Концепция применима к толкователю
В ранее данном определении объяснительной проповеди было сказано, что истина, которую передает проповедник, должна относиться "к личности и опыту самого проповедника". Это ставит обращение Бога к проповедующему в центр процесса. А это значит, что проповедь, насколько это только возможно, не должна быть отделена от проповедника. Кто из нас не слышал перед проповедью таких проникновенных молитв, как эта: "Боже, помоги нашему пастору стать позади креста, чтобы мы могли видеть не его, а Христа". Мы одобряем дух таких молитв. Мужчины и женщины должны прийти к Иисусу Христу несмотря на проповедника. (Или, пожалуй. Спаситель должен прийти к людям несмотря на проповедника!) Нет такого места, где проповедник мог бы спрятаться от своих слушателей. Даже самая большая кафедра не может скрыть его от обозрения. Филлипс Брукс имел в виду что-то особенное, когда описывал проповедь, как "истину, изливаемую через личность". Личность человека влияет на то, что он говорит. Он может излагать правильно идею из Священного Писания, но настолько безлично, как телефонный автомат, или же настолько поверхностно, как реклама по радио, или же манипулируя, как мошенник. Люди в таком случае слушают не проповедь, они слушают человека.
Епископ Уильям Куэл имел в виду именно это, когда возражал против стандартного определения гомилетики. "Является ли проповедь умением подготовить речь и произнести ее? - спрашивал он. - Нет, это не проповедь. Проповедь - это умение быть проповедником и доносить ее до слушателей!" Объяснительная проповедь должна сделать самого проповедника духовно зрелым христианином. В то время, когда
Глава 1 19
толкователь исследует свою Библию, Дух Святой исследует его самого. В то время, когда проповедник подготавливает объяснительную проповедь. Бог подготавливает его самого. Об этом говорил и П.Т. Форсит: "Библия - это высший проповедник для проповедника".
Различия между изучением Библии для того, чтобы подготовиться к проповеди, и изучением Библии для того, чтобы напитать свою собственную душу, приводят к заблуждению и вдобавок они сами ложны. Ученый может исследовать Библию, как древнееврейскую поэзию или как летопись рождения и правления давно умерших царей, и при этом его не будут затрагивать истины, высказанные в ней. Ничего подобного не должно происходить с тем, кто открывает эту Книгу, как Слово Божье. Человек, проповедующий Библию другим, сам должен жить в соответствии со своей проповедью.
К сожалению, многие проповедники сначала потерпели неудачу как христиане, а потом и как проповедники только потому, что не мыслили по-библейски. Множество служителей, многие из которых выражают свое глубокое уважение к Священному Писанию, готовят свои проповеди без консультации с Библией. Священный текст служит только своего рода средством, возбуждающим аппетит к проповеди или украшением к ней тогда, как главное место в ней занимают мысли самого проповедника или мысли других людей, подогретые проповедником для данной ситуации.
Даже в тех проповедях, которые были обдуманы и составлены как "объяснительные проповеди", стихи из Библии могут быть использованы только как воспомогательное средство для мыслей самого проповедника. В "поварских книгах" по гомилетике можно найти рецепты, наподобие следующего: "Возьмите несколько богословских или моральных общих принципов, смешайте их с равным количеством "посвящения", "евангелизма" или "служения", добавьте несколько слов о Царстве Божьем или выражение "Библия говорит следующее...", замешайте туда несколько примеров, добавьте "спасение" для вкуса. Подавайте горячим на подносе из стихов Священного Писания". Такая проповедь не только оставит слушателей полуголодными, но что еще хуже, она уморит с голоду самого проповедника. Он не растет духовно, поскольку не питается от Духа Святого. Уильям Баркли дает диагноз духовному недоеданию в жизни служителя Божьего следующими словами: "Чем больше человек позволяет своему уму становится ленивым, вялым и слабым, тем меньше к такому человеку говорит Дух Святой. Истинная проповедь приходит только тогда, когда проповедник с любящим сердцем и дисциплинированным умом отдается в распоряжение Духа Святого". Строго говоря, Бог больше заинтересован в процессе развития и подготовки проповедника, чем в проповеди, и поскольку Дух Святой воздействует на человека в основном через Библию, проповедник должен научиться сначала слушать Бога, а потом уже говорить от Его имени.
20 Изложение проповеди
|