Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Определения. Заключение дает слушателям полное и исчерпывающее представление об идее и позволяет им унести домой эту истину в своем разуме и в жизни.





 

Заключение дает слушателям полное и исчерпывающее представление об идее и позволяет им унести домой эту истину в своем разуме и в жизни.

Вступление представляет слушателям тему, главную идею или первый пункт проповеди.

Главная характеристика эффективного вступления привлекает внимание к идее, выдвигает нужду, ориентирует слушателей на то, как будет развиваться основная часть проповеди.

 

 

Изложение мыслей

 

Автор книги Екклесиаста в самом конце книги написал о себе: "Кроме того, что Екклезиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал и составил много притчей. Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно" (Еккл. 12:9-10). Чтобы учить знанию и чтобы подыскивать изящные изречения и правильные слова, древний проповедник написал эту книгу.

Не все проповедники записывают свои проповеди, и не все проповедники, ведущие запись своих проповедей, записывают все свои проповеди. Однако привычка записывать проповеди улучшает проповедование. Запись очищает мысль от "плесени", располагает идеи в правильном порядке и подчеркивает более важные идеи. "Запись, - говорит Френсис Бэкон, - делает человека совершенным, точным. Точным в мыслях и в речи".

Проповедник, говорящий объяснительные проповеди и обладающий высоким вдохновением, должен с уважением относиться к языку. Утверждать, что каждое слово в Священном Писании является Богодухновенным и при этом игнорировать важность правильного подбора слов в своей собственной речи - представляет грубую несовместимость. Сама теология, если уж не чувство здравого смысла, должна подсказывать, что идеи и слова, их выражающие неразрывны между собой. Подобно киселю, концепции облекаются в слова, растворяясь в них. Как различные краски определяют работу художника, так слова придают "цвет" мыслям проповедника.

Мудрый автор книги Притчи сравнивает подходящие к данному случаю слова с "золотыми яблоками в серебряных прозрачных сосудах" (25:11). "Разница между правильным словом и почти правильным словом, - писал Марк Твейн, - такая же, как разница между молнией и светлячком". Как и многие другие хорошие поэты, английский поэт Джон Ките хорошо понимал, какое значение имеет стиль речи в вопросе передачи идей. Однажды вечером, занимаясь со своим другом Лейгом

 

138 Изложение проповеди

 

Хантом, он работал над одной из своих поэм, а Хант читал. Окончательно отшлифовав одно место, он спросил у Ханта: "Хант, что ты скажешь на это: "Прекрасная вещь - это бесконечная радость".

"Хорошо, - ответил Хант, - но не совсем".

Некоторое время царила тишина, а затем Ките снова поднял голову: "А как теперь: "Вещь неизречимой красоты - радость, не имеющая конца".

"Лучше, - ответил его друг, - но все еще не совсем хорошо".

Китс снова наклонился над столом, и его перо зашелестело по бумаге. В конце концов он снова спросил: "А что ты теперь скажешь об этом: "Вещь неизречимой красоты - вечная радость".

"Это выражение, - сказал Хант, - будет жить до тех пор, пока люди будут говорить на английском языке!"

Кто может недооценивать силу слов? Большинство из тех мест Писания, которые мы любим больше всего - это места, которые выражают истину прекрасным языком: Псалом 22; 1 Коринфянам 13; Римлянам 8. Хотя Павел и не относился положительно к красноречию как таковому, он писал свои Богодухновенные послания вдохновенным языком. Хотя такие художественные произведения, как картина Рембрандта "Христос в Эммаусе" оставляет нас безмолвными, никто из тех, кто говорит "картина стоит тысячи слов", даже и не пытался изобразить Иоан. 3:16 (предложение состоит из 21 слова) в виде картины.

Существуют яркие слова, сверкающие подобно тропическому восходу, и есть слова скучные, не привлекающие к себе. Есть слова сильные, бьющие в цель подобно боксеру, и слова слабые, подобные разбавленному водой чаю. Есть слова мягкие, успокаивающие людей, и слова, ранящие людей подобно холодной стали. Некоторые слова приближают слушателя, по крайней мере на время, к дворам Божьим, тогда как другие отбрасывают его далеко от Бога. Мы живем словами, любим словами, молимся словами и умираем ради слов. Джозеф Конрад только слегка преувеличивал, когда говорил: "Дайте мне правильное слово и дайте мне правильное произношение, и я переверну мир!"

"Но язык - это не мой дар", - запротестовал один талантливый служитель, склонявшийся к тому, чтобы скрыть свой талант. Одарены мы или нет, мы должны пользоваться словами, и вопрос только в том, как мы используем их: правильно или неправильно. Если служитель будет трудиться в поте лица, он станет более способным проповедником, чем он был до того. Если же он станет сравнивать себя с К.С. Льюисом, Малколмом Магериджем или Джеймсом Стюартом, он может почувствовать себя жалким банкротом. Пусть эти гиганты будут идеалами, к которым можно было бы стремиться, но в любой

 

Глава 9 139

 

проповеди и любой проповедник может ясно и точно объяснить то, что он хочет сказать.

Подбор слов мы называем стилем проповедника. Каждый имеет свой собственный стиль, будь то: мягкий, вялый, медлительный, энергичный, точный; но то, как мы избираем и произносим слова, становится нашим стилем. Стиль отражает то, как мы думаем и как смотрим на жизнь. Различные проповедники имеют различные стили и они также могут менять свой стиль в зависимости от аудитории и обстоятельств. Выступление в классе, в средней школе, например, позволяет применить иной стиль, чем в проповеди во время службы в воскресное утро. Возвышенные слова, подбираемые для выпускной проповеди, в библейской семинарии, будут звучать совсем неестественно в небольшой группе, занимающейся изучением Библии.

Хотя общие правила ясного изложения мысли относятся и к проповеди, проповедь - это не просто небольшой рассказ вокруг одной темы. Поскольку записанная проповедь это всего лишь проект того, что мы собираемся сказать, она не является окончательным продуктом. Проповедь нельзя просто прочитать во время службы. Чтение убивает живой дух общения. Проповедь нельзя заучить наизусть. Это не только весьма обременительно, если нужно говорить несколько раз в неделю, но и слушатели будут ощущать, что проповедник "читает" проповедь по записям в своей памяти. Проповедник должен мучиться с подбором нужных слов за своим письменным столом и потом позволить написанному проникнуть внутрь его сознания. Затем он должен несколько раз отрепетировать вслух записанную проповедь, смотря на план проповеди или просто вспоминая план проповеди по памяти, но совершенно не стараться вспомнить в точности то, что написано. И когда он выйдет за кафедру, написанный текст проповеди невидимо совершит свой труд. Многие записанные слова, всплывут в его памяти, хотя, конечно, не все. В процессе произнесения проповеди структура предложений изменится, появятся новые фразы, и его речь будет казаться совершенно спонтанной. Запись таким образом вносит свой вклад в содержание и стиль проповеди, но не диктует их.

Написание проповеди отличается от работы над книгой. Проповедник должен писать так, как будто он с кем-то говорит, и в разговоре стараться, чтобы его тотчас же поняли. Автор книги знает, что вовсе необязательно, чтобы его читатель сразу же ухватил суть идеи. Он может не спеша проанализировать нужную страницу, рассуждая над тем, что читает, сравнить идею автора с другими идеями и продвигаться вперед с такой скоростью, которую он найдет удобной для себя. Встретившись с незнакомым словом, он может воспользоваться словарем, чтобы узнать его значение. Если же он потеряет нить развития мысли, он может всегда возвратиться назад. Короче говоря, сам читатель контролирует ход чтения книги. Слушатель же не имеет

 

140 Изложение проповеди

 

возможности для удобного и неспешного раздумывания над услышанным, он не может возвратиться назад и прослушать что-то во второй раз. Если он не ухватит того, что говорилось тогда, когда оно говорилось, то упустит это совершенно. Если он захочет подумать над тем, что сказал проповедник в данный момент, то упустит то, что тот будет говорить позже. Слушатель находится в распоряжении говорящего, и говорящий в отличие от пишущего книгу должен позаботиться о том, чтобы его понимали сразу же.

Несколько приемов могут помочь проповеднику быстро думать и ясно говорить. Некоторые проповедники делают разные пометки в своей записанной проповеди в соответствии с планом проповеди. Делая это, они запечатлевают в своей памяти взаимоотношение и взаимоподчинение мыслей. В дополнение к этому и в связи с тем, что переходы играют особую роль в устной передаче мысли, они занимают больше места в записи. Слушатели слышат не план проповеди, а серию предложений. Переходы служат подобно указательным дорожным знакам, отмечая то, что в проповеди уже было сказано, и что будет сказано в дальнейшем, а поэтому переходы должны в самой проповеди занимать еще больше места, чем в записи. Главные переходы напоминают слушателям тему или центральную идею проповеди, они подводят итог уже сказанным главным пунктам и показывают, как пункты связаны с главной идеей и друг с другом, а также знакомят со следующим пунктом. Учитывая, какое они имеют значение, главные переходы могут занимать один или несколько абзацев. Второстепенные переходы, связывающие подпункты могут быть короче, а иногда состоять из одного слова (поэтому, кроме того, еще, следовательно) или из отдельных фраз (в дополнение к этому, более того, в результате этого), но чаще всего из одного или двух предложений. Тогда как автор книги может только подразумевать переходы, проповедник должен всегда делать их. Ясные, полные и конкретные переходы могут казаться неуклюжими на бумаге, но они легко произносятся в проповеди и помогают слушателям думать вместе с проповедником.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 423. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия