От Ткачева к Шушуновой и обратно
стро складывалась, так, чтобы можно было дохватиться за жердь (к.к. 8—10). То есть исполнялся спад с перемахом в вис. Если сравнить это движение с настоящим перелетом {рис. 28нг. с. 104), то легко заметить, что в суррогатном варианте гимнастка отпускает опору гораздо позже, и вместо перелета получает лишь спад из стойки на руках в вис согнувшись. Не было здесь и свойственного настоящему «ткачевскому» контрвращения тела вперед, оно подменяется в данном случае вращением вперед одного лишь туловища с руками, тогда как ноги, двигаясь по реакции в противоположном направлении, «накрывают» гимнастку сверху. Характерно, что в описанном «псевдоткачевском» гимнастка уходит в безопорное положение, как казалось бы и нужно, после прогибания (рис. 174, к. 7), но это прогибание не носит здесь характера активного контрдействия, оно выполняется «мягко» и нужно лишь как средство завершения большого оборота в условиях дефицита маха (добавим, что если бы в обороте гимнастка разгибалась так мощно, как это бывает в «ткачевском», то до стойки она вообще не дошла бы! См. 175). В последние годы гимнастки стали делать «ткачевский» более грамотно, ближе к мужской технике, хотя нужной мощности в главном, что определяет успех в таких упражнениях, а именно — в контрдей- БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ _________________________________________ ствиях на опоре — им по понятным причинам не хватает. При этом отметим, что условия, существующие на брусьях р/в, для исполнения «ткачевского», как ни парадоксально, довольно благоприятны: даже вынужденное гашение спада, которое может быть связанно с перемахом через н/ж, оказывается здесь как нельзя кстати (42,176),да и ритмика подготовительных действий сопрягается с возможным броском довольно удачно. Так что гимнастки могут делать «ткачевс-кий» еще лучше, чем делают. Любопытной репликой на «ткачевский» стал показанный в свое время оригинальный элемент Елены Шушуновой. Внешне он выглядит чуть ли не как перелет с поворотом на 360°, хотя в действительности гимнастка выполняет каскадное соединение, состоящее из большого оборота назад с поворотом кругом в стойку (типа «келеровско-го»), после чего немедленно, на спаде делается еще один поворот, сразу переходящий в «складку» сдохватом за жердь. Таким образом, в этом случае собственно перелет отсутствует, как это имеет место в описанном выше суррогатном «ткачевском». И вообще, в структурно-техническом отношении элемент Шушуновой никакого отношения к «ткачевскому» не имеет; это самостоятельное и, надо признатв; остроумное движение, показывающее, сколь богатой может быть фантазия людей, работающих творчески. 181. РЕКА? - ВОЛГА. ПОДЪЕМ? - РАЗГИБОМ Действительно, «подъем разгибом», «всклопка» давно стал как бы символом снарядовой гимнастики, ее простейшей эмблемой итрю-измом. Но так ли примитивен этот подъем? Конечно, выбраться этим способом в упор не трудно, но владеть им мастерски... На брусьях р/в подъем разгибом используется на каждом шагу, раз до пяти в комбинации, притом в разных соединениях, в разнообразных условиях и со всевозможными целями. Поэтому гимнастки, особенно старших разрядов, должны владеть им в совершенстве. И тут оказывается, что «простейший» подъем нет-нет, да и создает даже мастерам различные неудобства и затруднения. Рассмотрим ниже несколько актуальных моментов, связанных, прежде всего, с организацией маха, подводящего к этому «примитивному» движению52. 52 Другие нюансы, связанные с исполнением подъемов разгибом см. в главе «Перекладина» (53, 54). 181. Река? - Волга. Подъем? - Разгибом Как известно, мах на подъем разгибом должен быть оптимальным по силе (53,54). И слишком маленький мах вперед в висе, висе углом, и чрезмерно сильный создают исполнительнице ощутимые проблемы и, значит, идя на подъем, нужно этот мах по необходимости отрегулировать. Здесь две очевидные ситуации: либо мах нужно усилить, подпитать, если он слаб, либо, напротив, «окоротить». В первом случае поможет активизация движения «броском» (рис. 175-а), который нужно завершить умеренной «протяжкой» ног впереди, не торопясь, подносить ноги кжерди (к.к. 3—6). Во втором случае (б) схема действий, в целом, обратная: в начале спада сразу, по возможности, берется сгибание (включая «угол» в плечах), которое при движении вниз распускается (к.к. 1—3), а мах вперед от вертикали выполняется без броска или со сдержанным «посылом» ног вперед (к.к. 3—6). Однако нужно учитывать, что в обоих случаях окончательный успех подъема будет еще зависеть и от других факторов. Например, от того, когда и как гимнастка начнет подносить ноги к грифу: раньше или позже, выше или ниже (53,54). Нарис. 176 на с. 458 показаны различия, возникающие при различных траекториях движения ног к опоре. Первый (а) отличается низким движением ног при переходе из виса в вис согнувшись. Обычно в этом случае разгибание быстро «расходуется» и гимнастка приходит в упор выпрямившись. Это удобно при уходе, например, в оборот вперед из упора (сгибанием), но совершенно не годится для отмаха. БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ 181. Река? - Волга. Подъем? - Разгибом
Второй способ (6) выглядит как более высокое дугообразное движение стопами над жердью. Чем выше ноги в этом случае поднимаются, тем позднее, как правило, происходит разгибание, и гимнастка получает хорошие условия для активного отмаха назад из упора. Но и здесь, разумеется, нужно знать меру: излишне высокое движение создает такие же трудности, как и чрезмерно сильный мах; «забросив» ноги высоко над жердью, можно потом вообще не выбраться в упор... Отдельно прокомментируем ситуацию с подъемом на нижней жерди. Переходя в вис углом, гимнастка может действовать очень по-разному (рис. 177). Часто она попадает на опору «с лёту» (а), и это провоцирует острое «разрывное» движение, которое некоторые исполнительницы усугубляют, прибегая к акцентированному разгибанию в конце маха (к.к. 2—6). Такое движение, мощно натягивая мышцы-сгибатели туловища и бедра, должно, по идее, резко активизировать движение ног к опоре, и, казалось бы, интенсифицировать весь подъем, но... Но столь подчеркнутое движение ногами вниз (да еще при рывке вперед грудью и при мощной «оттяжке» в плечах!) приводит к активному вращению ног вперед-вниз (здесь — против часовой стрелки), и» когда гимнастка пытается после этого быстро поднести их к жерди, выясняется, что ноги «налиты чугуном», их трудно поднять (это объясняется необходимостью перебороть инерционное движение ног, сообщая им сначала отрицательное, а затем положительное — в сторону жерди — ускорение). Обычно в этом случае таз остается очень низко, и весь подъем, если он вообще удается, протекает с затруднениями, в частности, при последующем отмахе (182,183). Такую технику могут позволить себе только физически очень сильные, резкие гимнастки, но особого смысла в такой работе нет. Единственное оправдение подобного исполнения — стремеление к собственному стилю исполнения. Полярный случай показан на фиг. б: гимнастка мягко, широко проходит вис углом, проводя ноги у нижней вертикали над самым матом, а затем, по плавной дуге, точно зачерпывая ногами, посылает их вверх. Эта схема близка к той, что показана на рис. 176-6. Она хороша невысокими требованиями к физической подготовке гимнастки, но, увы, в подъеме дает довольно вялое обшее движение. Оптимально, как всегда, нечто среднее (рис. 177-в): гимнастка относительно спокойно, но энергично проходит вертикаль, а затем по- БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________ сылает ноги вперед, «протягиваясь» примерно на уровне опоры (возможно и некоторое, короткое прогибание), и только после этого поднимает стопы в вис согнувшись. Энергетически (в части, реально необходимой для подъема) и зрелищно этот способ не уступает первому, но и не обладает слабостями второго. Вообще же, любой гимнастке следует искать свой, наиболее соответствующий текущему состоянию подготовленности, способ прохождения виса углом, отдавая себе ясный отчет в том когда и как можно подстраивать это движение в зависимости от особенностей связки и конкретного исполнения движения в попытке. 182. «ПРОСТОЙ» ОТМАХ Отмахи назад из упора продольно на брусьях р/в — такой же расхожий материал, как и подъем разгибом и поэтому кажутся еще более элементарными. Но, присмотревшись, легко заметить, что, будучи не отшлифованными, эти простые связующие элементы, повторяясь много раз в комбинации, соответственно множат малые огрехи, снижая класс исполнения махов и придавая работе гимнастки черты" примитивности; и это если не было более грубых ошибок! Рассмотрим некоторые детали, полезные для тех, кто не может выполнять разные по назначению отмахи назад с полной уверенностью. Когда подключать руки. ^Упрощая, можно сказать, что любой мах их упора стоит на трех китах: Это: 1. Бросковое движение ногами; 2. Одновременное маху упругое отталкивание тазом от жерди и — 3. Работа прямыми руками, «подхватывающими» тело после того, как оно было «подброшено» вверх благодаря маху и отталкиванию. Наиболее тонкий момент здесь — работа руками. «Тонок» он потому, что от фазы подключения рук к действиям подъема и от интенсивности этой работы зависят важные оттенки маха и его общий результат. На рис. 178-а — типичная картина нормативного отмаха в стойку. Здесь гимнастка заведомо сильно наклонилась плечами вперед (к. Г), и это позволяет ей не только сразу после отделения таза от опоры (то есть по окончании отталкивания, к. 3) направить ноги вверх, к будущей стойке на руках, но и сразу же подключить к этой работе руки, нажимая кистями на жердь и активно увеличивая плечевой угол. Это наиболее благоприятная картина. Казалось бы, так, собственно, и при любом отмахе? 182. «Простой» отмах Нет, не так. Например, если вы будете делать отмах из положения, типа показанного на фиг. б, к. 1, то немедленное включение рук обязательно уведет ваше тело назад в вис, даже если все остальное вы будете делать, как положено при отмахе в стойку на руках. Чтобы БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ 182. «Простой» отмах
избежать этой неприятности, вам придется повременить с активизацией работы в плечах и подключать руки позже— только тогда, когда тело поднимется благодаря маху достаточно высоко, и его ОЦТ будет двигаться хотя бы приближенно к вертикальной опорной плоскости {в, к.к. 4—6). И, конечно, это вариант худший, чемнафыг. а, так как возможные ресурсы отмаха здесь используются не полностью. Как действовать кистями?Из сравнения ситуаций, показанных на фиг. а, б, в, видно, что положение туловища в начале отмаха очень важно для энергетики всего движения, а также для определения его направления (в стойку, в высокий упор, в вис и т. п.). Но что нужно делать, чтобы туловище «стояло» так или так? Здесь нужно учесть ряд факторов. Наклон туловища зависит оттого: —каким вращением завершалось предыдущее движение (например, вращало ли вас вперед после подъема разгибом, и как сильно?); —как выполнялось подготовительное сгибание перед отмахом (сильное сгибание или умеренное, сгибание после акцентированного разгибания или иначе и т. д.); —какими были условия равновесия в упоре (перевешивало туло-*» вище ноги в упоре согнувшись или нет) и др. Но вот удобное для отмаха положение получено (а, к. 1). Если гимнастка будет совершенно свободно, ничего больше не предпринимая, активно разгибаться для отмаха, то туловище не останется в наклоне, а будет — в силу реактивного взаимодействия звеньев — подниматься плечами вверх-назад, и тогда нужное для выхода в стойку исходное положение отмаха будет утеряно (пунктир). Что делать? Одно из простых средств, помогающих здесь действовать более правильно —работа кистями. В фазе ускоренного отмаха (к.к. 1—3) гимнастка имеет возможность помочь туловищу зафиксироваться в наклонном положении, прочно сжимая руками жердь и не позволяя кистям проворачиваться. Для этого в отмахе большие пальцы кистей должны противопоставляться остальным; перевод («перемах») большого пальца осуществляется в процессе подготовительного сгибания тела (до к. 1). На брусьях р/в этот прием (в отличие от перекладины) дает ощутимый эффект. Другой фактор, помогающий сохранить наклон вперед — возможно большее смещение туловища вперед, насколько это позволяет тазобедренный сгиб, а также выпрямление туловища, «протяжка»; то и другое помогает верхней части тела (голова, туловище, руки) перевесить нижнюю. Наконец, играет здесь роль и положение ног относительно опорной вертикали: чем ноги к ней бли- же, тем меньше, по условиям равновесия, он и проти водействуют наклону туловищем вперед. Впрочем, умышленное опускание ног это здесь не что иное, как уменьшение «замаха», могущее отрицательно сказаться на биомеханике отмаха. Когда притормаживать ноги? Как известно, всякий бросковый мах дает эффект только в том случае, если ускоренное движение ног в нужный момент «притормаживается», передавая накопленный импульс смежным звеньям и вовлекая их тем самым в общее движение тела. При исполнении отмаха ноги гимнастки движутся ускоренно примерно до положения с прямым телом (к. 3); после этого происходит переключение мышц (здесь — с разгибания на сгибание), ноги несколько теряют в скорости, давление на опору падает, гимнастка теряет связь тазом с опорой и начинает вращаться всем телом (кроме рук) вокруг плечевой оси. Но прямое положение тела это, строго говоря, лишь приблизительный ориентир для «вычисления» момента притормаживания ног. Управляя своими действиями, гимнастка может переключать усилия раньше или позже, смещая силовые акценты. Это позволяет тоньше управлять кинематикой, задавая, например, махом ног движение более высокое или низкое. А это очень важно. Так когда же, говоря конкретнее, следует притормаживать движение ног, выстраивая нужный отмах? Наиболее точный ответ таков: когда ОЦТ тела гимнастки начинает перемещаться в том направлении, в каком весь отмах должен привести тело в требуемое конечное положение. Менее точный, но более простой ответ: когда ноги (стопы) начнут в броске двигаться куда нужно (например — в стойку на руках). Как лучше делать отмах со сгибанием? Откровенно говоря, такой отмах (г) лучше вообще не делать... Во всяком случае — не начинать освоение активного отмаха с этой формы. Обычно, если гиминастка делает основной упор именно на движение со сгибанием в тазобедренных суставах, то это — признак ее технической и физической слабости, говорящий о том, что отмахом прогнувшись — то есть базовым отмахом — она владеет плохо или вообще не владеет. С биомеханической точки зрения сгибание при отмахе это гипертрофированное торможение ног, при котором туловище и руки получают-таки нужное движение ценой противодвижения ног. Кроме того, сгибание тела физически облегчает весь подъем, поскольку массы тела приближаются к опорной вертикали, уменьшая тем самым момент инерции системы «ноги-туловише» и момент силы тяжести, действующий на нее относительно плечевой оси. Но в целом, повторяем, такой
БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________ отмах — суррогат. Гимнастка, привыкшая к нему, будет иметь проблемы с освоением элементов, требующих более высокой энергетики. Но если уж делать отмах «через складку», то делать его нужно грамотно. Торможение ног и сгибание тела должны быть активными, а само сгибание — полным (ср. с техникой силовой стойки согнувшись, 77, 174). Недопустимо разгибание в тазобедренных суставах раньшее, чем гимнастка полностью не выпрямится в плечах (к.к. 5—6). И еще одна деталь: крайне неграмотно делать в этом случае отмах (к.к. 1—2) с преждевременным, ранним разведением ног. Ноги следует разводить только на сгибаниитела (к.к. 3—5), а наиболее широким движением, во фронтальной плоскости тела, они выводятся в стойку не раньше, чем в финальной части движения (к.к. 6—8).
|