ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ БРУСЬЕВ
С тех пор как проблема больших оборотов на брусьях р/в перестала быть проблемой, и обороты вошли в разряд обычных служебных движений, иначе стала выглядеть и задача исполнения сальтовых соскоков «большим махом». Гимнастки стали все более свободно осваивать чисто мужской репертуар вплоть до наиболее сложных элементов, особенно на махе вперед. Тем не менее, брусья р/в это все же не перекладина с ее свободным махом, и сальто с верхней жерди не получается строить до такой же степени непринужденно, как на «турнике». В главе, посвященной перекладине, мы уже рассматривали основные принципы построения разного рода отходов и сальтовых движений (19,20). Остановимся теперь на некоторых особенностях, свойственных аналогичным движениям на брусьях р/в, но для начала БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ 179. Срывное? Задерну т о е? Китайское?
очень кратко вспомним от каких, все-таки, действий на опоре зависит главное, что определяет успех безопорного движения, а именно — вращение тела в полете и его траекторное перемещение. Это, во-первых, так называемый «накат» (20), то есть — общая скорость маха, с которой тело гимнастки подходит к моменту перехода в безопорное положение, и которая зависит от активности предшествующих оборотовых движений. Нотутже отметим, что «накат» — не самое сильное средство исполнения «больших махов» на брусьях р/в. Здесь он не столь эффективен, как на той же перекладине. Гимнастка (особенно рослая) не имеет возможности так же мощно разгонять обороты, как мужчины. Нижняя жердь даже теперь несколько «тормозит», сковывает ее, навязывая вынужденную, часто далеко не лучшую, структуру действий. И это не может не сказываться на энергетике полета в соскоках, которые всегда выполняются на меньшей, чем у мужчин, высоте и длятся соответственно короче (учтем также более скромные параметры снаряда). Второй кардинальный фактор это — действия маховыми звеньями в фазе перехода из опорного положения в безопорное. Роль этих важных элементов техники мы уже анализировали (20). Подчеркнем лишь, что действия, выполняемые при переходе в полет, активнб влияют не только на вращение и способны ускорить его, остановить или даже поменять по направлению, но воздействуют и на перемещение О ЦТ тела гимнаста относительно опоры и, соответственно, на последующее полетное перемещение (19). В частности, действия, построенные как «притягивание» к опоре (к ним относятся и все традиционные «броски»), позволяют оставаться в полете у снаряда или перелетать через него («гингер», «ткачевский» и т. п.). Адействия типа «отталкивания» характерны почти для всех соскоков с отходом от жерди в направлении броска (рис. 15-6). Впрочем, как и накат, действия при отходе имеют на брусьях свои слабости, также объясняющиеся геометрией снаряда; необходимость прохода над нижней жердью даже сейчас, при расширенных брусьях, накладывает отпечаток на организацию действий спада и, как следствие, последующих действий, включая главное из них — бросок. И назовем еще один технический фактор — выбор момента перехода в полет. Он связан с представлениями об относительно раннем или позднем «темпах» отхода (19). При прочих равных условиях/?ан- ние темпы (в том числе «срывные») связаны с низко-далеким быстротечным полетом и «лихорадочным» вращением, а поздние темпы (в том числе «задернутые») — с более высоким, долгим и крутым вылетом при относительно замедленной «крутке», хотя, конечно, меж- ду этими крайними формами существует и неограниченное число промежуточных вариантов. В любом случае очевидно, что «темп отхода» может очень существенно менять вид траектории, время и вращение в полете. В сравнении с другими двумя факторами, описанными выше, «темпы отхода», казалось бы, не связаны особыми техническими ограничениями, исходящими от конструкции женских брусьев («когда хочу, тогда жердь и брошу»), но в действительности, и здесь всё достаточно сложно, так как отход — действие вовсе не произвольное, а теснейшим образом связанное со всеми предшествующими событиями и «просто так» его не изменишь. Достаточно сказать, что при наличии перемаха через нижнюю жердь (176) координация действий «отхода» оказывается строго «завязанной» на действиях спада и броска. Итак, гимнастка, выполняющая «большие махи» на брусьях р/в, располагает, казалось бы, разнообразными возможностями управления отходами. Результатом этого управления являются параметры полетного движения — его высота и дальность, крутизна траектории, исходная (не зависящая от группирования) интенсивность вращательного движения тела в полете. Однако, как было видно из предыдущих заметок, в использовании каждого из названных технических факторов исполнения полетных движений и соответствующих приемов есть свои «но», осложняющие исполнение движений, в первую очередь, соскоков с брусьев р/в. Существование нижней жерди может ограничивать свободу в разгоне движения, ритмической и пространственной организации действий на спаде и при броске. Спровоцированные при этом ранние отходы обеспечивают быстрое вращение, но в ущерб высоте и времени полета; поздние, напротив, позволяют нарастить высоту движения, но замедляют вращение и заставляют держать тело в неприятной близости от опоры... Что выбрать? Как скомбинировать удовлетворительное движение из не слишком выгодных составляющих? Об этом — в следующем сюжете. 179. СРЫВНОЕ? ЗАДЕРНУТОЕ? КИТАЙСКОЕ? Продолжим разговор о проблеме техники отходов «большим махом» на брусьях р/в на примере сальто назад. На рис. 173 на с. 452 показаны две характерные формы, отражающие полярные технические тенденции в исполнении соскоков сальто (по преимуществу двойных) на женских брусьях.
БРУСЬЯ РАЗ НОЙ ВЫСОТЫ ___________________________________ Одна из этих форм — раннее сальто (а), при котором гимнастка уходит в полет, не доходя до опорной горизонтали. Такое движение сопровождается относительно быстрым вращением, но, как уже отмечалось, всегда имеет невысокий растянутый полет. Неприглядная особенность этого отхода также — в сочетании, казалось бы, высокой энергетики с невозможностью как следует ею воспользоваться. Благодаря раннему переходу в полет, гимнастка сохраняет сильный «накат», но низкая траектория сводит это преимущество на нет: длительность полета сокращена, и даже при быстром вращении по сальто времени едва хватает, чтобы выполнить всё движение. К этому добавляются неприятные подробности движения в виде «срывного» 17 9. Срывное? Задернутое? Китайское? отхода, неудобного приземления (сносит вперед), не говоря уж о «несолидном» общем виде такого движения. Однако, это сальто можно «подработать». Во-первых, ранний отход — это отход не обязательно слишком уж ранний, срывной. По мере освоения соскока (но до окончательного закрепления навыка!) можно постепенно «подтягивать» положение отхода вверх, заметно улучшая тем самым условия движения, перестраивая траекторию полета и нормализуя вращение {а). Если же при этом увеличить активность броскового движения, то можно существенно восполнить и вероятные потери в «крутке» и высоте вылета. Одной из возможностей является в этом случае обращение к «китайской» технике, рассмотренной нами в главе по перекладине (7). При этом, однако, эффектное увеличение параметров траектории полета по высоте и дальности смещения вперед будет сопровождаться снижением активности «крутки», и к этому надо быть готовым. Особо подчеркнем, что при относительно раннем отходе с мощным броском вообще можно добиться очень хорошего результата — с высоким вылетом и, главное, с превосходным временем в полете (31). Дело в том, что общее время безопорного движения в существенной степени зависит не только, и даже не столько от абсолютной высоты вылета над уровнем приземления, сколько от относительной высоты подъема над положением перехода в полет. Ведь общее время складывается из времени подлета (см. «п» на рис. 173) и времени движения вниз из высшей точки движения до приземления («Н»)51. Эти особенности кинематики движения позволяют рационально выстроить движение на сальто. Наиболее успешно техникой умеренно раннего отхода могут воспользоваться относительно низкорослые, быстрые гимнастки, проходящие над нижней жердью в прогнутом положении (176), а в случае использования «китайского» варианта спада (7) — и более рослые исполнительницы. Другая характерная форма, как говорилось, — позднее, «задернутое» сальто, при котором гимнастка высоко забрасывает ноги перед отходом и затем движется по траектории, близкой к вертикали (б). Следствие такого движения — относительно большая абсолютная высота полета при умеренном вращении и с близким к опоре призем- 51 Поэтому возможны парадоксальные ситуации, когда соскок из высокого положения, например стойки на руках, даст гораздо меньшее время полета, чем невысокий соскок из относительного низкого виса, так как в последнем случае много времени дает предварительный подъем по траектории полета. БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________ лением. Этот технический вариант довольно долго использовался в практике, особенно, в эпоху суженных брусьев. Сейчас положение изменилось к лучшему, и малоприятное «задернутое» движение встречается реже. Вместе с тем отметим, что технику такого отхода, взятую как модель, полезно иметь в виду, так как постепенное приближение к этой форме в процессе работы над относительно ранними отходами — необходимый элемент совершенствования сальто. Если гимнастка умело распоряжается броском, точно чувствует действия в фазе отхода и верно выбирает момент перехода в полет, то на этом пути можно добиться впечатляющих результатов. Этот вариант можно рекомендовать гимнасткам, имеющим хороший накат в больших оборотах и владеющим высоким броском, но с четким отходом вперед-вверх от опоры. Неплохо это может получаться, в частности, у относительно рослых гимнасток, использующих перемах согнувшись через нижнюю жердь. Читатель, однако, спросит — что же, в конце концов, лучше? Что ответить? Если иметь в виду явные формы «срывного» и «задернутого» сальто, то — ничего не лучше... Оба варианта — технические крайности, в которых не используются те, или иные возможности движения, о чем сказано выше. И оптимальный вариант дви* жения (в значительной степени индивидуальный!) должен «нащу-пываться» где-то «в промежутке» междутой и другой формами.
|