ПЕТУШИНОЕ СЛОВЦО
Так в народе говорят о «заветном» слове, творящем чудеса. Как важно тренеру владеть таким «петушиным словцом» хотя бы иногда! Молвил — и ученика словно осенило... К сожалению, сказка она сказка и есть. В жизни все гораздо сложнее. Как нередко бывает, гимнаст, гимнастка бьются вместе со своим наставником, казалось бы, над пустяком, а толку нет. Заколодило! То ли они не разобрались в ошибке, то ли общего языка нет... Часто так: тренер говорит дельные вещи, но до учеников они не доходят, так как от слов тренера до конкретных ощущений, усилий — ох, какая большая дистанция! Опытные и, прямо скажем, более умные ученики эту дистанцию преодолевают легче, они сами могут понять и представить себе все то, что нужно конкретно, совершенно конкретно выполнить, чтобы воплотить слово тренера в реальное действие. Но наделе сплошь и рядом бывает иначе. Однажды автор этих строк, работая на очередном сборе с гимнастками страны в качестве консультанта, участвовал в такой сцене. Гимнастки трудились над новой обязательной комбинацией, в которой был мах дугой из виса ноги врозь вне на в/ж. Мастер экстракласса должен делать это движение, конечно, на максимальной амплитуде. А что такое предельно высокая «дуга» из виса согнувшись ноги врозь вне? Это, фактически, так называемый «штальдер» с прохождением через стойку на руках {рис. 190-бна с. 488). Граница между высокой дугой «в вис» и «штальдером» очень ненадежная: чуть «передал» (а) — и ты за стойкой. Комбинация «завалена». И вот мы видим гимнастку, которая мучается именно в этой ситуации. «Штальдером» она владела всегда, у нее стойкий навык, а при попытке выполнять мах дугой получается либо недопустимо низкое движение, либо — все тотже «штальдер». А более тонко дифференцировать движение в зоне стойки на руках ей никак не удается. Только грубо! Тренер требует: «Разгибайся раньше!». Результаттотже. Пробует говорить более определенно: «Ударь ногами вон туда» (показывает куда). Нет результата. Как только гимнастка, начав спад в «закладке», попадает в уже привычный ей ритм действий, в известный поток ощущений, срабатывает старый навык и получается все тот же «штальдер». Что ж, ситуация очевидная. Называется: «отрицательный перенос двигательного навыка» или интерференция. Прочный старый навык немедленно «вылезает наружу» как только запускается сходный механизм с привычными действиями, движениями и чувственным восприятием. Как же быть? Действительно, проблема эта традиционная, старая, трудная. И — особая, о ней надо было бы говорить отдельно. Что же было в нашем случае? Совместно с тренером решили копнуть ощущения гимнастки поглубже, подойти ближе к конкретным управляющим действиям гимнастки, нужным для коррекции движения. В главе о мужских брусьях мы уже рассматривали роль рабочего положения в исполнении оборотовых движений разгибом (61,62). Здесь был применен тот же подход. Гимнастке разъяснили: если у тебя в висе согнувшись таз расположен высоко, и ты активно «накрываешься» ногами при сгибании {а), то, скорее всего, получится именно «штальдер». Опустишь таз пониже (б) — будешь на грани «дуга-штальдер»; это уже лучше, но еще не надежно. Попробуй для начала опустить таз сразу низко (в), сравни ощущения и результат. Результат оказался обнадеживающим, но нестойким: пока гимнастка сознательно контролировала рабочее положение в висе согнувшись, выходила неплохая, высокая дуга, но при повторах старый навык то и дело смешивал карты, грозя вернуть гимнастку на прежние позиции. Нужны были еще более определенные, четкие чувственные ощущения для контроля движения. Гимнастке напомнили о том, что в висе согнувшись важно положение головы. В данном случае, если голова наклонена назад, к спине («разогнута»), стимулируются мышцы-разгибатели плеча, тянущие жердь «к себе», и тогда таз поднимается (а). И, напротив, наклонив 488 _____________________________________ 191. Петушиное словцо голову вперед, «согнув» ее (в), мы поощряем работу мышц-сгибателей и тогда есть вероятность, что таз будет опускаться. После этого работа пошла еще более сознательно, и число удачных исполнений возросло. Однако должной уверенности в действиях гимнастки все же не было. Пришлось еще больше конкретизировать указание в надежде на формирование нужных ощущений. Как? Атак, что движения головой ведь тоже осуществляют мышцы. Гимнастке посоветовали: «расслабь шею, особенно почувствуй расслабление со стороны спины». И после серии удачных и нескольких неудачных попыток еще точнее: «Расслабь, совсем расслабь вот эти мышцы, почувствуй, как ты это сама, сознательно делаешь». При этом гимнастку заставили принять вис согнувшись ноги врозь вне на н/ж и, «разминая» ей пальцами заднюю поверхность шеи, дали прочувствовать, что расслабление именно этой группы мышц провоцирует наклон головы вперед и, как следствие, опускание таза со всеми вытекающими из этого техническими последствиями. И дело пошло. Итак, в процесс работы по коррекции движения здесь пришлось все глубже погружаться от слов к все более предметным двигательным представлениям и ощущениям. При этом тренер и тот, кто помогал гимнастке, как бы брали на себя труд, «додумывать» систему управления движением, который другая, более понятливая гимнастка, могла бы проделать и сама. В этом же случае успех пришел только тогда, когда гимнастку вплотную подвели к абсолютно конкретным ощущениям, от которых зависит построение движения. ...Иногда во время соревнования тренер дает утомившемуся ученику съесть шоколадку или выпить натурального сока, богатого глюкозой. «Прямо в кровь», говорят в этом случае, то есть гимнаст сразу получает то, что не требует долгого переваривания... Так и в освоении техники. Гимнасты с богатым опытом и хорошей головой легко и быстро «переваривают» любые указания тренера, даже если они представляют собой пищу не вполне удобоваримую. А иным нужно помочь «петушиным словцом». Предметный указатель ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ «Бурда» см. мах дугой
Акцентировка движений в висе согнувшись —13,62,191 Амортизация при отталкиваниях — ногами —в акр. в связках -149 —в стрикоссате —159 —в оп. прыжках — 133 —руками в оп. прыжках —традиционных— 136,139 — «ямасита» —143 — функциональная — 38,73 Базовые упражнения —акробатика— 153,157,158,160 -конь-108, 111,120 —перекладина — 18,24,25,26,28 Балансирование — бревно — 163,169 — подвижная опора — 169 — кольца
—в висе (баланс качей) — 87 —в стойке на руках — 106 Бег,техника —130 «Бланш» см. сальто — стойка силой, брусья — 78 — кольца— 102 —брусья — 69,75 —брусья р.в. — 178 —кольца — 86 —конь— 118 —перекладина —7,10,27,31,33,52 Вариативность движений параметрическая — 25,157 —в связи со сложностью — 36 —темпоритма на коне — 1 1 9 Ведущая и ведомая нога,конь — 121 «Вертолет» — конь — 111 —см. сальто «Вертушка»,м.н. подлет с поворотами — 49,183 «Верхний темп» в сальто см. «отходы толчковые» Взаимодействие звеньев тела — 44, 50,182 Взаимосвязь характеристик — вариативность — сложность — 36 — вращений в сальто и поворотах — 189 Вис — брусья р.в. — 175 — кольца — 89 — перекладина —1,4 — сзади— 12 Волна — механический импульс — 8,22,43,64,86 — при балансировании — 168 —вокруг мгновенной оси («вокруг плеч») — 157 —лимитированное —23,28,38,140 —факторы, управление — 20, 79,141,147,190 — на опоре, конь — 108 — см. отходы —отхода см. отходы —полета —29,31,157 Вход — на коне (выход) — 122,124 — на перекладине — 52 —в движениях дугой — 50 —в оборотах — 27,175,179
—вылета — 31 —маха руками при отталкиваниях ногами — 155 Выталкивание от оп. при мах. отходах см. отходы
ТЕХНИКА ГИМН АСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
|