Примеры формирования идеи
В некоторых случаях тему и дополнение можно найти сравнительно легко, тогда как в других случаях определение идеи является основной проблемой при изучении Библии. Псалом 116 может служить примером ясно выраженной мысли. Псалмопевец призывает: "Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена; ибо велика милость Его к нам, и истина Господня вовек. Аллилуйя" (Пс. 116:12).
Мы не можем понять этого Псалма до тех пор, пока не определим его тему. О чем говорит псалмопевец? Слово хвала не может быть темой, поскольку это слово слишком содержательное и многозначущее. Псалмопевец не говорит всего того, что относится к хвале. Выражение: "Хвалите Господа" также слишком обширное. Тема должна быть выражена более четко. Наиболее точным определением будет следующее: "Почему все должны хвалить Господа?" Что же псалмопевец говорит по данному поводу? Он приводит два дополнения к своей теме. Господа нужно хвалить, во-первых, потому, что "велика милость Его", и во-вторых, потому, что "истина Господа вовек". В этом коротком Псалме излагается только сама идея без всяких рассуждений, однако и в этом "голом скелете" содержится тема и два дополнения. В более длинных текстах, где идея получает широкое развитие, находить тему и дополнения гораздо труднее, однако эту работу нужно всегда выполнять. В Евр. 10:19-25 автор Послания говорит о практическом значении своих предыдущих рассуждений о первосвященническом служении Иисуса Христа: "Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший; будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви
34 Изложение проповеди
и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного". Хотя многое в этом тексте требует объяснения, вдумчивый студент все же может отделить ветви от стволов деревьев. До тех пор, пока не будет выяснена тема, невозможно говорить о ценности и значении всего того, что сказано в данном тексте. Небрежный читатель может сказать, что темой этого места Священного Писания является фраза: "первосвященничество Иисуса Христа", однако эта фраза имеет слишком обширное содержание. Автор Послания к Евреям не говорит в этом тексте абсолютно все о первосвященническом служении Иисуса Христа. Он также не говорит всего о "дерзновении входить во святилище", хотя эта фраза и является частью идеи данного текста. Рассуждение идет о том, что случится, если мы войдем в Божье присутствие с дерзновением, имея великого Первосвященника. Мы можем затем ожидать, что дополнением к этой теме послужит целый ряд результатов такого шага, и их в данном случае три. Во-первых, это позволит нам приступить к Богу с дерзновением, вытекающим из очищенного сердца и жизни; во-вторых, мы "будем держаться исповедания упования неуклонно" и, в-третьих, мы "будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам". Все остальное в данном тексте объясняет эту тему и дополнения. В каждом из этих текстов мы определили тему и дополнения, определив тем самым структуру идеи. Однако нужно внести необходимую ясность - всегда нужно делать различие между структурой идеи и путем развития идеи. Усилия, необходимые для того, чтобы изложить идею текста из Писания или проповеди в точных словах, могут показаться трудными и обескураживающими, однако в отдаленной перспективе это окажется наиболее экономичным путем с точки зрения затрачиваемого на подготовку проповеди времени. Но что более важно, это то, что вы просто не сможете ничего сделать без этого. Вы не сможете понять то, что вы читаете, до тех пор, пока вы не выразите ясно тему и дополнения прочитанного текста. Те, кто слушает вашу проповедь, не будут понимать того, что вы говорите, до тех пор, пока сами не смогут ответить на основные вопросы: "О чем сегодня говорит проповедник? Что он хочет сказать этим?" Но воскресенье за воскресеньем мужчины и женщины уходят из церкви, так и не поняв основной идеи проповедника, и это потому, что он не позаботился ясно изложить ее. А когда люди уходят в замешательстве, они находятся в духовной опасности. Думать - это нелегкое занятие, но оно является обязанностью проповедника. Давайте не будем заблуждаться в этом вопросе. Хотя это медленная, утомительная и обескураживающая работа, но когда Бог призывает человека на служение проповедью. Он призывает его любить Бога всем своим разумом. Бог достоин такой любви, а также и те
Глава 2 35
люди, которым мы служим. Начиная с холодного, мрачного рассвета, позавтракав, проповедник садится за подготовку к предстоящей проповеди и трудится до обеда, так и не достигнув сколько-нибудь заметного успеха. С нетерпением он откладывает в сторону свою ручку и печально смотрит в окно, сожалея о том, что его работа движется так медленно. И тут его разум озаряется мыслью, оказывающей глубокое влияние на его последующее служение: его собратья во Христе потратят намного больше времени, чем он потратил на подготовку этой проповеди. Его слушатели - это представители сотен семейств. Они покроют тысячи километров пути, чтобы придти на богослужение. Все вместе они проведут триста часов, сидя на богослужении и слушая проповедь. А поэтому не жалейте о затраченных на подготовку проповеди часах и о тех трудностях, которые вам пришлось испытать. Люди достойны всего того, что вы в силах дать им.
36 Изложение проповеди
|