Концепция применяется к слушателям
Но не только к проповеднику должна относиться та истина, которую открывает ему Дух Святой; согласно нашему определению. Он через проповедника обращается к его слушателям. Мысли проповедника охватывают три области. Во-первых, как толкователь он старается понять смысл, заложенный библейским автором. Затем, как человек Божий он старается узнать, как Бог хочет изменить его личную жизнь. И наконец, как проповедник он размышляет над тем, что Бог хочет сказать через него его слушателям.
Следующий пример поясняет цель, стоящую перед объяснительной проповедью. Подобно пастырю стада, проповедник вникает во все переживания своих овец, сочувствуя их страхам, просьбам и проблемам. Поэтому он обращается к Священному Писанию, ища то, что нужно сказать своим слушателям об их печалях, вине, сомнениях и смерти. Павел напоминает Тимофею, что Писание дано людям с практической целью. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3:16-17). Монотонные объяснительные проповеди отличаются обычно отсутствием практического применения. Такие скучные проповеди вызывают два основных упрека. Во-первых, слушатели ворчат: "Он всегда говорит одно и то же...". И это потому, что проповедник из любого места Священного Писания делает одни и те же практические выводы или, еще хуже, не делает их вообще. "Позвольте Духу Святому применить эту истину в вашей жизни", - взывает проповедник, а сам не имеет ни малейшего представления о том, как может данное место Писания изменить жизнь человека. Второй отрицательный отзыв отражает то, что проповедь не имеет прямого отношения к жизни, а потому и не имеет практического значения: "Это, пожалуй, правда, но что с этого? Какое это имеет значение?" В конце концов, если мужчина или женщина желают жить по Писанию, соответствующие поступки обычно совершаются ими вне церковных стен. Именно вне церкви люди лишаются своей работы, беспокоятся о детях и обнаруживают, что их огороды заросли сорняками. Очень редко обыкновенные люди могут потерять сон из-за хананеев, ферезеев, иевусеев или даже из-за того, что говорили или делали Авраам, Моисей или Павел. Они озабочены ценами на продукты, неурожаями, ссорой со своей подружкой, неблагоприятным диагнозом, неудовлетворенной семейной жизнью и другими жизненными вопросами. И если проповедь не затрагивает того мира, в котором они живут, они спрашивают, какая польза от такой проповеди вообще.
Проповедник поэтому должен говорить не о минувших веках, а о сегодняшнем дне. Проповедник, говорящий объяснительную проповедь,
Глава 1 21 должен говорить слушателям о них самих на основании того, что говорит Библия, а не читать им лекции по библейской истории и археологии. Слушатели должны судить не Иуду, Петра или Соломона, а самих себя. Проповедник должен знать своих слушателей так же хорошо, как и свою проповедь, и использовать это знание для объяснения как Священного Писания, так и для достижения своих слушателей. В конце концов, когда Бог говорит. Он обращается к людям, какими бы они ни были, где бы они ни находились. Вообразите себе такой случай, когда Послание Павла к Коринфянам по ошибке, допущенной почтовыми работниками, попало не в Коринф, а в Филиппы. Филиппийцам пришлось бы ломать голову над специфическими проблемами, о которых пишет Павел в этом Послании, и с которыми они были совершенно не знакомы, поскольку они находились в совершенно иных обстоятельствах чем в Коринфе. Новозаветные Послания также, как и ветхозаветные пророчества, были адресованы специфическим группам людей, переживавшим специфические проблемы. Современная объяснительная проповедь не будет эффективной до тех пор, пока проповедник не учтет того, к кому он конкретно обращается и не направит свою проповедь именно к ним. Эффективность практического применения проповеди зависит оттого, насколько хорошо проповедник знает богословие и этику. Переходя от толкования к применению, человек совершает трудное путешествие по жизненноважным и подчас очень запутанным вопросам. В дополнение к грамматическим связям он также исследует личные и психологические связи. Как одни люди, о которых идет речь в данном тексте, относятся к другим? Как они относятся к Богу? Какова ценность того, что они избирают? Как все это влияет на мышление тех, о ком идет речь? Ответы на эти вопросы должны указывать не на "когда-то, где-то" несмотря на то, что Бог имел дело с определенными мужчинами и женщинами в прошлом. Те же самые вопросы должны рассматриваться с позиции: "здесь и теперь". Как мы относимся один к другому сегодня? Что хочет Бог сказать нам? В чем сходство и в чем различие между современным и библейским миром? Являются ли вопросы, о которых говорится в Священном Писании, теми же, которые люди задают сегодня? Формулируются ли эти вопросы так, как тогда, или в другой форме? Эти исследования являются, так сказать, сырым материалом этики и богословия. Старание найти подходящее практическое применение объяснительной проповеди какими-то другими путями является попыткой обойти эти вопросы с пренебрежением к основным протестантским требованиям: "Проповедовать доктрины следует практически, а обязанности доктринально". Неподходящее практическое применение может быть таким же разрушительным, как и неправильное толкование. Когда сатана искушал Иисуса в пустыне, он пытался достичь победу ложным толкованием Писания. Когда искуситель нашептывал слова, взятые из 90 Псалма, он
22 Изложение проповеди
цитировал их абсолютно точно: "Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих... да не преткнешся о камень ногою твоею" (ст. 11-12). А затем он предложил: "Поскольку это обещание принадлежит Тебе, почему бы Тебе не прыгнуть вниз с крыши храма и тем самым не показать всем раз и навсегда, что Ты являешься Сыном Божьим?" Отвечая диаволу, Иисус не стал обсуждать с ним грамматические особенности еврейского текста. Вместо этого Он подчеркнул, что такое понимание данного места Священного Писания является искушением Бога. Другое место Священного Писания подходит к данной ситуации лучше: "Не искушай Господа Бога твоего". Мы должны проповедовать миру, к которому постоянно обращаются писатели, журналисты, драматурги. Если мы не будем обращаться к нему, мы будем иметь слушателей ортодоксальных в своих мыслях, но еретических в поведении. Конечно, проповедуя миру, мы не должны проповедовать мирское слово. Поскольку библейские идеи должны формировать человеческий опыт, мужчины и женщины должны быть ознакомлены с библейской' истиной. "Настоятельная проповедь" может стать просто бездейственной, напрасной тратой времени, если она не выразит отношения вечного Слова Божьего к текущему положению вещей. Ф.Б. Майер понимал то благоговение, с которым библейский проповедник говорит на темы своего времени: "Он стоит в ряду своих великих предшественников. Реформаторы, пуритане, пасторы отцов- пилигримов были главным образом толкователями. Они не провозглашали свое собственное, особое мнение, которое могло бы возникнуть из личного понимания или сомнительных личных наклонностей, но отстаивали истину, изложенную в Священном Писании, и их проповедь обладала неотразимым влиянием, поскольку они говорили: "Так говорит Господь".
Глава 1 23
|