ПОПЕРЕК И ПРОДОЛЬНО
Если все перемещения вдоль бревна, включая переворотные акробатические элементы, для гимнастки вполне естественны, и при известном уровне мастерства даются ей почти также свободно, каки на полу, то поворот на 90° сразу превращает любое упражнение в цирковой эквилибр. Интересно сравнить технику и ощущения гимнастки, исполняющей одно и то же упражнение из стоек поперек и продольно. На рис. 165-а показано одно такое упражнение — медленный переворот вперед. Не комментируя все детали этого известного движения, сразу заметим, что в обычной ситуации гимнастка действует, в общем, как на полу: начиная движение из стойки на одной (к. Г), она с махом одной и толчком другой ставит впереди от себя руки (к.к. 1—2), продолжая смещаться и вращаться вперед, проходит стойку на руках с разведенными ногами (к. 3) и, прогибаясь, посылает маховую ногу вперед-вниз к опоре (к.к. 3—5). При этом тело также продвигается в этой фазе вперед-вниз не только благодаря силе тяжести (проекция которой ушла вперед от площади опоры руками), но и за счет отталкивания руками: нажимая на опору назад, гимнастка тем самым посылает себя вперед, смещая в этом же направлении и все массы тела
БРЕВНО ___________________________________________________________ (к. 4). Это действие характерным образом продолжается и тогда, когда маховая нога находит поверхность бревна (к. 5). В этом «замкнутом» на опоре положении гимнастка продолжает смещать, «сваливать» себя вперед усилиями рук и опорной ноги, а ведущим звеном становится таз (к.к. 5—6). Это позволяет в финале упражнения полностью перенести тяжесть на опорную ногу (или обе ноги) и встать (к.к. 6—7). Таким образом, и объективно, и субъективно действия спортсменки направлены на одновременное перемещение и вращение вперед. Иначе действует и ощущает себя гимнастка при исполнении аналогичного переворота продольно (б). В этом случае, делая «то же самое», нельзя позволить себе никаких смещений в переднезаднем направлении. То есть тело в целом, его ОЦТ, не могут уходить за пределы площади опоры руками о бревно, тогда как звенья тела, конечно, могут и будут смещаться в сагиттальной плоскости. Пока гимнастка делает начальный наклон вперед, поднимая одну ногу вверх (к.к. 1—2), все обстоит относительно обычно, хотя уже
|