Лавка ростовщика
Письменный стол завален всякой рухлядью. В центре его стоят потертые весы. Сам ростовщик торопливо ест из миски, запивая съеденное обыкновенной водой. Ф а у с т. Я тут хотел... Ростовщик (радушно). Вы проходите... Не стесняйтесь!.. Слушаю вас! Снимает с груди салфетку и, скомкав, прячет ее в ящик письменного стола. Фауст (имея в виду весы). Деньги взвешиваете? Ростовщик (шутя). Души. Ф а у с т. И тяжелы? Ростовщик. Да нет. Одна монета перевесит. Ф а у с т. Я так и думал. Ростовщик. Но — не вашу. Фауст вынимает из кармана плаща кольцо, перемотанное носовым платком. Фауст. Вот эта вещь... Хотел бы заложить. Разворачивает платок. Ростовщик со вздохом берет в руки лупу и рассматривает камень, украшающий центр кольца. В сомнении цыкает. Фауст. Что?.. Ростовщик (оживленно). Да это не кольцо, а целый философский камень!.. Он объясняет суть вещей. Фауст. Но это ведь дороже? Ростовщик. Напротив. Ничего не стоит. Жизнь — не в цене, а смерть еще дешевле. Откладывает в сторону лупу и испытующе смотрит на Фауста. Ф а у с т. А что же ценится? Ростовщик. Бессмыслица, но чтоб блестела. Какой-нибудь пустяк, но яркий. Главное — огранка, а не камень. Ф а у с т. Не понимаю. Ростовщик. Ученость ваша несколько вредит рассудку. Угощайтесь. Протягивает ему миску с остатками еды. Фауст. Нет. Увольте. Ростовщик. Тогда автограф. (Берет с полки толстую книгу. Бросает на Фауста короткий взгляд. Открывает наугад и зачитывает вслух.) «...Гиппократ считал, что главная цель высокого искусства — освобождение тела от слизи, которая превалирует в человеке и вредит его здоровью. Жанр трагедии здесь особенно полезен, потому что у зрителя проливается много слез и вместе с ними уходит слизь. «Царя Эдипа» нужно смотреть поздней осенью и зимой, когда слизи в организме особенно много. А комедию, которая с помощью смеха освобождает тело от желчи, — весной и летом...» Вами написано? Фауст (уклончиво). Не помню. Ростовщик. Как это? Фауст. Нечем писать. Денег не хватает даже на чернила. Скоро буду писать кровью. Ростовщик. Зачем же кровью? Есть перо. (Обмакивает гусиное перо в чернильницу и протягивает Фаусту. Тот нехотя ставит витиеватую закорючку в качестве автографа на первой странице фолианта.) Не кажется ли вам... (Прижимает книгу к груди.) что с появлением книгопечатанья мы очень далеко продвинулись? Ф а у с т. Не кажется Ростовщик. Почему? Фауст. Раньше от руки переписывали только одну главную книгу — Библию. Потому что трудно и долго, где еще взять силы на менее важное? А теперь будут печатать всякий хлам. Потому что легко. Ростовщик (страстно). Ваши книги — не хлам! Фауст (теряя терпение). Денег дайте!.. Ростовщик (решительно). Не дам!.. Захлопывает книгу и ставит ее на полку. Фауст (подавляя нахлынувшее раздражение). Что вы берете под заклад? Ростовщик. А что угодно. Фауст. Мусор? Ростовщик. Берем. Но прихотливо. Фауст. Древний манускрипт о смысле жизни? Ростовщик. Нет. Фауст. Вечный двигатель? Ростовщик. Увольте!.. Фауст (уже кипит). Мощи святого Себастьяна?.. Ростовщик (по-деловому). Мощи — можно. Но где их разыскать? И был ли этот Себастьян? Возможно. А если не был?.. То-то и оно. В земле есть черви, это достоверно, но нету Себастьяна. (Наклонившись, интимно, прозой.) Знаете, сколько имеется гвоздей, которыми был прибит Спаситель к Кресту? Фауст. Сколько? Ростовщик. В Риме — в нескольких соборах. На Святой Земле. В Париже. И еще — в нескольких городах Европы. Всего получается около сотни. Это только по приблизительным подсчетам. Фауст (терпеливо). И что это доказывает? Ростовщик. Это доказывает, что денег нету. (Для выразительности демонстрирует свой пустой карман, вывернув его наизнанку.) То есть нету денег, чтобы платить за подобные гвозди. (Вдруг снимает с себя сюртук. Начинает показывать перед Фаустом его подкладку.) Вот эту дырку видите? Она образовалась при первом свидании, когда я рвал розу с клумбы. А вот этот шов подмазан, да? Чернилами я его подмазал, чернилами!.. Каждый месяц подмазываю снова, потому что чернила стираются и оставляют на теле странные письмена. Хожу в тряпье. Оборотных средств нету!.. Финансовый баланс не сходится. Наличные — на нуле. Фауст терпеливо дослушивает его монолог. Затем берет в руки его миску и запускает в стену. На стене остается след от похлебки, отдаленно напоминающий паука. Забыв кольцо на столе, уходит вон от ростовщика. Ростовщик задумчиво смотрит ему вслед.
|