Режиссера, если он исходит из замысла спектакля (первая часть
режиссерского плана), следуя хорошим традициям, использованию * Выделено M.T. Установившихся правил, использованию способов, выработанных Веками. Конечно, разговор здесь идет не о копировании чужих Спектаклей и уже износившихся театральных штампов, а об исполь- Зовании законов и методов, о приобщении к опыту лучших режиссеров Прошлого и настоящего. Процесс нахождения решения будущего спектакля можно поделить приблизительно на шесть этапов: Подготовка; Поиск, разведка; Вынашивание идеи, инкубационный период; 4. эврика! Проверка правильности решения; Разработка. ЭТАП ПЕРВЫЙ. ПОДГОТОВКА Нынешние артисты все больше сложа руки си- Дят и ждут вдохновения от Аполлона. Напрас- но, батюшка! У него своих дел достаточно. Г.Федотова* Режиссер, если хотите, — это генератор театральных идей, Катализатор творческого процесса, вдохновитель поиска. Но как ужасно, когда у этого «вдохновителя» не возникает вокруг пьесы никаких новых Идей, и ему, скрывая стыд, приходится продавать старье, как новое. Это Состояние похоже на бесплодие, на ощущение неполноценности, на Пустыню без оазиса, пустоту без границ, на беспомощное ожидание Поезда, который никогда не придет. Для того, чтобы что-то найти, надо точно знать, что ищешь. Зародившись в сознании режиссера еще в момент созревания замысла, Росток образной жизни все время присутствует в творческом процессе. Но любой прообраз испытывает в период работы над материалом (вторая часть режиссерского плана) самые различные воздействия, Потому видоизменяется, трансформируется. Хочет режиссер этого или Нет, но, изучая частности в момент погружения в мир конкретного быта, Он теряет ощущение целого. Поэтому на первом этапе поиска особое зна- Чение приобретает уточнение замысла спектакля, уточнение того, Ради чего ставится спектакль. Для того, чтобы дать замыслу плоть и Душу, режиссер сначала должен проникнуться замыслом, как бы Забеременеть своей задачей. Но для того, чтобы человек что-либо совершил, ему, прежде всего, надо Настроиться на задачу и сосредоточиться на ней. Без этого невозможно Настоящее творчество. Решение не приходит само собой, к нему надо Подкрасться, его надо спровоцировать, вызвать к жизни, найти. В Творческом акте, который должен произойти, вероятно, главную роль Сыграют такие качества человека, как эмоциональная память, Воображение, способность отбирать нужное и отбрасывать ненужное. Эти Качества надо привести в состояние боевой готовности, наибольшей Обостренности и возбужденности. Ковать можно только раскаленное Добела железо. Это похоже на чувство влюбленности, когда режиссер все Двадцать четыре часа в сутки думает и мечтает только об объекте своего Поиска, страстно желает увидеть, найти его. Творчество не терпит равнодушных и бежит от них. Я всегда с завистью и Восхищением наблюдаю за спортсменами, за их умением С о с р е д о т а ч и в а т ь с я п е р е д с о в е р ш е н и е м р е к о р д а. * Цитируется по кн. К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве». - M.T. Они накалены добела, ощущают себя один на один со штангой, планкой, Соперником, они по-хорошему, ненормально отрешены от всего Постороннего, от всего, что мешает перепрыгнуть всех, пробежать быст- Рее всех, поднять нечеловеческий вес. Нельзя творить без одержимости, Без вдохновения. Но вдохновение само по себе очень редко нас Посещает, а поэтому мы должны научиться его вызывать. У Микеланджело эта капризная особа была все время на привязи. Он Не отпускал ее от себя ни на шаг, а когда она все же пыталась от него Ускользнуть, неистово волочил за собой. У него не было времени на Ожидание, ему очень многое надо было сделать. Его сосредоточенность Была феноменальной. Это первое и обязательное условие для Творчества. А что надо делать, как надо настраиваться, когда настроиться не получается? Надо обязательно работать, работать даже тогда, когда не Хочется, работать насильно. Работать упорно и настойчиво, страстно Желать найти и искать везде, где только можно. Когда заставишь себя
|