БЕСПОЛЫЙ ПЕРЕШМЫГ
Около тридцати лет назад оборот «не касаясь», он же «перешмыг», стал входить в практику гимнасток-мастеров и казался элементом трудным и весьма достойным. Поначалу мало кому даже из лучших гимнасток удавалось выйти в стойку без огрехов: сгибались руки, возникало прогибание, резко падал темп (рис. 182на с. 470). Появилась даже своеобразная тренерская идеология, согласно которой должны были различаться «мужская» техника (прямые руки, четкий, под контролем силы, выход в оттянутую стойку) и техника «женская» (с упомянутыми выше, «допустимыми» ошибками). Но каковы же были удивление и досада таких идеологов, когда гимнастки из ГДР, в том числе Карин Янц, стали показывать отличный «мужской» оборот в стойку! Но и тут нашлось было «объяснение»: Янц, мол, маленькая, физически сильная, ей —легче... Когда же другая немка, Эрика Цухольд, более рослая и тяжелая, чем ее под- БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________ руга по команде, продемонстрировала еще более великолепный, легкий, мощный «перешмыг», да еще с подлетом в стойке, то даже пропагандистам особой «женской» техники стало ясно, что дело не в девичьих слабостях, а в слабости идеологии, оправдывающей суррогатную технику... И действительно, если действовать грамотно, то при любом весе и росте можно, играючи, выполнять такие движения как оборот в стойку, дополняя их, к тому же, различными усложнениями (51). На рис. 182-бмы умышленно показываем оборот, начинающийся совсем невысоким махом из упора (к. Г), так как вовсе не в этом махе залог мощного движения в обороте. Главное здесь — правильно распорядиться «даровыми» силами, а прежде всего — силой тяжести, которая может прекрасно разогнать тело гимнастки даже из невысокого исходного положения. Нужно лишь делать спад (к.к. 1—2), удерживая достаточно большой угол в плечах, так, чтобы плечи, голова гимнастки ни в коем случае не уходили вперед (как на фиг. а, ______________________ 186. Клан движений «не касаясь» к.к. 1—3) и не уравновешивали бы этим тело в упоре. Только тогда сила тяжести начинает эффективно разгонять тело на спаде, и этой энергии оказывается достаточно, чтобы построить любое, даже самое сложное, движение «махом под опору». При описываемой технике гимнастка подчеркнуто долго удерживает тело прямым (к.к. 1—3), и лишь проходя вертикальное положение, слегка сгибается (к.к. 4—5). Отметим, что оборот «не касаясь» всегда имеет момент, когда гимнастка допускает таки соприкосновение бедрами с жердью (к. 5). И это вовсе не ошибка, а совершенно необходимая деталь техники, так как если гимнастка не будет здесь двигаться вплотную к опоре и слегка сгибаться, ее обязательно снесет в вис! Вместо оборота получится мах дугой55... Ну, а дальше—дело техники: быстрое выпрямление тела, какбы запускающее действия по подъему в стойку (к.к. 5—7); при прохождении плечами уровня опоры (к. 7) — «подхват» кистей и — финальный выход в стойку (к.к. 7—11), который при верной работе происходит легко и даже с «подлетом». На основе описанного «перешмыга» можно освоить целый ряд других достойных движений, в том числе так называемые соскоки «срывом», описание которых, включая некоторые технические «изюминки», мы уже давали в главе по перекладине (51). Однако, возможны и другие «ультра-си», о которых — ниже. 186. КЛАН ДВИЖЕНИЙ «НЕ КАСАЯСЬ» Оборот «не касаясь», конечно, основной элемент, выполняемый махом вперед «под опору», но вовсе не единственный и не единственно интересный. Вспомним в этой связи, что здесь, как и во всех структурах маховых и прыжковых движений, элементы могут выстраиваться в типологическиеряды56 (рис. 14). 55 Хитрость, правда, заключается в том, что в процессе обучения ни в коем 56 Особый случай, как всегда, представляют собой махи на коне. Там тоже БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ______________________________ При всем потенциальном богатстве структурных ресурсов на брусьях р/в57, небесполезно поразмышлять над тем, что еще можно было бы «выжать» из этого класса движений. Ниже показаны для примера лишь отдельные виды полетных движений, доступных для исполнения, если гимнастка — свободно владея мощным махом «под опору» — целенаправленно варьирует траекторию полета и структуру вращения тела. На рис. 183 —три ключевых варианта продолжения маха вперед из упора продольно с отходом вперед от опоры. В первом из них (а) максимально используется вращение начального направления, в результате чего гимнастка может получить движение типа сальто назад из упора, обычно именуемое «срывом». Во втором случае (б) начальный мах из упора полностью гасится благодаря действиям в плечах и взвешенному разгибанию в тазобедренных суставах. Движение это хорошо известно и несложно. В современной практике оно — редкость, ибо считается банальным, хотя на самом деле его можно использовать как основу для многих привлекательных движений, вполне достойных любого мастера (один пример «на вскидку» — перелет с в/ж с поворотом на 540° в вис лицом внутрь на н/ж). Третий случай (в) также хрестоматийный, это разнообразные движения дугой. Ныне славная эпоха соскоков дугой отошла в прошлое, хотя наиболее сложный из них (дугой двойное сальто вперед и его варианты) ничуть не менее эффектен (и более сложен), чем повально исполняемые теперь соскоки сальто махом вперед из виса. Далее еще три варианта полетов, на этот раз — с перелетом назад через опору. Все эти движения гораздо сложнее и проблематичнее, чем предыдущие, так как полетный переход через жердь ставит перед гимнасткой довольно трудные, хотя и разрешимые задачи. Первый вариант (г) представляет собой весьма оригинальное сальто назад с оборота «не касаясь». Задача гимнастки здесь — максимально использовать мощностные возможности спада из упора (к. к. 1—2) и не растерять полученное вращение в дальнейшем, при выталкивании себя руками назад-вверх (к.к. 3—5). Парадокс здесь в том, что действуя руками и стремясь работать мощно, не следует увлекаться высотой движения: «забраться» вверх тут можно лишь за счет 57 С «превращением» брусьев р/в в сдвоенную перекладину репертуар снаряда стал классичнее, но однообразнее, хотя о потерянном материале (жесткие, ударные отмахи в смешанных висах, соскоки срывом с нижней жерди и проч.) по гуманным соображениям жалеть, пожалуй, не стоит. активного вращения на опоре, так как слишком сильное выталкивание (с увеличением плечевого угла) приведет только к резкому ослаблению крутки (51). Существует, правда, соблазн, выйдя в высокую стойку и почти остановившись, заново «подкрутить» себя действиями типа курбета. Такое возможно, но заметим, что это уже не тот элемент, что мы описываем, а, фактически, соединение «оборот — курбет — сальто». Главное же в том, что подобное построение соскока (встречавшееся в практике, но не прижившееся) нарушает динамику и стилистику движения, придавая ему довольно примитивную «мелко-трюкаческую» форму. Что касается формы, показанной на фиг. г, то она может быть вполне интересной и достойной освоения, например — в-виде сальто-перелета с верхней жерди на нижнюю. Вариант д интересен только как структурная середина между вариантами г и е. Как реальное движение он может привлечь внимание только при наличии достаточно остроумных усложнений и связок. Наконец, вариант е, как и соскок дугой, связан с форсированной переменой направления вращательного движения и по структуре подобен «перелету Ткачева», который мы подробно комментировали (40—44,180). Элемент этот известен и практикуется. Здесь лишь обратим внимание на то, что при техничном исполнении движение требует мощной, но достаточно поздней работы в «контрдействиях». В БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ______________________ отсутствие таких действий перелет приобретает известную суррогатную форму, когда гимнастка попросту падает назад из стойки на руках и со «складкой» успевает придти в вис согнувшись сзади в положение, практически, вниз головой (ср. с аналогичной формой «раннего ткачевского», 180). Сделать такое движение не трудно, но эффект от него не стоит вложенных усилий. 187. ДУГА - САЛЬТО... ВПЕРЕД? Как уже отмечалось, эпоха соскоков дугой отодвинулась в прошлое, уступив свое место сальто из виса. Но навсегда ли? Недаром ведь говорится: новое это хорошо забытое старое... Тем более что потенциальные возможности движений дугой велики, и многое из того, что можно было бы сделать на их основе, до сих пор не использовано практически. Достаточно вспомнить давний опыт Ольги Корбут, успешно разучивавшей перелет дугой сальто вперед на н/ж (его не обязательно делать с приходом на живот, возможны более щадящие и еще более эффектные варианты). А какие блестящие соскоки дугой демонстрировала немка Макси Гнаук! Вполне могла бы освоить двойное сальто вперед согнувшись или самые сложные пб*-вороты с прямым телом, а это поинтереснее, чем стандартные сальто мортале из виса... Так что забывать движения дугой не следует. Но движения эти интересны не только сами по себе. Они являют собой довольно показательную модель, на которой можно проследить характерные эффекты, знание которых очень полезно в любом случае. Впрочем, многое из того, что касается соскоков дугой уже прокомментировано нами в главе по перекладине (50). Но к этому следует добавить ряд деталей. Рассмотрим для начала особенности распределения поворотов в соскоках дугой сальто. Речь идет о том, в какой фазе полета поворот делается и как это меняет структуру движения. Обычно говорят так: «соскок дугой и сальто вперед с поворотом». Действительно, такой соскок существует, но, строго говоря, это лишь один из вариантов движения, который может выполняться после дугового отхода с в/ж. В самом деле, взяв в качестве примера соскок с поворотом кругом (или кратным 180°), можно убедиться, что в зависимости от избранного гимнасткой времени поворота структура движения существенно меняется. На рис. /^символически показаны возможные зоны вращения по сальто, на которые может «накладываться» полпируэт. Чтобы оп- 187. Дуга — сальто... вперед? ределить эту фазу конкретнее, предположим, что гимнастка делает поворот достаточно быстро, компактно, не «размазывая» его по всему полету. Но когда она может его делать и как это отразится на форме движения? Из построения на рисунке можно получить принципиальный ответ на этот вопрос. Вот, по крайней мере, шесть вариантов движения, возникающих, если поворот «передвигать» из одной фазы движения в другую. БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ 1. Мах дугой с поворотом и сальто назад. Еще на опоре, в фазе д-6"гимнастка поворачивается кругом и далее выполняет 1 '/4 сальто назад. 2. Соскок дугой с поворотом и сальто назад. В этом варианте поворот выполняется на взлете и завершается в положении головой вверх (фаза б-в), после чего следует полное сальто назад. 3. Соскок дугой с поворотом («на спину») и 3/4 сальто назад. Здесь поворот делается позже, чем в предыдущих вариантах (фаза в-г), и в идеале может попасть на высшую точку полета, после чего гимнастка выполняет неполное сальто назад. 4.........? Этому варианту движения трудно дать лаконичное на 5. Соскок дугой — сальто вперед с поворотом кругом («на живот») и '/4сальто назад. Вариант также с трудом поддается терминологическому определению, но здесь уже определенно преобладает сальто-вое вращение вперед с поворотом в его фазе д-е. 6. Соскок дугой — сальто вперед с поворотом кругом. Это предельно поздний вариант поворота, исполняемым перед самым приземлением в фазе е-ж. Все приведенные формы не имеют принятого определения, и называть их можно по-разному. Виной этому — фаза поворота, которую в принципе нельзя отнести ни к сальто вперед, ни к сальто назад, так как она всегда содержит в себе признаки и того, и другого вращения. Итак, мы видим, что в зависимости от фазы (и длительности) поворота, кратного 180°, соскоки дугой, как, впрочем, илюбые другие безопорные вращения, могут давать очень разные формы, включающие в себя вращения как вперед, так и назад, а также — в фазе самого поворота — их смешанные, промежуточные формы. Конечно, в практике, включая судейство, нет необходимости педантично отслеживать все сдвиги поворота во времени, так как реальная трудность упражнения от этого меняется незначительно или, во всяком случае, для разных исполнителей — по-разному. Достаточно и необходимо различать хотя бы три наиболее характерных, качественно определенных формы таких движений. Это: — соскоки с «ранними» поворотами, построенные по схеме «дуга с поворотом — сальто назад» (варианты 1 — 2);
|