Замысел в конкретных сценических формах. Перефразируя Флобера, мы
Можем сказать, что мысль —душа сценической жизни, а форма — ее Плоть. — Значит, фактически, репетиция — это одновременно и Процесс постановки задач (аналитический момент), и реализация их в материале (творческий момент)? — Это единый процесс, он экспериментален на всем протяжении, его Невозможно разодрать на части. Две стороны этого процесса Развиваются параллельно, обогащая друг друга. Но для того, чтобы Было легче анализировать и изучать этот процесс, мы искусственно все же поделим его на части: Замысел; Театральный анализ; Решение спектакля. Замысел - это только отправная точка, подготовка решения. Затем Следует период погружения в конкретный действенный мир событий, Развивающихся в пьесе. Но все это — только подготовка к моменту, когда Режиссер сочиняет сам спектакль, его плоть. Это называется решением спектакля. Р е ш и т ь с п е к т а к л ь - з н ач и т, п р и д у м а т ь, с оч и н и т ь Определенный способ театральной игры и выразить его в пластической форме: через актера, декорацию, костюмы, музыку, Аксессуары и т.д. Решение спектакля — это плод воображения Режиссера (и актера, и художника, и композитора), его сочинение. Это всегда художественный образ, образное решение спектакля. Понятно? — Понятно. Но что такое «образное»? — Приведу пример. В 1945 году в Грузинском театральном институте ставили дипломный спектакль по пьесе Горького «Мещане». На сцене было расставлено много вещей: большой сундук, буфет, обеденный Стол, диван и много всяких мелочей. Но стены были легкие. Собственно, Никаких стен вообще не было — были лишь занавески-сукна в цветочек. А над сценой — громадный, тяжелый потолок с огромной балкой и Большим абажуром. Потолок давил, низко опускался над мебелью, Людьми, давил на все живое, На сцене возник художественный образ - Потолок давящий. Стало ясно, что здесь, конечно, людям жить невоз- Можно, дышать нечем. К прямой информации (люди живут в комнате — это ремарка, которая Информировала зрителя, где происходит действие. А комната — это Всегда стены, окна, двери, пол, потолок), присоединяется Дополнительная информация, которая своим эмоциональным накалом (потолок давящий, удручающий, огромный...) усиливает или углубляет Эмоциональную окраску прямой информации — придает ей новый Оттенок. Эта дополнительная информация, если можно так выразиться, И есть образная информация. Создание сценических образов — это Процесс абстрагирования, поэтому в искусстве образная информация Основная. Эмоциональная окрашенность явления или вещи (т.е. образность) Делает ее восприятие живым, углубляет его, позволяет ощутить Отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию. Сценическая информация, лишенная эмоциональной окраски, мертва. Без этого нет живого, воздействующего на человека искусства. Очень хорошо сказал Г.Лорка: «Миссия у поэта одна: одушевлять, в буквальном смысле — дарить душу». — Это понятно. Но как это делать? Нельзя ли этому научиться? — К сожалению, этому можно научиться только в том случае, если у Человека есть определенный дар. Разве можно научиться писать стихи или музыку? Говорят, что можно научить рисовать, но нельзя научить Быть художником. Режиссер — это человек, который способен сочинять сцены, образы и не может этого не делать! «Для меня воображение — синоним способности к открытиям. Воображать — открывать, вносить частицу собственного света в живую Тьму, где обитают разнообразные возможности, формы и величины. Воображение дает связь и жизненную очевидность фрагментам Скрытой действительности, в которой движется человек. Воображение Поэтическое странствует и преображает вещи, наполняет их особым, Сугубо своим смыслом и выявляет связи, которые даже не по- Дозревались, но всегда, всегда, всегда оно явно и неизбежно оперирует Явлениями действительности. Оно остается в рамках человеческой Логики, контролируемое рассудком, с которым не в силах порвать. Его Творческий процесс предполагает организацию и ограничение. Это Воображение придумало четыре стороны света, это оно открыло
|