С ЖЕРДИ НА ЖЕРДЬ
Так называемые «махи изгибами» и в прежние времена занимали в практике гимнасток старших разрядов минимальное место, а теперь, казалось бы, они совсем ушли в прошлое. Однако элементы этих движений все же сохранились в арсенале гимнасток, поскольку сохранилась потребность в организации темповых перескоков с в/ж на н/ж, особенно при исполнении перелетов. И тут порой возникают задачи, заводящие гимнастку в тупик, как то: сальто в вис получилось, а удобно перейти с него без потерь темпа на н/ж не удается. Действительно, организация нужного темпоритма движений в таких перескоках — дело тонкое и зависит от целого ряда факторов, связанных с величиной и направлением скорости вращения тела в момент дохвата за в/ж, с положением, унаследованным от предшествующего движения, с характером текущих суставных движений и др. Чтобы разобраться в каждой такой ситуации, нужно владеть именно конкретной ситуацией во всех ее деталях. Однако облегчить себе поиск нужного технического решения можно с учетом некоторых общих закономерностей построения движений этого рода. Их основная особенность в том, что они строятся как махи, выполняемые без существенных смещений тела в целом (ОЦТтела), то есть как последовательные сгибания-разгибания «на месте» {рис. 189-а на с. 486)59. Но при этом гимнастка имеет возможность, используя «изгибы» и определенным образом акцентируя их, получать разнообразные формы вращения тела, включая особенно важные здесь возможности тонкой подстройки вращательного движения, возникающего после очередного перехода в безопорное положение. На фиг. а показана стандартная форма размахиваний в висе. Используя эти махи обычным образом, гимнастка может, в принципе, получить вращение любого направления. Например, можно махом вперед сделать сальто назад в вис углом на н/ж (а-г) или, прибегнув к контрдействиям, выполнить на том же махе вперед перелет вперед в
5* Интересующиеся или сомневающиеся должны внимательно обдумать этот момент, анализируя рис.13 и текст к нему. В противном случае возможны недоразумения. 59 Ср. с размахиваниями в висе на кольцах. Там тоже тело в целом перемещается минимально (87).
упор на н/ж или даже движение типа сальто вперед (а-д). Нечто аналогичное можно выполнить и на махе назад. Но нас сейчас интересует другое, а именно возможность исполнения подстроечных движений, необходимых при организации перескоков с одной жерди на другую. Рассмотрим два принципиальных случая. На фиг. б показано, как гимнастка, используя отмах назад, получает с его помощью «подкрутку» вперед. Для этого мах притормаживается, и немедленно после этого опора отпускается, благодаря чему туловище, получив от ног вращение и освободившись от связи с опорой, начинает вращаться вперед-вниз. Разумеется, степень такой «подкрутки» вперед может как угодно регулироваться и быть более или менее явно выраженной. На фиг. в —противоположная ситуация, когда, после того же маха назад, начав торможение ног, гимнастка не «бросает» опору, а, напротив, используя ее, добивается некоторого «подконтривания» маха. Возможно, например, сделав мах назад (он может быть вынужденным), затем полностью погасить его контртемпом, показанным на рисунке. В этом случае тело в перелете на н/ж будет сохранять заданное положение и не будет вращаться ни вперед, ни назад.
|