Определить как трагедию, но молодой Шиллер, видимо, хотел
подчеркнуть что-то еще, так необычно («представление», «драматическое стихотворение») определив жанр своих произведений. Каждый художник, режиссер или актер, смотрит на жизнь по-своему, Его взгляд зависит от его характера и темперамента, образованности и Таланта, от среды, в которой он живет и развивается, от его взглядов на Жизнь, от традиций и стиля эпохи и страны, где он родился. Каждый Писатель или режиссер отражает действительность с только ему Присущей определенной степенью условности. Сравним хотя бы два произведения, написанные на одну и ту же тему: «Гвелис мчамели» Важа Пшавела и «Хогаис Миндиа» К.Гамсахурдия*. Жизнь, увиденная в обоих случаях, отражена с помощью особой «линзы», в своей тональности, Разнится способ повествования, совершенно разная природа Чувствования. Разве можно сыграть то или иное музыкальное произведение, читая ноты, но не зная, в каком ключе они написаны? Так же и актер: работая Над пьесой и ролью, он ничего не сможет сделать, пока не разгадает Индивидуальности автора, не откроет для себя секрет природы Вымысла и чувств, характерных только для этого автора и для этого конкретного произведения. «То, что хорошо для Шекспира, Бессмысленно для Чехова. И наоборот. Найти, подобрать, изготовить Ключ, которым открывается замок пьесы, — кропотливое ювелирное и Чрезвычайно хитрое дело... не сломать замок, не выломать дверь, не Проломить крышу, а открыть пьесу. Угадать, расшифровать, подслушать то самое волшебное слово — «сезам», которое само распахивает ворота авторской кладовой» (Г.Товстоногов. «Открытое письмо к Н.Охлопкову»). Полное и глубокое проникновение в природу авторского Замысла дает возможность освоить природу чувств будущего Спектакля. Когда актер не владеет точным ключом произведения (природой чувств), он не способен добиться правды сценической жизни. В этом случае «правда окажется ложью, как всякая полуправда». Если Не идти за автором, он каждый раз жестоко будет мстить за это. Если не Настроиться на его волну, если не суметь уловить логику действия и Чувств, только данному автору и данной пьесе присущую, ничего не Получится, сколько бы деталей ни придумывал себе актер в роли. А таких Случаев очень много. Сценическая правда для актера — всегда новая, Не похожая на ту, которая так подходила к вчерашнему спектаклю, за Которую еще вчера ему так аплодировал благодарный зритель. Сегодня От актера требуют новой правды сценической жизни, одной- Единственной, только для этого спектакля и для этого актера. Вот почему был так расстроен Гоги Гегечкори, возвращаясь домой с Неудачной репетиции. Видимо, он никак не смог в тот день обнаружить, Почувствовать, нащупать природу чувств своей новой роли. А без Точно найденной природы чувств невозможно выстроить подлинную * «Гвелис мчамели» — поэма грузинского поэта-классика Важа Пшавела «Змееед» (1901); его же «Ламара» шла в Театре Ш.Руставели в постановке К.Марджанишвили (1926) и в постановке С.Ах-метели (1930). Это название для театра считается символичным. Ставил и даже привозил в Москву свою «Ламару» в изложении Г.Робакидзе и Р.Стуруа (1998). «Хогаис Миндиа» — произведение известного грузинского Советского писателя К.Гамсахурдия (кстати, отца З.Гамсахурдия, первого президента Грузии), шло в Театре Руставели (1967) в режиссуре Г.Жордания. логику «придуманной» в этом спектакле жизни. Природа чувств — это Степень условности в актерском искусстве, расстояние между Правдоподобием жизненным и правдоподобием вымышленным. Это тональность, и у каждой пьесы и спектакля она особенная. Возьмем, к примеру, пьесу К.Гольдони «Слуга двух господ».* Какова ее природа чувствований? Это надо вычитать из самого произведения. Вычитать и практически обнаружить в конкретном действии, поведении, Способе общения партнеров, в средствах, которыми придется лепить Характеры героев. Какова природа вымысла комедии, каким
|