрямляется, «выстреливая» ногами вверх (к.к. 2—4). Но сразу вслед за этим вновь следует группировка. Вторая полетная фаза и приземление в данном случае не отличаются от соответствующих фаз традиционных прыжков класса «переворот — сальто», включая возможные затруднения и ошибки.
|