УМЕТЬ РУКУ ПРИЛОЖИТЬ...
Технические правила, действующие при опоре ногами (172), в целом сохраняют свою силу и в применении к опоре руками. Хотя, конечно, есть особенности — позиции рук на опоре более разнообразны, более вариативны. Прокомментируем ряд моментов, характерных для опорных положений рук на бревне. Нарис. 767некоторые позиции, используемые при опорах поперек. Симметричная постановка рук (а) используется при исполнении многих упражнений, как статических, так и динамических. Большие пальцы направлены вперед и составляют основную опору при завалах в эту сторону. Остальные пальцы чутко фиксируют ребро и боковую поверхность бревна, охватывая снаряд. Опорная площадь здесь невелика, но тесный контакт с опорой дает в этом положении хорошее чувство снаряда. Возможна и асимметричная расстановка кистей в этом «хвате», например, при последовательной постановке на опору во время «перекидок» и тому подобных движений. БРЕВНО 174. «Спичаговые» нюансы
Позиция на фиг. 6отличается отсутствием захвата боковой части бревна, что несколько компенсируется возможностью широкого раскрытия кисти и увеличения тем самым опорной площади. В зависимости от индивидуальной техники, гимнастки применяют как прямую установку кисти (б), так и их разворот (в), чаще — с анатомически более удобной здесь пронацией. Характерна прониро-ванная позиция кистей с установкой пальцами внутрь опоры (г), применяемая, в частности, при быстрой «слепой» постановке кистей во время исполнения переворотов назад и в аналогичных ситуациях. Такая техника довольно надежна и позволяет увереннее находить опору кистями без контроля зрением, а в случае неточностей, корректировать движение боковым смещением тела. Во всех упомянутых случаях возможны многочисленные варианты установки кистей в рабочих положениях поперек. Прямая постановка одной кисти (б) может сочетаться с разворотом другой (в), также как может меняться и расстановка рук по отношению друг к другу. Иногда можно даже наблюдать перекрытие одной кисти другой (д). Выбор того или иного варианта техники зависит от многих причин: особенностей структуры и техники предшествующего и последующего элементов, реальной двигательной ситуации, а также от двигательных качеств гимнастки. Так, есть основания полагать, что индивидуальные способы постановки кистей на опору, удобные гимнасткам, зависят, помимо прочего, от степени подвижности в плечевых суставах. Рабочие положения кистей в опорах продольно менее вариативны. При исполнении упражнений типа стоек наиболее предпочтительна постановка кистей с опорой о горизонталь бревна основанием ладони и корневыми фалангами пальцев (е). Смещение кисти назад по опоре с выводом почти всей длины пальцев на поверхность бревна уменьшает плотность захвата опоры и дискомфортно по ощущениям. А опора только ладонью с пальцами, опущенными вдоль боковины бревна, снижает возможности управления движением в передне-заднем направлении. Наконец, при движениях типа переворота боком, рондата могут использоваться позиции типа показанной на фиг. ж— пальцами друг к другу (фактически — с пронацией одной из кистей), хотя и здесь степень разворота ладоней может быть различной и всегда определяется суммой индивидуальных технических «приспособлений» гимнастки к данному движению. Сравнивая опорные положения рук и ног, можно видеть, что в обоих случаях важно соблюдение одних и тех же принципов, а имен- но: для повышения надежности равновесия желательно увеличение площади опоры, использование возможностей ее захвата и доступной степени сопротивления наиболее опасным, ожидаемым колебаниям тела; и, наконец — желательно увеличение осязательного контакта опорного звена с поверхностью снаряда. Вместе с тем, очевидно, что существует множество подвижек в рабочих положениях рук и ног, и наиболее удобные для гимнастки позиции в конечном итоге вырабатываются ею индивидуально. Бревно — дело тонкое! Следуя стратегии выработки наилучшей техники на этом снаряде, тренер должен, тем не менее, в нужный момент предоставлять гимнастке свободу выбора наиболее удобных для нее технических решений. Главный критерий здесь — качество исполнения и его надежность. 174. «СПИЧАГОВЫЕ» НЮАНСЫ Выполнение на бревне стоек на руках дается гимнасткам несколько труднее, чем гимнастам-мужчинам по вполне понятным причинам, главные из которых — особенности опоры и силовые возможности. Поэтому технические детали выходов стойку в этом случае становятся особенно важными50. Покажем это на примере только одного модельного упражнения — силовой стойки согнувшись в упоре продольно. Ряд основных требований к исполнению такого движения мы уже излагали в главе, посвященной мужским брусьям (77). Действуют они и в данном случае, но реализация их в условиях бревна, конечно, более сложна и трудна. Наиболее простой способ выхода в стойку согнувшись продольно — наскоком с последующим дожимом {рис. 168-а). Решающая фаза этого движения — темпо-силовой или чисто силовой подъем из упора стоя через упор (к. Г) в стойку согнувшись (к.к. 1—4). Здесь главное требование — всемерное сгибание тела по ходу движения кверху: как только становится возможной полная «складка» в тазобедренных суставах (к.к. 3—4), она должна быть использована, иначе резко повышаются и необходимые силовые затраты и риски, связанные с равновесием. Заметим, что плотная складка здесь предполагает не только полное сгибание в тазобедренных суставах, но и предельное выпрямление линии «туловище-руки», то есть анатомическое 50 Дополнительные детали равновесной техники интересующиеся могут найти в работах В.Б.Коренберга. См., например, «Гимнастическое многоборье. Женские виды». М., ФиС, 1986, стр.198-207.
сгибание плеча в высшей точке подъема согнувшись (к. 4). Это возможно только при хорошей подвижности в плечах (при желательном дополнительном прогибании в поясничном отделе позвоночника). Впрочем, для гимнасток это обычно не составляет труда (тогда как у мужчин бывают с этим проблемы). Если жим до стойки согнувшись (к. 4) выполнен, то дальнейший выход в стойку наиболее просто делается движением ноги врозь через стороны (к. 5). Забегая вперед, отметим, что подъем ног к конечному положению в стойке движением через стороны (то есть их при -ведением) практически избавляет гимнастку от всех проблем как силового, так и равновесного характера. Иначе обстоит дело, если финальный выход в стойку делается с сомкнутыми ногами (б, к.к.4—8). В этом случае неизбежно сильное компенсаторное движение плечами сначала вперед (к. к. 4— 6), азатем обратно, назад (к.к. 6—8). Причем, чем хуже предварительная складка в тазобедренных суставах, тем сильнее выражены все эти эффекты (дефекты!). ________________________________ 174. «Спичаговые» н ю а н с ы Интересны и технически важны нюансы, связанные со скоростью разгибания при подъеме в стойку. Дело в том, что всякие, более или менее заметные, ускорения этого разгибания вызывают ощутимую горизонтальную опорную реакцию, могущую влиять на состояние равновесия. Так, если гимнастка нормально уравновешена относительно опоры кистями, но по какой-то причине разгибается быстро, то ей грозит сваливание назад, и поэтому, предвидя такой ход событий, следует заранее несколько больше обычного «наваливаться» вперед на кисти. И наоборот: если почему-то возникает завал вперед, желательно выполнять финальный жим быстрее, «ударно» (иногда приходится даже прогибаться, отводя плечи назад, к.к. 8—9). С описанными явлениями связан известный казус, когда исполнитель стойки вдруг останавливается посередине «жима», будучи не в состоянии его продолжить как бы из-за недостатка силы. Но дело здесь вовсе не в силе, а в том, что, проходя ногами горизонталь (к.к. 5—6), гимнаст, гимнастка не сообщили плечам достаточный компенсирующий наклон вперед. В этой ситуации малейшее дополнительное смещение ОЦТ тела назад грозит падением в том же направлении, и поэтому, как только ноги достигают во время подъема определенного критического положения, связанного с отходом ОЦТ назад (к.к. 5—6), все останавливается. Причем угроза такого «стопора» возрастает, если движение было быстрым. Рассматривая с описанных позиций технику жимов согнувшись на бревне, следует признать наиболее «классическим» способ выхода в стойку из упора углом, подробно описанный нами в главе о брусьях (77).
|