ТРУДНЫЙ СИНТЕЗ СТАТИКИ И ДИНАМИКИ
Неискушенный зритель, впервые попавший на гимнастические соревнования высокого ранга, бывает поражен тем, как мастера чувствуют себя на бревне: двигаются быстро, свободно, под ноги себе не смотрят... Не говоря уж об ошеломляющих трюках. И никаких этих осторожных балансирующих действий с заранее раскинутыми в стороны руками! Правда, всё это до тех пор, пока трюки удаются... Действительно, как и всякое высокое мастерство, мастерство в движениях на бревне «освобождает» гимнастку от ненужной осторожности, сообщает ей уверенность в действиях, дает возможность выбора вариантов реакции на ту или иную двигательную ситуацию. Но легкость и естественность движений, которые непосвященному кажутся следствием простой «непринужденности» и безумной смелости, на самом деле — плод предельно рационального поведения на снаряде, когда гимнастка, увы, заученно переходит от одной фазы действия-движения к другой и «свободна» лишь настолько, насколько полученный результат не отличается от ожидавшегося. В этой связи полезно было бы различать три условные категории упражнений на бревне, техника сохранения равновесия и устойчивости в которых показательным образом различаются в зависимости от скорости характерного для них двигательного действия и инерционного движения. Первая категория— малоинерционные движения и фиксированные позы. Это любые равновесные положения: стойки, силовые выходы в них, изменения позы в этих положениях, несложные «спокойные» перемещения по бревну и простейшие повороты. В физическом смысле это упражнения, базирующиеся на механизме «статического» (с известными нам оговорками) равновесия. Здесь важны, прежде всего, такие технические факторы, как правильная осанка и «охранный» мышечный тонус (162,163) при точном расположении проекции ОПТ тела относительно реальной площади опоры (172, 173). При этом, чем меньше движений совершает гимнастка, тем надежнее равновесие. Вторая категория — высокоинерционные движения. Эта категория — антипод первой. В нее входят все скоростные, остро динамические движения типа прыжков с быстрыми поворотами, шагами, бег по бревну и, разумеется, прыжковая акробатика. Соответственно этому, здесь на первый план выходят закономерности динамического равновесия, когда адекватность расположения тела гимнастки относительно опоры обеспечивается благодаря выраженному инерционному движению. В отличие от малоинерционных движений, в которых точность равновесного положения тела должна контролироваться постоянно, быстрые движения носят импульсный характер: получив от опоры мощный начальный импульс, тело гимнастки или ее звено в дальнейшем движется по инерции как после выстрела, и
БРЕВНО
|