Ниша для поворота
«закрутка» при отталкивании, увеличение напряженности всехдей-ствий на опоре, соответственно провоцировали и более неряшливую работу в полете. Возникал порочный круг... Пятая причина неудачи, она же — следствие предыдущих — осложненное приземление. Даже если при такой технике, какая была у гимнаста, вращение складывается благополучно, и можно удачно придти на ноги, доскок оказывается затрудненным, так как быстрое инерционное вращение «по винту» не может быть остановлено на опоре мгновенно: уже в стойке на ногах гимнаста сносит в сторону поворота, асимметрично закручивает плечевой пояс и руки, провоцирует нарушение равновесия. Чтобы успешно бороться с этим, гимнаст вынужден пользоваться приземлением на разведенные ноги, а это также технический недочет. Причем, чем сильнее прыгун работает «по винту» от опоры, чем мощнее инерционный напор, тем больше трудности, возникающие во время приземления. Была и еще одна причина, мешавшая Ш. блеснуть хорошим пируэтом. Мы о ней упомянули вскользь вначале. Это — конституция гимнаста. Известно, что повороты вокруг продольной оси тела по чисто биомеханическим причинам легче и лучше удаются тем, кто имеет долихоморфное строение тела, то есть относительно высок, узок в бедрах и плечах. А наш герой по своему телосложению относился к противоположной морфологической категории — брахиморфной, и поэтому пируэты, увы, были не его стихией... В связи с последним интересно отметить, что гимнастки в последние годы не только догнали мужчин в освоении пируэтных акробатических вращений, но и в чем-то опередили их. Они не делают более ел ожн ых упражнений, но зато такие прыжки, как тройной пируэт, показывают чаще и успешнее. Объясняется это, несомненно, более благоприятной в данном случае женской конституцией: хоть гимнастки и невысоки ростом, но их пропорции (а это — решающее обстоятельство) больше соответствуют долихоморфной модели, тогда как мужчины, все-таки, всегда ближе к брахиморфным стандартам. Итак, какие же выводы следовало бы сделать из давней уже истории со смелым молодым грузином? Основные выводы очевидны. 1. Любому гимнасту, гимнастке нужна своевременно начатая, объемная, тщательная и постоянная «обкрутка», прежде всего на батуте; 2. Необходимо виртуозное владение техникой безопорного поворота, которая также вырабатывается и шлифуется на батуте и переносится на все другие полетные (и даже опорные) движения;
3. Обязательно владение безупречным профилирующим сальто (157), дающим прыгуну добротную основу для исполнения прыжков с поворотами; 4. Достаточно сложными пируэтными движениями могут и должны владеть все продвинутые гимнасты, но за освоение рекордных прыжков, трюков лучше браться только тем, кто имеет для этого благоприятные данные, то есть — соответствуют трем предыдущим пунктам требований плюс четвертый — подходящая «пируэтная» конституция. Впрочем, мы не говорим о такой вещи как талант...
|