УРОКИ БОЛЬШОГО ОБОРОТА
Большие обороты на женских брусьях сейчас стали обыденными, и по технике вплотную подошли к мужскому образцу. Но история их постепенного, многолетнего внедрения в практику очень поучительна и позволяет, как в лупу, рассмотреть целый ряд технических тонкостей, важных и теперь, и не только для оборотов! Перипетии освоения большого оборота назад на брусьях р/в похожи на эпопею акклиматизации теплолюбивой культуры в тундре. Несчастные «селекционеры», к числу которых относится и автор этих строк, вынуждены были годами внедрять «прививки» и «удобрения», чтобы, § конце концов, стало очевидно, что южному овощу лучше, все же, произрастать на юге... Первые опыты исполнения больших оборотов производились, как известно, еще на узких брусьях, и перед гимнастками встала во весь рост проблема энергонасыщения движения. Ведь вынужденный перемах через нижнюю жердь немедленно превращал желанный оборот в движение «наизнанку» (9), то есть получал техническую схему не приобретения, а гашения скорости маха в висе. И если в этих условиях действовать без абсолютно точного расчета, то ни о каком выходе в стойку не могло быть и речи. Сразу обнаружилось множество проблем. Перемах нужно было делать ювелирно точно, «впритирку» к жерди с риском удариться о нее. Бросок ногами почему-то, хоть убей, не получался. Свободному движению ногами что-то непреодолимо препятствовало, и обеспечить подъем к стойке привычным сгибанием никак не удавалось. После высокого спада из «оттянутой» стойки возникали страшные «обрывы» внизу, вплоть до падения. Если же делался мягкий спад за счет работы в плечах (рис. 169-а), то не было не только обрыва, но и совсем уж никакого маха! Даже если удавалось, наконец, добраться до стойки, то приходилось сильно, уродливо прогибаться {б, к.к. 9— II). _______________________ 175. Уроки большог о оборота Быстро стало ясно, к тому же, что у рослых и «тяжелых» девочек шансов на оборот вообще гораздо меньше, чем у крепких «малышек»... Словом, куда ни кинь — везде клин. Но вода камень точит, и постепенно плеяда Н. Шапошниковой, С. Захаровой, М. Филатовой стала-таки включать большой оборот назад в свои комбинации. Чтобы этого добиться, нужно было тщательно отшлифовать все без исключения детали движения. Как только гимнастка начинала вольничать и давать себе послабления (отмах слегка пониже, перемах чуть-чуть подальше от жерди, оттягивание в плечах неполное и т. п.), тотчас мах к стойке — и без того, как правило, критически ограниченный! — резко ослабевал, идо конца оборота можно было не дотянуть. Да и при благополучном ходе движения оборот завершался почти остановкой в стойке на руках. Выяснилось также, что требуются особые, не виданные прежде приемы работы и элементы подготовки, как-то: — вместо расслабления и провисания — жесткая работа во всех суставах, особенно в плечах, даже с некоторым умышленным наклоном головы назад уже у вертикали (это уменьшало обрыв в висе и подготавливало действия в плечах при подъеме); БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________ —значительное, но нерезкое прогибание тела при выходе в стойку на руках; слишком быстрое прогибание форсированно останавливало движение еще до стойки; —специальная физическая подготовка, в особенности мышц-разгибателей плеча. Но прошли годы, и старый оборот канул в Лету. Постепенно увеличивая разрешенную ширину жердей, ФИЖ не только почти полностью сняла проблему больших оборотов на женских брусьях, но и совершенно изменила концепцию этого вида многоборья: родившись когда-то от мужских «параллельных» брусьев, женские брусья преобразились ныне в сдвоенную перекладину, утратив на промежуточных этапах своей эволюции целый ряд специфических признаков. Но уроки первых больших оборотов не должны быть забыты. Современным гимнасткам не обязательно знать, каким трудом их предшественницам давались эти движения, но для специалистов, действующих тренеров школа ранних женских оборотов не должна пройти даром: она позволяет лучше оценить, тоньше понять нюансы работы гимнастки на этом единственном маховом женском снаряде; это касается многих элементов техники махов — осанки, тонуса мышц (1), темпоритма действий и многого другого.
|