Трудный синтез статики и динамики
ствующими группами мышц и рецепторов. При этом необходимый для уравновешивания механический импульс должен дойти по кинематической цепи тела до опоры (часто буквально — от рук до ног), чтобы это повлияло на состояние равновесия (168). А при балансировании на свободной опоре ноги имеют возможность непрерывно двигаться, быстро реагируя при этом на «события» в вышерасположенных отделах системы. Упрощая, можно сказать так: на бревне балансируют больше руками и туловищем, а на свободной проволоке — ногами, стопами. Здесь, казалось бы, дорожки цирковой и спортивной гимнастики расходятся. Действительно, есть мнения, что сочетание в подготовке упражнений на параллельное освоение обоих типов балансирования может принести вред, так как необходимые здесь навыки как раз настолько близки, но и настолько различны, что могут дать интерференцию — отрицательный перенос навыка. Но не все так однозначно. Мастерство цирковых гимнастов убеждает не только в том, что непримиримой вражды между этими навыками не только нет, но и в том, что при должной подготовке они дополняют друг друга. Конечно, для работы на бревне доминирую» щим видом тренировки должны быть упражнения на неподвижной опоре, с ними связан генеральный навык балансирования на этом снаряде. Но в качестве вспомогательных упражнений, не дающих стойкого навыка (!), но поддерживающих способность гимнастки более тонко чувствовать снаряд и свое тело, быстро реагировать на возникающие изменения, варьировать свои действия в нестандартных ситуациях, вполне возможно и даже нужно использовать упражнения на подвижной опоре. Это не обязательно свободная проволока (постановка стопы в этом случае, характер опоры пальцами ноги и прочие действия слишком специфичны). Это может быть отрезок бревна, укрепленный на пружинных стойках (с люфтом по горизонтали), подвешенный на опорах и т. п. В сочетании с работой по принципу «перешагивания через стандарты» (167) такая тренировка, особенно в стадии углубленной подготовки гимнасток, может быть весьма полезной.
|