АКРОБАТИКА
147. МОЖНО ЛИ ПОДКРУТИТЬ СЕБЯ В ПОЛЕТЕ? Львиная доля успеха всякого прыжка определяется отталкиванием, не случайно эта стадия движения относится к так называемым «энергообеспечивающим» или «основным действиям». Однако, немаловажно то, как прыгун распорядится полученным движением далее — в «стадии реализации», то есть, в данном случае — в полете. Не имея возможности радикально изменять в безопорном положении движение, заданное отталкиванием, спортсмен может, все-таки, в определенных пределах, корректировать вращение «по сальто» за счет изменения позы (20,141). Закономерности, которым при этом подчиняется движение, нами уже неоднократно рассматривались, здесь же мы коснемся некоторых деталей, характерных для акробатики и небесполезных для практики. Начнем с обычного вращения «по сальто», с группировки. Все знают, что группировка в полете ускоряет вращение тела (если оно вообще было), точно так же, как разгруппировка его замедляет. Чем плотнее группировка, тем сильнее «крутка». И напомним сразу, что важна не только плотность группировки или «складки», но и скорость, с которой прыгун меняет позу. Зависимость здесь тоже прямая — чем резче возьмешь или «распустишь» группировку, тем сильнее изменится скорость вращения по сальто. Из сказанного как будто ясно, что плотная группировка — благо. Но... не будем делать слишком уж прямолинейных выводов. Да, при более плотной группировке мы имеем выигрыш в скорости вращения и это важно в острых ситуациях — при «недокруте», при исполнении кратных сальто. Но вспомним, что уже говорилось выше о базовых (профилирующих) двойных сальто (25,26,28). Мы уже отмечали, что такое движение следует тренировать и делать в неплотной, несколько раскрытой группировке, она дает лучшее управление движением и открывает прыгуну возможность вводить повороты, развивать движение структурно. И это еще не все. АКРОБАТИКА ________________________________________ ... В 1956 году автор этих строк был свидетелем одного из редких тогда исполнений двойного сальто мастером-акробатом Михаилом Федоровым. Прыжок поразил не только неожиданностью свершившегося (Федоров прыгал двойное едвали не впервые, на плохой опи-лочной дорожке, без страховки, и не предупредив своего тренера Ю. К. Николаева), но и — свободой: спортсмен легко справился с вращением, даже не пытаясь пользоваться плотной группировкой. Он вращался полураскрытым (рис. 131-6), как бы сразу найдя перспективную технику вращения. В самом деле, надо знать, что предельно плотная группировка (в) не слишком много добавляет к скорости вращения тела, так как основное ускорение достигается уже переходом от прямого или прогнутого положения в положение полугруппировки (а-б), и если прыжковая основа добротная, то этого вполне достаточно для выполнения двойного сальто. При этом тело вращается устойчиво, гимнаст хорошо ориентируется в пространстве, лучше управляет движением, легче подготавливается кдоскоку. Еще показательнее ситуации с боковым сальто. Наблюдая различные исполнения этого движения, особенно в стадии освоения», нетрудно заметить, что плотная группировка в традиционной форме 147. Можно ли подкрутить себя в полете? (колени сомкнуты и подтянуты к груди, рис. 132-в) применяется довольно редко. Она не очень надежна при подчеркнуто быстрой крутке (невысокое двойное и т. п.), так как вращение тела становится неустойчивым, тело прыгуна имеет тенденцию к беспорядочному «кувырканию». Здесь дает о себе знать одна из сложных закономерностей безопорного вращения. Упрощая, скажем о ней так: в полете тело устойчиво вращается только тогда, когда его массы больше располагаются в одной плоскости, располагающейся перпендикулярно к оси вращения по сальто (как в колесе), а само тело «расплющено» по вертикали. Если же сгруппированное тело подобно шару, то все его возможные центральные оси вращения (а их неопределенное множество) уравниваются по характеристикам, и вращение становится неустойчивым, подверженным случайным изменениям, чтонаиболее характерно именно для боковых сальто. Поэтому здесь — в смысле устойчивости вращения — более надежна поза с неэстетично раскрытыми в стороны коленями (б) или, тем более, поза ноги врозь (а). Что касается скорости вращения, то полугруппировка боком (б) вполне достаточна для выполнения сложных прыжков. Коснемся еще одного интересного момента, связанного с круткой и группированием. В среде акробатов бытует мнение, что вращение в полете можно активизировать так называемым «хлёстом» ногами. Особенно популярным это суждение было в начальную эпоху освоения двойного сальто прогнувшись (156),когда все заботы направлялись, прежде всего, на поиски дополнительных ресурсов вращения. Речь, собственно, шла о той фазе полета, в которой прыгун после прогибания в отходе {рис. 131-а), пользуясь сильным натяжением мышц передней поверхности тела, резко сгибается и, действительно, делает ногами
АКРОБАТИКА ___________________________ движение, очень напоминающее «бросок» или, если угодно, «хлест» на гимнастических снарядах. Можно ли этим хлестом подстегнуть вращение по сальто? И да, и нет. «Да», потому, что хлест приводит, в конечном итоге, к сгибанию тела, а сгибание это та же группировка. И если это делается благодаря хлесту быстро, то и ускорение крутки будет заметнее (о чем мы уже говорили). Такое группирование, хорошо подготовленное резким прогибанием на опоре, в самом деле более эффективно, чем обычное группирование подтягиванием согнутых ног. Но теперь скажем и «нет». Во-первых, следует помнить, что любое изменение позы в полете не может в принципе изменить то количество вращательного движения, которое тело получило при отталкивании (не путать со скоростью вращения!); никакими ухищрениями в полете вы не замените эффективного отталкивания! Во-вторых, нужно понимать, что хлест даеткакой-то результат лишь постольку, поскольку он — хлест — приводит к сгибанию тела, уменьшающему его инертное сопротивление вращению (рис. 131-а). Это означает, что если вы «хлестнете», например, от прогнутого положения к пря-мому и на этом остановитесь, то это не только не даст ускорения крутки, но только замедлит ее, таккакболее прямое тело всегда, как мы все знаем, вращается медленнее! Что касается самого хлеста (без опоры, буквально в пустоту), то сам по себе он никаким ускоряющим действием, увы, не обладает. И тот, кто верит в это, жестоко обманывается. На такие фокусы был способен лишь один барон Мюнхгаузен, «умевший» вытаскивать сам себя за волосы из болота. Вместе с конем... 148. САЛЬТО ВПЕРЕД: РУКИ, ТУЛОВИЩЕ, ШЕЯ... В последние годы волевым решением ФИЖ прыжки с вращением вперед заняли в формуле трудности приоритетное положение в сравнении с переворотами и сальто назад. Следствием этой сомнительной акции36 стало то, что перевороты и сальто вперед, действительно, не 36 Неразумность и недальновидность этого изменения правил заключается прежде всего в том, что отдававшееся всегда предпочтение вращениям назад есть не веяние моды, а естественное следствие функциональной асимметрии тела человека, которую директивами ФИЖ не изменишь. Выдумка функционеров ФИЖ не только малограмотна, но и вредна, так как, оттесняя на второй план вращения назад, деятели федерации списали «за ненадобностью» выработанную практикой (не без помощи теории) методологию обучения таким прыжкам и отбросили назад связанные с этим достижения. 148. Сальто вперед: руки, туловище, шея... только стали чаще включаться в комбинации (точнее — назойливо часто), но, конечно, и лучше выглядеть. Одновременно с этим повысилось и внимание специалистов к этому классу движений. Вспомним по этому поводу некоторые особенности техники сальто вперед. Одна из специфических деталей техники этого упражнения — мах руками при отталкивании. Существует, как известно, три основных разновидности этих движений, уже рассматривавшиеся нами по поводу опорных прыжков (133). Кратко рассмотрим этот вопрос еще раз. Наиболее известен и традиционен отход махом рук вперед-вверх, «передний темп» (рис. 133-а): прыгун выполняет стопорящий наскок на ноги (к. 1), отводя при этом руки назад; в фазе амортизации (к.к. 1—2) руки начинают ускоренный взмах вниз-вперед, а в решающей фазе отталкивания, вместе с движением всего тела вперед-вверх (к.к. 2—3), делают мах в том же направлении. Эта схема кажется совершенно естественной и удобной: руки содействуют прыжку вверх и как бы направляют всё движение опережающим взмахом. Однако в этой технической схеме есть изъян, о котором уже говорилось. Заключается он в том, что такой мах руками, сопровождается АКРОБАТИКА 148. Сальто вперед: р уки, туловище, шея...
их вращением в направлении, противоположном вращению «по сальто». Поэтому подобный темп вполне хорош для случаев «спокойного» исполнения обычного сальто вперед в группировке или согнувшись — одиночного или в начале связки, но менее эффективен для форсированных движений. В 60-х годах известный специалист по акробатике Ю. К. Николаев «шутки ради» предложил своим ученикам попробовать «задний темп», то есть отход на сальто вперед махом рук вниз-назад, «за спину» (б). Идея казалась парадоксальной, но была вполне логичной, так как руки прыгуна работают здесь и на высоту полета, и на вращение тела: наскок делается с заблаговременным подъемом рук вверх (к. Г), при амортизации они махом опускаются вместе с телом (к.к. 1—3), а при главном выталкивании, естественно продолжая движение по кругу, делают мах вверх-назад (к.к. 3—4). После потери опоры руки возвращаются к бедрам. Длительная практика показала, что «задний темп» вполне жизнеспособен и иногда весьма полезен. Давая, обычно, высоту меньше, чем «передний», он активизирует вращение тела и бывает хорош при исполнении сальто в переход, где именно это (включая невысокий, настильный вылет) и требуется. Однако, данный темп достаточно прихотлив. От исполнителя требуется широкий, остро акцентированный и без «зажима», мах руками далеко назад «за спину», выполняемый при этом без потери скорости движения. Важно избежать также естественно возникающего здесь наклона плечами вперед, который начинаетпровоцироваться махом рук, как только они заходят за спину. Если гимнаст с этими требованиями не справляется, ему лучше «задним темпом» не пользоваться. Наконец, в середине прыжковой комбинации наиболее приемлем «верхний темп» — махом рук вперед-вниз (в). Темп этот давно известен, хотя уже в старые времена, когда такой отход использовался в начале прыжковой связки, считался «второсортным» и в шутку именовался «рабоче-крестьянским». Между тем, эта техника весьма рациональна и незаменима в соединениях типа «переворот — сальто вперед». Приходя на опору после переворота (к. 1), гимнаст попадает в сильно прогнутое положение, из которого возможно исполнение очень эффективного движения на сальто. Прыгун делает быстрое движение кистями по широкой дуге, работая вместе с туловищем (к.к. 1—3), и лишь в полете опускает руки к бедрам. «Верхний темп» как бы объединяет в себе основные достоинства двух первых, хотя для начала комбинации он, как уже отмечалось, малопригоден и, действительно, не должен ре- комендоваться, так как в этом случае прыгун совершенно лишается той эффективной подготовки, которая характерна для сальто, исполнявшегося вслед за переворотом вперед. Завершая комментарий к махам руками, заметим, что нормально подготовленный гимнаст должен владеть всеми тремя темпами, это вопрос полноценности базовой подготовки, вопрос технической культуры. Немного о действиях туловищем в сальто вперед. Здесь — такие же особенности, как и с махом руками. При «переднем темпе» (а) прыгун в отталкивании выпрямляется разгибанием; как и мах руками, это движение провоцирует вращение назад, а не вперед. Поэтому единственным действенным фактором вращения «по сальто» здесь остается умеренный (!) наклон плечами вперед, возникающий во второй части выталкивания от опоры и обеспечивающий нужный для создания вращения по сальто вращающий момент. Сложность, однако, в том, чтобы это движение не превращалось в «сваливание». При двух других темпах рабочее движение туловища обеспечивается уже сгибаниемтела; оно всегда хорошо выражено даже при сальто прогнувшись (в, к.к. 1—3). Принципиально возможно выходить на такое сальто и с совершенно прямым телом — за счет сгибания от сильно прогнутого положения (к. 1) до выпрямленного (к. 2). Нота-кая техника менее эффективна и практически не встречается. Прыгун всегда хотя бы немного, но сгибается при отходе и в начале полета (к.к. 2—4), после чего, на разгибании, особенно удобно делать повороты. Отметим, что повороты в сальто вперед вообще практически все-гдаделаются не раньше, чем исполнитель достигает в полете позы, удобной для разгибания в тазобедренных суставах (к.к. 4—5). Исключения из этого правила возможны, но крайне редки. В заключение — о приземлениях. Приход после сальто вперед на ноги, даже с поворотом, достаточно удобен, и комментария не требует. Поэтому остановимся немного на приходах с полуторного сальто — в кувырок. Общие принципы такого прихода, вроде бы, хорошо известны, но трагические случаи неудачных приземлений после этого опасного прыжка заставляют еще и еще раз уточнить некоторые детали. На рис. 134иа с. 362 — три варианта входа в кувырок. При избыточном вращении и на крутой траектории (а) у гимнаста могут быть ошибки в виде резкого опрокидывания вперед (к.к. 1—2) с ударом спиной о помост (к.к. 2—3). Ошибка эта досадна, но не смертельна. Идеален вход в кувырок, при котором раскрытое тело прыгуна все время как бы вписывается в умеренно крутую траекторию полета
(б). Кисти удобно ставятся недалеко впереди, и гимнаст без проблем прокатывается в кувырке (к.к. 2—4), сохраняя нормальный «ход» вперед. Страшнее всего низкий полет с явным «недокрутом» (в). При попытке идти в кувырок этим движением гимнаста складывает пополам, резко накрывая ногами (к.к. 2—3). Впрочем, малоприятен тот же недокрут и при высоком крутом вылете без достаточного движения вперед. Чтобы избежать такого рода ошибок (особенно, если симптомы уже появились) можно посоветовать гимнастам, во-первых, придерживаться установки «лучше перекрутить, чем недокрутить»; во-вторых, стремиться делать такие прыжки, по возможности, только в свежем состоянии и (пока элемент не готов) не в конце комбинации вольных упражнений; в третьих (что труднее всего) — почувствовав, что отталкивание сорвано, по возможности отказаться от движения в кувырок, так как лучше расквасить нос, чем сломать шею. 149. ЧЕРЕЗ ТЕМП ИЛИ В ОДНО КАСАНИЕ? Старая, традиционная композиция прыжковых комбинаций предполагала (по крайней мере, в гимнастике), что «ударный», наиболее трудный и эффектный прыжок должен размещаться в конце 149. Через темп или в одно касание? серии. Так оно, в общем, происходит и теперь, поскольку подобное построение комбинации — не только вопрос зрелищности, но и проблема технических возможностей. Однако с годами все больше трудных прыжков стало выполняться и в середине связок, в том числе таких, о каких прежде и не мечталось как о финале комбинации. В связи с этим осложнилась проблема сохранения темпа комбинации и вообще соединений со сложными срединными прыжками. Ведь очевидно, что после такого, например, элемента, как двойное сальто назад, требуется более значительная амортизация с неизбежным замедлением скорости действий, глубоким подседом (из которого крайне трудно сделать темповое отталкивание); резко падает скорость как движения «в ход», так и вращения тела. Есть ли какие пути преодоления этих трудностей? К сожалению, полностью обойти препятствия к восстановлению стремительных темпов, характерных для связок типа «рондат — фляк — темповое сальто — фляк — сальто прогнувшись» в более сложных комбинациях очень трудно или просто не возможно. Высокие срединные прыжки в любом случае будут сбивать темп комбинации, это физический закон. Но необходимо и возможно выбрать наиболее разумные приемы исполнения таких упражнений. Выделим две категории срединных прыжков, с которыми связаны трудности сохранения темпа движения. Первую категорию мы условно назовем настильные прыжки. Это элементы, которые в финале комбинации должны выполняться на полной высоте, с подчеркнутым взлетом, но которые в середине связки должны делаться иначе — настильно, то есть относительно низко и, соответственно, с более быстрым и далеким продвижением по горизонтали. Это прыжки типа сальто прогнувшись, пируэтов и им подобные. Если такой прыжок выполняется обычно {рис. 135-а на с. 364), то мы имеем налицо все проблемы: приходя на опору (к. 4) и «снимая длинный курбет», гимнаст теряет при этом и «ход», и вращение, и вынужден пользоваться выраженным «стрикоссатом» (к.к. 4—6), чтобы до какой-то степени восстановить нужную скорость. Часто это приводит к делению комбинации на две части, каждая из которых начинается, фактически, «с места». Чтобы избежать этих затруднений, нужно, как все знают, делать прыжок больше «в ход», то есть сохранять после него достаточную горизонтальную скорость. Наиболее это ясно в отношении срединных прыжков типа 149. Через темп или в одно касание? полпируэта или полуторного пируэта на одну ногу, которые всегда выполняются низко, с быстрым горизонтальным смещением и умышленным «перекрутом». Но об этом почему-то нередко забывают, когда в середине комбинации делаются не сальто вперед (после которых, действительно, удобнее сохранять «ход»), а прыжки типа бланша или пируэта. Однако и в этом случае должна применяться сходная тактика, хотя понятно, что заведомо низко-далекий бланш делать не хочется, так как его трудно тогда отличить от «темпового» сальто. Чтобы как-то смягчить этот эффект, тем более, если бланш получается достаточно высоким, придется пользоваться схемой, показанной парис. 135-6: сальто выполняется с более быстрым, активным вращением, так, чтобы в приходе тело гимнаста располагалось вертикально или даже было несколько «свалено» назад (к. 4). В этом случае неизбежно возникает снос в направлении движения (к.к. 4—6), и тогда можно обойтись без существенной потери темпа. Необходимый здесь «перекрут» можно иметь и за счет увеличения высоты полета, но тогда придется мириться с обязательным утяжелением доскока и большей амортизацией. Вторая категория — высоко-далекие прыжки. Это элементы, которые в любом случае не будут низкими, и поэтому все проблемы, характерные для срединных прыжков, здесь особенно проявляются. Это, прежде всего, двойные сальто, а также вообще движения, выполняемые со значительным подлетом. В этом случае неизбежно и необходимо увеличивается компрессия в фазе прихода. Однако, и в этом случае можно действовать наиболее рационально. На фиг. в — приход с двойного сальто, в котором прыгун ставит себя перед необходимостью резкой задержки темпа; он как бы снимает длинный курбет и должен будет в дальнейшем прибегнуть всё к тому же стрикоссату (к.к. 3—4). Но неизбежным здесь подседом можно воспользоваться иначе — переводя его сразу в «сваливание» назад с быстрым одноименным вращением тела (г). Это становится возможным, опять-таки, при изменении угла входа в приземление: плечи должны быть приподняты, а туловище располагаться близко к вертикали (к. 1). В заключение добавим, что успешное выполнение усложненных срединных прыжков, конечно, требует не только точной, рациональной техники, смелости, высокой реактивности при исполнении отталкиваний не «через темп», а «в одно касание», но и — всемерного повышения физической подготовленности и укрепления мышечно-связочного аппарата ног и, в особенности, голени. АКРОБАТИКА 150. Опять люфтпауза!
150. ОПЯТЬ ЛЮФТПАУЗА! Рассматривая структуру динамических, активно задаваемых гимнастом движений, мы настаивали на том, что так называемые «основные действия», обеспечивающие выполнение намеченной программы движения, всегда должны оставаться «неприкосновенными», то есть, ни при каких условиях не должны ущемляться со стороны других действий, а, напротив, иметь, «режим наибольшего благоприятствования». Из этого нами выводилось правило «локализации действий», которое означает, что все, что гимнаст делает вслед за «основными действиями» в так называемой «стадии реализации», должно дистанцироваться от предшествующих действий, не должно на них наслаиваться, «наезжать», так как это всегда идет во вред всему упражнению. Очень яркий пример — акробатические прыжки. Так, давно замечено, что стремление возможно раньше войти в поворот, активно начиная его еще на опоре, часто приводит к срыву отталкивания, а как следствия, и поворота. И неудивительно. Задача одновременного обеспечения вращения «по сальто» и «по пируэту» уже принципиально означает, что потенциал отталкивания должен быть «поделен», фактически, на три части. Первая из них «расходуется» на получение высоты движения, вторая — на вращение вокруг фронтальной оси (по сальто), третья — на поворот от опоры37. Поэтому, чем раньше и сильнее выражен опорный поворот, тем больше вероятность разрушения структуры тех действий, которые работают на сальто как таковое. Дело еще в том, что поворот на опоре связан с нарушением симметрии махово-толчковых действий: нередко прыгун «крадет» поворот, заранее ставя стопы с разворотом в соответствующем направлении и этим существенно ухудшает динамику отталкивания ногами. Обязательное явление при таких отталкиваниях — боковой изгиб тела с выводом бедра в сторону, противоположную повороту; это вынужденное компенсаторное движение, позволяющее, после взмаха руками на поворот, удерживать ОЦТтела в плоскости начального движения; в противном случае отталкивание выбросит прыгуна вбок от линии разбега, вызывая целый ряд других отрицательных последствий. Чтобы избежать всех подобных неприятностей, лучше всего, следуя «правилу локализации», полностью переходить на использова- 37 Строго говоря, здесь присутствует вращение и вокруг третьей оси. Но это уже непрограммная часть движения, выглядящая как выход тела из основной плоскости сальто. ние наиболее прогрессивной техники безопорного безынерционного «винта», который может и должен начинаться только после полного завершения симметричного отталкивания, через люфтпаузу (32), которую прыгун должен отчетливо осознавать. Для этого в процессе обучения прыжкам с поворотом (и, естественно, заранее овладев базовым сальто и имея должную «обкрутку») лучше начинать с ощутимо поздних «темпов» на поворот. И лишь в процессе дальнейшего совершенствования движения начало «винтообразующих» действий может по необходимости постепенно «подтягиваться» к началу полета но — с сохранением «люфтпаузы», хотя бы минимальной. В связи со сказанным, отметим также следующее. Лучшие современные прыгуны, владеющие техникой безопорных поворотов, все-таки пользуются поворотами смешанного типа, при которых начальный импульс с вращением вокруг продольной оси задается от опоры, а затем поддерживается действиями в полете, основанными на технике безопорных «винтов». Такая техника бывает оправдана в случаях исполнения прыжков рекордной сложности, когда «всё бросается на алтарь». Как, например, в прыжках двойное сальто с поворотом на 1080° в первом сальто, освоенном акробатами-мастерами. (Характерно, что первый исполнитель этого элемента Н. Павлюченков вынужден был, все-таки, брать во втором сальто группировку, так как мощность отталкивания при раннем темпе на тройной «пируэт» падает. В то же время другие исполнители аналогичного прыжка, но с более поздним поворотом, прекрасно «выкручивают» двойное сальто прогнувшись). Но и в этих случаях «правило локализации» должно выполняться: прыгуну следует возможно позднее — лишь в последний момент отрыва от опоры — включаться в «винтообразующие» действия; тогда их деструктивный (в отношении отталкивания) эффект будет меньше выражен. Заметим в заключение, что «правило локализации» универсально. О нем следует помнить даже в тех случаях, когда прыгун выталкивается простейшим образом, не нарушая симметрии махово-толчковых действий. Характерна, например, ошибка малоопытных спортсменов, которые, опасаясь «недокрута», слишком рано группируются: еще не завершив отталкивания полноценным отходом, они переключаются на противоположные действия, и преждевременно снимают ноги с опоры (рис. 137-а). Это грубейшая ошибка, которая не только резко ухудшает конкретное сальто, но и постепенно закрепляет у гимнаста порочный навык неполного отталкивания. На самом деле во всех отношениях гораздо эффективнее как бы отталкивание с «затяжкой» (б), когда между моментом окончания контакта с
опорой (при предельно активном выталкивании тела вверх!) и началом группирования (сгибания) есть ощутимая, осознаваемая гимнастом «люфтпауза» (к.к. 3—4). Парадокс заключается в том, что чем меньше прыгун думает о группировке, чем спокойнее ее начинает, давая себе возможность полностью вылететь вверх, тем больший эффект эта группировка и дает в конечном итоге, не говоря уж о выигрыше в высоте движения и в остальных характеристиках полета.
|