Студопедия — Каледония Океания. Архитектура. Дом предков
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каледония Океания. Архитектура. Дом предков






Наиболее характерными верованиями коренных жителей островов Океании является вера в манна и практика табу. Слово «манна» в переводе с языка племени маори острова Новая Зеландия означает некое сверхъестественное качество объектов, духов или людей. Это качество даруется людям или предметам высшими существами и связано с социальным успехом, великими свершениями[20]. Слово табу, или тапу, капу происходит из полинезийских языков и означает чьё-либо опасное воздействие на кого-либо. Табу тесно связан с манна. На контакты с ними налается запрет. Табу бывают постоянными и временными. К постоянным относятся табу вождей. Рядовым членам племени запрещено приближаться, прикасаться к вождю и иметь с ним опосредованный контакт. Если вождь вошёл в чью-то хижину, хозяин не может в ней жить и должен позаботиться о другом жилище. Вождь не может раздувать огонь под котелком, потому что пища в нём может погубить тех, кто её будет есть. Чтобы не сделать землю табуированной для племени, вожди не прикасаются к земле. Их носят носильщики. Постоянное табу накладывается на тотемное животное, например, у папуасов. Они не убивают и не едят мяса своего тотемного зверя. Остальные табу являются временными, связанными с конкретной ситуацией.

Общим элементом для всего коренного населения Океании является магия. Практикуется несколько видов магии: хозяйственная, военная, лечебная, вредоносная, любовная и т.д. На разных видах магии специализируются знахари, колдуны, шаманы. Военная магия находится только в руках вождей. Магические обряды и процедуры могут осуществлять все островитяне, для которых большое значение имеет культ почитания предков. Они убеждены, что после смерти человека продолжают жить его два духа – балома и коси. Коси некоторое время живёт неподалёку от места жительства умершего и способен на проделки, шутки, мелкие пакости, но не опасен для живых. Балома отправляется в страну умерших на остров Тума, обязательно вступает в брак, проживает ещё одну жизнь, затем снова умирает и после повторной смерти в виде зародыша или сразу младенца проникает в чрево женщины, чтобы дать новую жизнь. Так, в виде реинкарнации аборигены Океании понимают личное бессмертие.

В далёком прошлом островитяне приносили богам человеческие жертвы. Например, ещё в 1777 году Джеймс Кук лично наблюдал принесение в жертву человека на острове Таити. Но эти жертвы не были столь масштабными, как в Америке. Обычно островитяне приносили в жертву плоды, кур, свиней и собак[21].

Система мифов и образ жизни австралийских племён. Религия Австралии в XIX-XX веках была хорошо изучена европейской наукой. Выдающимися исследователями были Э.Б. Тайлор, Дж. Г. Фрезер, В. Шмидт, Э. Лэнг, А.В. Хауит, Б. Спенсер, Т.Г. Штрелов и др.

Основой религиозной жизни австралийцев была система мифов. Мифологическое время для них являлось источником всех установлений жизни, зарождения моделей существования и его логики, формирования священного принципа значимого мира аборигенов. Исследователи нашли два типа первоначальности в австралийском мифе. Первый тип связан с Эпохой Небесного отца, а второй – с Эпохой Сновидений (Альтьира), в которую действовали тотемические предки. Первый тип первоначала распространён среди племён юго-восточной территории континента. У каждого племени «Небесный Отец» имел своё имя, но при этом все имена объединены эпитетом «наш отец» или «отец всех нас». Аборигены Австралии считали, что этот верховный бог создал первого предка племени, обустроил землю, чтобы сделать её пригодной для жизни, дал людям законы, основал ритуалы и прочее. Закончив обустраивать жизнь на земле, бог покинул её и стал обитателем небес. Оттуда с небес он наблюдает за людьми и за нарушение установленных им законом, может наказывать их. После смерти людей, бог встречает их души на небе. В центральных районах Австралии и на полуострове Арнемленд распространены мифы о великих предках, действовавших в Эпоху Сновидений у самых многочисленных групп аранда, называвшихся алчера или алчеринга. Однако ими не отрицалась Эпоха Небесного Отца. Племена этих районов были уверены, что Небесный Отец завершил своё дело на земле и больше не стал влиять на жизнь. Тотемные же предки продолжают жить в земной реальности. Поэтому племена Небесному Отцу оказывают поклонение меньше, чем тотемным предкам. Тотемные предки по представлениям аборигенов пребывали во сне под землёй, потом пробудились и вышли на её плоскую поверхность в полной темноте. С пробуждением тотемных предков впервые взошло солнце. Они стали странствовать по земле, превращаясь то в человека, то в животного, преображать землю, заселяя её растениями и животными. По древнему мифу современный человек создан тотемами. Тотемы единую зародышевую массу не оформившихся и не развивавшихся младенцев, которые не умели двигаться, стариться и умирать, разрезали на отдельных детей, разделили им с помощью паутины пальцы на руках и ногах, открыли им уши, глаза и рты, научили делать орудия труда и охоты, добывать огонь, готовить пищу. После праведных трудов на земле тела тотемов либо ушли обратно в землю, либо превратились в скалы, камни, либо в ритуальные предметы (чуринги)[22].

Австралийские мифы своеобразно объясняют и смерть, которая пришла после Эпохи Сновидений. Смерть привнесена в мир недолжными событиями: случайностью, оплошностью, проступком или поступком враждебных людям персонажей. Она стала неизбежной для живых существ потому, что была нарушена нормальная связь с небом. Один миф рассказывает, что существовала высокая гора, по которой тотемы взбирались на небо, но она ушла в землю. Другой миф говорит о высоком дереве, которое служило людям лестницей на небо. Но враждебные силы постоянно срубают это дерево. Третий миф рассказывает о братьях Нтъикантъя, которые взбираются на небо по копью, воткнутому в землю, а потом это копьё выдергивают и поднимают вверх, обрекая людей быть смертными на земле. В этом случае тотемы тоже оказываются смертными, но могут воскреснуть уже не в качестве людей, а духов, чтобы наблюдать за поведением людей, судить и наказывать их. Австралийцы верят в реинкарнацию, понимая её как рождение младенца, несущего в себе частицу души тотемного предка. Иначе говоря, каждый член племени ощущал не просто свою родственную связь, но свою идентичность со сверхъестественным изначальным существом, открывающимся ему всё более глубоко и полно по мере знакомства с мифами и обрядами племени[23].

Инициации продолжительностью от трёх месяцев до трёх лет проводились над мальчиками в возрасте от шести до двенадцати лет втайне и вдали от женщин и не посвящённых. Провожая детей, женщины плакали, будто хоронили их. Обрядность инициации пронизана символикой смерти и воскресения. Мальчикам делали обрезание, выбивали зубы, заставляли подолгу находиться около огня, бросали в них горящими головёшками, или самих бросали в дымящийся костёр. Это было ритуальное убийство. Одновременно мальчикам рассказывали о тотемных предках, объясняли тайный смысл ритуалов и церемоний, сообщали священные песнопения и обычаи. Посвящённые мальчики получали тайное новое имя и могли по возвращении в племя наладить связь с тотемом. Австралийцы считали, что не все способны на контакт с тотемами. Кто был способен в роли шамана, колдуна и знахаря, занимал высокий социальный статус в племени.

 

Вопросы и задания для повторения:

 

1. Расскажите о характерных чертах африканских верований и их мифологических мотивах по устройству мироздания, о космических и атмосферных явлениях.

2. Кто из древних народов Америки создал священную «Книгу народа» и о чём в ней повествуется? Ипостаси и специализация бога Ицамна. Ритуальные игры и представления о подземном мире людей майя.

3. Какие особенности цивилизации и религиозной культуры ацтеков?

4. Назовите наиболее характерные верования коренных жителей островов Океании.

5. Расскажите об особенностях религиозной культуры Австралии.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 721. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия