Поперек и продольно
здесь никакого смещения вперед быть не может. Возможен легкий наклон плечами вперед (компенсирующий движение назад свободной ногой), но не больше. Переход из упора и стойки на к. 2в стойку ноги врозь (к.к. 2—3) здесь происходит примерно так же, как при силовой работе, только быстрее, а основные трудности начинаются во второй половине переворота (к.к. 3—5). Гимнастка не должна, вращаясь вперед и находя ногой опору, смещаться вперед, так как ей необходимо остаться над бревном и сохранить равновесие. Этого можно достичь только тем, что в положении сильного прогиба (к.к. 4—5) плечевой пояс и туловище будут смещаться в направлении, противоположном перевороту, то есть назад, для чего — в отличие от обычного движения — нужно будет активно нажимать руками вперед (ср.к.к. 4 на фиг. а, б). Именно в этой фазе упражнения гимнастка ощущает всю разницу действий из стоек поперек и продольно. Естественная в обычном перевороте и понятная исполнительнице настройка на общее движение вперед сменяется здесь парадоксальным ощущением, когда кажется,что тело движется назад. Впрочем, взна-чительной мере так оно и есть, поскольку в решающей фазе упражнения (к.к. 4—5) руки и туловище, действительно, смещаются в направлении, разноименном перевороту. Заметим, что все сказанное об упражнениях из стоек поперек и продольно, в равной мере относится как к вращению вперед, так и вращению назад. Более того, можно почти без ущерба для описания техники «читать» изображение этих движений в обратном порядке (см. движения на рис. 165 к.к. 7— 7).49 В заключение воспользуемся удобным случаем и обратим внимание читателя на «постороннюю» техническую деталь — действия гимнастки головой в финальной фазе переворотов вперед (или, что принципиально то же, в начальной фазе переворотов назад). Биомеханика настоятельно требует здесь сильного наклона головы назад, ее «разгибания». Причем в финале переворота вперед голова завершает, вместе с руками, волнообразное выпрямление тела, начинающееся от опорных звеньев. Она должна быть, строго говоря, предпоследним звеном, при вставании достигающим опорной плоскости, так как самыми последними здесь будут руки гимнастки (к.к. 6— 7). Это замечание звучало бы совершенно банально, если бы мы не видели, как, сплошь и рядом, даже опытные гимнастки торопятся восстанавливать зрительный контроль движения и поднимают голову раньше, чем нужно. При этом обзор, конечно, улучшается, но од- 49 Ср. также эти движения с «цыганским» фляком, исполняемым на месте (160). БРЕВНО ___________________________________________________________ новременно существенно ухудшается распределение тонуса крупных мышечных групп. Наиболее характерная ошибка при этом, вызванная неуместной здесь активизацией сгибателей туловища — отведение таза назад, могущее привести к нарушению равновесия или, по крайней мере, к потере темпа движения. Не говоря уже о том, что ломается правильное волнообразное движение от стоп к кистям.
|