Моя биография 13 страница
Культовое действие синто заключается в поклонении божеству конкретного храма; ритуал заключается в ублажении местного божества и включает обряды очищения хараи (ополаскивание рта и рук водой; массовое очищение производит каннуси - он обмахивает верующих бумажным опахалом, обрызгивается соленой водой или осыпается солью), жертвоприношения синсэн (чаще всего - рис и рисовая водка сакэ (в специальных деревянных бочонках), а также цветы (особенно ветви вечнозеленого дерева сакаки), ткани и зеркала), молитвы норито (произносится служителем храма на древнеяпонском языке нараспев и громко) и возлияние наораи (пригубливание сакэ). Произносимая японцем молитва очень проста: встав перед алтарем и опустив в решетчатый ящик монетку, следует отдат поклон, хлопнуть несколько раз в ладоши и произнести несколько слов (чаще всего молитву произносят не вслух, а про себя). Храмы (дзиндзя или дзингу) небольшие, деревянные, с обязательной П-образной аркой. Устройство храмов, отличающихся патриархальной простотой, единообразно и включает святилище (хонден), в котором хранится святыня, божество синтай (яп. "тело бога"; божество может воплотиться в любой предмет - в зеркало, в меч, в деревянную фигурку, просто в табличку с именем бога), симэнава (толстый жгутик рисовой соломы со свисающими кистями и полосками бумаги), гохэй (стоящий перед храмовым алтарем столбик с бумажными подвесками, который считается символической заменой пожертвования храму тканей: в древности ткани были эквивалентом денег и ими совершались пожертвования). К святилищу примыкает зал для молящихся (хайден). В большинстве храмов почитается только один ками, но есть и такие где починется сразу несколько ками (например, духи трех соседних гор, или духи всех солдат, погибших за Японию). Маленькие храмы могут иметь только хондэн, а если объект поклонения - гора или священная роща, то храм состоит только из хайдэна. Отправлением культа сначал занимались старейшины родов (удзи-но ками), впоследствии для этого назначались определенные лица - каннуси (яп. "хозяин ками"); так сейчас называют немногочисленных синтоистских жрецов. С образованием централизованного государства в Японии был создан специальный департамент по делам синто - Дзингинкан, и главы семей, исполнявших по наследству жреческие обязанности, превратились в чиновников. Синто свойственны многочисленные гротескные обряды, шумные и пестрые ритуальные танцы, многочисленные красочные праздничные процессии, принимающие порой экстатический характер. Раз в год или полгода в храмах проходят праздники мацури, связанные с началом сельскохозяйственных работ весной, с уборкой урожая, а также с какой-нибудь памятной датой в истории храма или с легендой ками, которому он посвящен. Храм убирается и подвергается ритуальному очищению, увешивается соломенными веревками, лентами и флагами: к флагам, стоящим у алтаря, прикрепляют меч, бронзовое зеркало и связку продолговатых яшмовых бус. Кроме прихожан, на праздник приходят каннуси других храмов, где мацури отмечается в другой день. После обряда очищения открываются алтарные двери, читается молитва (их тексты записаны при каждом храме, но каннуси могут писать и новые молитвы), а затем исполняются священные танцы кагура, которые рассматриваются как увеселение и ублаготворение божества, чтобы оно пришло в хорошее настроение и благосклонно отнеслось к возносимым молитвам. После молений на центральный поднос для жертвоприношений кладется ветка сакаки, все кланяются и хлопают в ладоши, и каннуси закрывает двери алтаря. Затем следует самый яркий момент праздника - шествие с паланкином (о-микоси), в котором само божество на плечах верующих объезжает подвластную храму округу: в паланкине, украшенном резьбой, позолотой, увенчанном изображением птицы Феникс, помещается зеркало, гохэй или какой-нибудь другой символ (считается, что на время церемонии в него переселяется дух божества из синтая). Кроме главного паланкина несут и другие, помельче, в которых лежат бумажки с именем божества. Процессия продвигается по улицам, напоминая карнавальное шествие, которое может сопровождаться фейерверком, шуточным состязаниями или ритуальными действами вроде посадки риса (в честь бога Инари) или факельных шествий, для которых огонь добывается трением (в честь бога Акиба - охранителя от пожаров). В 6-м веке в Японию стали проникать буддистсткие учения (направления Сингон и Тэндай), буддизм стал распространяться в среде правящей верхушки. Но синто при этом не отошло на второй план: считалось, что неуважение к местным божествам может привести к страшным стихийным бедствиям, эпидемиям и пр. С 8-го века принято было считать, что служители обеих культов - синто и буддизма - могут принимать участие в богослужениях и той, и другой веры; синтоистские боги стали представляться защитниками буддийского вероучения. При синтоистских храмах строились маленькие часовенки дзингудзи (дословно "буддийский храм при святилище"), а синтоистские святилища ставились в пределах территории буддийских храмов. Наиболее почитаемые ками представлялись бодхисаттвами (в частности, Хатиман). Одна из догм Сингон утверждала, что вся вселенная есть проявление Будды, поэтому постепенно произошло отождествление синтоистских божеств, представлявших различные силы природы, с соответствующими проявлениями Будды. Это облегчалось неопределенностью облика синтоистских божеств, поскольку в храмах отсутствовали изображения ками. Стали считать, что ками являются воплощениями - аватарами - будд и бодхисаттв. Это учение получило название "рёбу-синто" (досл. "двусторонний синто"). Обе религии мирно уживаются, и каждый японец считает себя и буддистом, и приверженцем синто (при этом в культовом отношении доминируют обряды синто). В Японии возникла амидаистические секты, сущность учения которых заключалась в вере в возрождение в иной жизни в дзёдо - "чистой стране", в которой господствует будда Амида (Амитабха). Создатель одной из подобных сект Хонэн считал, что буддийское учение слишком сложно и трудно для восприятия простыми людьми: им необходимо что-то гораздо более простое и понятное, что поселило бы мир в их душе и отвлекло бы от мирской суеты, поэтому он взял на вооружение следующие слова:"Повторяйте лишь имя Амида, вкладывая в это всю свою душу, не переставайте повторять его ни на мгновение - ходите вы или стоите, сидите или лежите. Это обязательно принесет спасение". Хонэн проповедовал, что Будда создал "чистую страну" и дал обет, что он не достигнет совершенной мудрости до тех пор, пока хотя бы одно живое существо на земле. которое с благодарностью произносит его имя, не возродится в этой "чистой земле". Поэтому достаточно только повторять слова "Наму Амида буцу!", ("О Амида Будда!") чтобы иметь будду в своем сердце, получить от него искупление грехов и с его помощью попасть в "чистую землю". Отсутствовали любые обряды, кроме повторения вышеуказанной фразы, сопровождаемой ударами в колокол (чтобы привлечь внимание Будды и побудить его к спасению верующих). Некоторые последователи повторяли фразу по 60-70 тыс. раз в сутки. Из амидаизма зародились многие буддийские обычаи, в частности, кудоку - добродетельные поступки, совершаемые в надежде обрести возрождение в "чистой стране"
Лекция 7. ИУДАИЗМ.
Иудаизм (на иврите – “яаадут”) – религия, распространенная среди евреев. Термин происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося, по библейскому повествованию, самым многочисленным среди всех двенадцати колен Израилевых. В древности иудеями почитались священные деревья (дубы, тамариск, гранатовое дерево), колодцы (Беер-Шеба), источники (родник Агари), камни (почитался круг из камня - гилгал) и скалы ("Скала Израиля" - поэтическое название иудейского бога - в древности была вполне конкретной скалой) и горы, деревянные резные изукрашенные столбы, именуемые ашер (возможно, божество плодородия), каменные столбы конической формы, именуемые массеба (вероятно, в них воплощались различные духи и божества). В Соломоновом храме были поставлены два медных столба - Иахин и Воаз. В соответствии с библейским преданием, родоначальником еврейского народа, а также ряда других семитских народов (например, арабов) был Авраам – потомок Эвера, внук Шема (Сима), первого сына Ноя. Семья последнего, как повествует библейская традиция, была единственной человеческой общиной, уцелевшей после Всемирного Потопа. Авраам из Ура Халдейского вместе со своей семьей совершил переход из Южного Междуречья в Ханаан (мотивы, побудившие к этому, в Библии не указаны). По пути в Ханаан в Харане (Северная Месопотамия) Авраам заключил Завет (то есть, союз) с Богом в обмен на обещание Всевышнего отдать ему Ханаан и обеспечить многочисленное потомство (предположительно, ХХ в. до н.э.). Тогда же Бог известил Авраама о том, что его потомки будут рабами в «земле не своей» на протяжении 400 лет. Это предсказание исполнилось во время пребывания колен Израилевых в Египте (возможно, ХІІІ в. до н.э.), после чего избранник Бога Моисей выводит Бней Исраэль (Сыновей Израиля) из египетского "рабства" и после сорокалетнего скитания по Синайской пустыне снова приводит их в Ханаан. Как и патриарх Авраам, Моисей подтверждает Завет с Богом, что находит свое выражение в Десяти Заветных Заповедях и законодательных положениях Торы, дарованных Моисею на Синайской горе. Десять Заповедей обязывали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы: 1) Да не будет у тебя других богов перед ликом моим; 2) Не сотвори себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся и не служи им; 3) Не произноси имени Господа твоего всуе (напрасно); 4) Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой субботу посвяти Господу твоему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, а на седьмой день почил, почему благословил Господь день субботний и освятил его; 5) Почитай отца твоего и мать твою; 6) Не убий; 7) Не прелюбодействуй; 8) Не укради; 9) Не лжесвидетельствуй на ближнего своего; 10) Не возжелай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни осла, ничего, что есть у ближнего твоего. Иудаизм включает в себя семь основных элементов: 1) учение о Боге, сущности вселенной и человека; 2) Священное Писание; 3) свод религиозных законов, охватывающих также область светского права; 4) порядок отправления религиозного ритуала; 5) систему религиозных институтов; 6) кодекс морально-нравственных отношений; 7) концепцию богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения. Явление Мессии (посланника или помазанника Бога) ассоциируется в иудаизме с наступлением Царства Божьего и восприятием всеми народами истинности единого Бога и его универсальных законов, зафиксированных в Торе. Понятие "избранный народ" означает, что именно иудеи призваны выполнять свою задачу - быть святым народом, стоящим отдельно (якобы Тора была предложена всем народам, но принял ее только народ Израиля). Центральная доктрина иудаизма – вера в единого Бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору. Иудаизм тесно связан с древней историей семитских народов и, прежде всего, еврейского народа. Во ІІ тысячелетии возникает идея сотворения мира единым творцом. Вполне возможно, что реальные, а не мифические библейские патриархи (родоначальники еврейского народа) Авраам, Исаак и Иаков начали вести борьбу с политеизмом, постепенно распространяя монотеизм. Главные догматы иудаизма следующие: 1. Бог существует; 2. Бог один; 3. Бог не существует в телесной оболочке; 4. Бог вечен; 5. Иудеи должны поклоняться только Ему одному; 6. Общение с Богом происходит через пророков; 7. Моисей - величайший из пророков; 8. Тора имеет божественное происхождение; 9. Тора никогда не утратит своего значения; 10. Бог знает обо всех поступках людей; 11. Бог наказывает зло и вознаграждает добро; 12. Бог пошлет своего Мессию; 13. Бог воскресит мертвых. * Иудаизм - универсальная религия. Иудаизм предлагает всем людям и народам принять монотеизм и учение Торы (она же Пятикнижие Моисея). В то же время, Иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите гиюр), и является национальной религией еврейского народа. * Иудаизм первым в истории человечества провозгласил единобожие, углублённое учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию - следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон. * Понятие о Боге как абсолютно Cовершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости. * Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, - ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне “всего человечества как единого целого”. * Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) - как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании. * Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь. * При этом у еврейского народа есть особая Миссия (в ней и состоит Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим, и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. * Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог - безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; * Учение о приходе Машиаха (помазанник), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа». Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией, который был взят на небо живым. * Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определенное время мёртвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. Представления иудеев о душе имели некоторые особенности. Душа - сверхъестественная часть человека; она, в отличие от тела, не подчиняется законам природы. Душа каждого человека сотворена Богом и существует как целостное образование или как совокупность мельчайших части. Душа бессмертна, а во время сна Бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром Бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Те, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в особой молитве благодарят Господа за то, что он вернул им душу. Для обозначеня души на иврите существовало три термина - нешама (буквально означало "дыхание"), нефеш (оживляющее начало, имеющее вместе с тем как бы телесную сущность; происходило от слов "дыхание", "глотка") и руах (термин, обозначающий душу уже как нечто самостоятельно сущее). Пребывала душа в различных органах и частях тела - в сердце, во внутренностях, в печени, в нутряном жире, в груди, в крови ("душа тела есть кровь его", "кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом"). Даже волосы считались связанными с душой (в них черпал Самсон свою силу, у назореев существовало предписание не стричь волос). Предписание сжигать нутряной жир и почки жертвенных животных также объяснялось тем, что в них видели обиталище души. Со смертью тела непеш от него отделяется, но может в него возвратиться. Душа скорбит о покинутом теле и в течение трех дней носится вокруг могилы, думая, что еще вернется в тело. Душа покойника обретается поблизости от трупа - скорее всего, этим объясняется процедура погребения в виде зарывания в землю, что являлось прежде всего защитой живых от козней злобного духа покойного (или наоборот, способ привязать доброго духа к определенному месту). Впоследствии назначением погребения было обеспечить покой духам умерших - остаться без погребения "в пищу птицам небесным" считалось величайшим несчастьем, фигурирующем в числе проклятий преступникам. В настоящее время иудеи, уходя с кладбища, совершают ритуальное омовение рук, чтобы очиститься от "скверны". Согласно Ветхому Завету, труп человека или животного - главный источник ритуальной нечистоты, от которой следует как можно скорее очиститься: "Кто прикоснется к мертвому телу... нечист будет семь дней... Если человек умрет в шатре, всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней... Всякий, кто прикоснется в поле к убитому мечом или к умершему, или к кости человеческой, или к могиле, нечист будет семь дней". Нечистым, но лишь до вечера, окажется и прикоснувшийся к мертвому животному. Еда в доме покойника также опасна, поэтому его родственникам следовало какое-то время питаться у чужих. Изначально считалось, что души мертвых в виде теней пребывают все вместе - и праведники, и грешники. Позже сложилИсь представление о том, что царство мертвых есть отражение царства живых с его иерархией, и тени умерших (рефаим) и после смерти тела сохраняют свои земные атрибуты, свой ранг и положение в обществе - царей, например, в загробном мире все встречают с величайшим почтением. Царство теней именутся Шеол - вероятно, имя богини преисподней (в Ветхом Завете упоминаются стоящие рядом Шеол и Манет (смерть). Шеол (евр. "неисследимый"), именуемый также "страна безмолвия" "страна забвения", "долина смертной тени", "погибель", "врата смерти", "источник истребления" - царство мертвых, загробный, нижний или низший мир, противополагаемый небу. Шеол представлялся одушевленным существом, страшным чудовищем, которое проглатывает мертвых, смыкая над ними свои челюсти; утроба его вечно ненасытима, а душа расширяется и волнуется в предчувствии добычи. Изначально шеол рассматривался как место обитания всех умерших, а самые страшные грешники нисходили в шеол живыми; впоследствии он стал представляться местом заключения и наказания грешников, которые при жизни "уподобились животным". Души этих нечестивцев испытывают мучения: они "окованы скорбью и железом", пребывают в непроницаемой тьме, в хаотическом "неустройстве". Преступных царей там заживо поедают черви, человеконенавистники предаются "огню ярости бога", на богопротивников набрасывается "первенец смерти" и низводит их к "царю ужасов". Обычных же грешников бог "низводит в Шеол и возводит", наказанием очистив их от грехов. Также в шеоле обитают рефаимы, злые духи шедим и "ангелы-мучители". Шеол уподоблялся "огненному мечу", охраняющему путь к древу жизни, дабы злые не приобщились к вечности и этим не увековечили зло. Шеол также отождествлялся с геенной огненной - "огненной бездной", где текут пламенеющие реки для "исцеления духа" грешников (в каждом следующем из семи отделений шеола огонь в 61 раз жарче, чем в предыдущем; изначально Геенной именовали свалку возле Иерусалима, куда свозили падаль и нечистоты). В уставе Кумранской общины упоминается "позор гибели в огне мрачных областей", который противоположен "жизни в вечном свете". Находится шеол не под землей, а как бы в ином пространстве, за "горами тьмы", так что из шеола виден рай, и наоборот. Приблизившиеся к вратам шеола слышат вопли терзаемых там грешников. Таким образом, шеол является не адом, а, скорее, чистилищем, и мучения в нем лишь способствуют избавлению от злобы и нечистоты: только закоренелые грешники мучаются в нем больше года, причем половину этого очистительного срока их души проводят в огне, а половину - во льду. Наиболее преступные души приносят лед к огню и уменьшают силу пламени, тем самым греша даже в шеоле. В субботу (шаббат) и прочие праздники души освобождаются от мук шеола. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле: архангелы Михаил и Гавриил отворят врата шеола и "выведут за руку" всех провалившихся туда. Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда: для получения награды не надо ждать мессию - души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай (“ган эден”). А грешников направляли в ад, в место мучений. При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли “гоями”) навсегда. Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов: небесную награду, по мнению ряда богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все сугубо религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям. С момента синайского откровения имя Бога, как единого покровителя всех сынов Израиля, передается термином «Яхве» («Ягве»), тогда как ранее употреблялся термин Эль-Шаддай. Определенное время Бог иудеев не имел постоянного культового центра. Главная святыня иудеев - Ковчег Завета, в котором находились скрижали (лухот а-брит (на иврите) - каменные таблички) с Десятисловием (Заповедями), постоянно находился в переносном храме-скинии (в отделении, именовавшемся "святая святых"). По велению бога скрижали были помещеныв так называемый Ковчег (по-славянски - кивот) Завета, "арон а-кодеш", ларец, сделанный из древесины акации и покрытый золотыми листами, в котором также (или рядом с ним) хранились магические реликвии Исхода (сосуд с манной небесной и жезл первосвященника Аарона. Кивот имел чудесные свойства. Люди, приближавшиеся к нему, ощущали необыкновенный душевный подъем. В странствиях кивот указывал евреям правильный путь, днем - песчаным смерчем, ночью - светящимся столбом. Если кивот находился в боевых порядках войска, евреи, как правило, одерживали победу. Когда евреи нарушали заповеди, начертанные на скрижалях, бог, земным престолом которого считался кивот, отворачивался от них. Однажды он стал трофеем филистимлян, однако на них обрушились такие бедствия, что те вернули его евреям, погрузив его на телегу, запряженную коровами. Кивот, как непременный атрибут бога, являлся источником силы, зачастую опасной и непредсказуемой. Он карал ослушников и насылал на неугодных ему людей немыслимые бедствия. Кивот якобы обладал огромным весом, несопоставимым с размерами, и в то же время обладал способностями к левитации, иногда парил в воздухе. Между изваяниями херувимов, украшавшим крышку ковчега, постоянно сияло неземное пламя, освещавшее даже самое темное помещение. Впоследствии, когда на горе Сион был построен храм, именуемый Первым, кивот находился в иной "святая святых" - комнате с глухими стенами, куда первосвященник, принадлежащий к дому Левита, заходил только в День искупления. К его ноге привязывали веревку, при помощи которой порой вытаскивали его останки: одни превращалисьв уголь, другие как бы взрывались, у третьих просто останавливалось сердце. После разрушения храма кивот вспыхнул и превратился в пепел, который был необыкновенно тяжелым, словно золотой песок. Его называли "бетил", что значит "прах бога", также обладавший чудесными свойствами. Преданность Всевышнему находила свое выражение в жертвоприношениях, соблюдении заповедных обетов, молитве и обязательном обряде обрезания младенцев мужского пола (предположительно, заимствовано у египтян). После образования Израильско-Иудейского царства в 1004 г. до н.э. Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим, где Соломоном был построен Храм в честь Бога. Храм обслуживался сословием священников (коханим) и их помощников (левитов). Синагоги ("бейт кнессет"), которые возникли позже, не храмы - это место собраний, где можно изучать и толковать священное писание, так как у евреев может быть только один храм, после разрушения Соломонова Храма находящийся в заоблачном Иерусалиме. Зарождается идея вечной и нерушимой связи Бога Израиля, династии Давида и богоизбранничества священного Иерусалима. Однако, несмотря на столь сильные монотеистические тенденции, многобожие просуществовало у евреев еще несколько столетий. После захвата Иерусалима Вавилоном в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой в иудаизм были привнесены мифы об ангелах и сатане и вера в загробное царство и бессмертие души. Эллинизация Востока после завоеваний Александра Македонского привела к появлению в иудейской среде интеллигенции, занявшейся богословскими вопросами. Тора была переведена на греческий язык (Септуагинта). Эллинизированной верхушке еврейства, особенно храмовым священникам (Бейт-Аарон), противостояла группировка Софрим (Писцы), которые, признавая важность Письменного Закона, стали разрабатывать Устный закон – разветвленную систему толкований и пояснений к положениям Торы. Комплекс священных текстов иудаизма образовал так называемый Ветхий Завет. В составе Ветхого Завета: Закон ("Тора" - Пятикнижие): Бытие, Исход, Левит, Числа и Дейтерономий (Второзаконие); Пророки ("Невиим") - книги "старших пророков (Иисус Навин, Судей Израилевых, Руфь, I и II книги Самуила, I и II книги Царей), "младших" пророков - (Исайя, Иеремия, Иезекииль) и двенадцати малых пророков, собранные в один свиток (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия). Священные, или агиографические писания ("Кетубим"): Псалмы (Псалтирь), Притчи Соломоновы, Иов, Песнь песней, Плач Иеремии, Екклезиаст, Эсфирь, Даниил, I и II книги Эзры (Ездры) и Неемии. 27 книг, или свитков, составляют каноны (правила, каталог), признанные иудеями и сложившиеся в конце I в. до н.э. Другие, числом около десяти, не получили признания, так как они первоначально были составлены на греческом языке или арамейском. Для палестинских же иудеев критерий "боговдохновенности" заключался в том, что Яхве мог говорить только на иврите. С течением времени в иудаизме возникли самые разные группировки и течения, спорившие друг с другом по политическим и вероучительным вопросам. Во времена римского владычества в Палестине в иудаизме возникает несколько религиозно-политических течений. В горных районах Галилеи зародилось движение зелотов, объявивших Риму непримиримую войну. Движение сикариев наряду с антиримской борьбой вели борьбу социальную против зажиточных слоев и служителей Храма, обвиняя их в коллаборационизме (сотрудничестве с врагами). Традиционные религиозно политические течения были представлены прежде всего фарисеями и саддукеями. Саддукеи и фарисеи, вместе с ессеями составляли три религиозных направления, которые выделились в иудаизме начиная с эпохи Маккавеев (ок. 150 г. до н.э.) до разрушения Иерусалима (70 г. н.э.); они расходились в способах применения Моисеева закона к жизни. Саддукеи - священнические, богатые аристократические роды, принадлежали к общественной верхушке, происходившие от первосвященника Садока (Цадока), претендовали на исключительное право руководить народом, строго придерживались буквы закона, не допуская ни малейшего послабления в нем, отвергали народные обычаи и постановления позднейших законоучителей; отрицали бессмертие души, воскресение мертвых и существование ангелов и духов, признавали абсолютную свободу воли. Они требовали строгого соблюдения установлений, записанных в священной книге иудеев – Торе, не признавали никаких устных учений и дополнений. Их сила и влияние проистекали из их принадлежности к священническому роду левитов; они видели свое предназначение в поддержании Иерусалимского Храма и сохранении вековых традиций Торы. В основной массе своей саддукеи занимали соглашательскую позицию по отношению к Риму. Фарисеи - вожаки народных масс, были против применения смертной казни, стремились к ограждению от всего чужого, не еврейского. Своим идеалом они провозглашали священство всего народа и были убеждены, что вся жизнь человека должна быть пронизана благочестием. Фарисеи верили в воскрешение из мертвых, пришествие Мессии, бессмертие души и возможность интерпретации Письменного Закона. В отличие от саддукеев, фарисеи наряду с Писаной Торой признавали Устную Тору, разработанную книжниками и рабби (раввинами, законоучителями), считая ее предписания обязательными для исполнения. Хотя фарисеи требовали строгого исполнения всеми закона, последний они истолковывали своеобразным способом. С помощью искусственных приемов и разных фикций фарисеи стремились примирить постановление закона с новыми требованиями, с началами этики, вырабатывая при этом систему благочестия, нормирующую все проявления жизни. Фарисеи, которые считались «искуснейшими толкователями закона», признавали, наравне с саддукеями, что божественный закон не отменим, но приложили все усилия свои к тому, чтобы примирить его с жизнью. Целым рядом искусственных толковательных приёмов они придавали букве закона несвойственный ей смысл, но такой, при котором закон переставал противоречить требованиям жизни и началам этики. Саддукеи, как элемент консервативный, отвергали эти толкования, отчасти потому, что считали их дерзким нововведением, отчасти также и потому, что фарисеи, с завистью глядевшие на религиозные прерогативы саддукеев, часто обнаруживали в своих толкованиях стремление к урезыванию этих прерогатив и к подчинению саддукеев своему влиянию. Из указанного отношения саддукеев к писанному и устному закону вытекают все отличительные черты этого направления и все мотивы разногласия между ним и фарисеями, как в вопросах обрядовых и юридических, так и в вопросах религиозной догматики. Во всех этих разногласиях саддукеи стояли на почве библейского текста в буквальном его смысле и отвергали все религиозные обычаи, не имевшие основания в Библии. Так, например, саддукеи учили, что праздник седмиц всегда приходится на воскресный день (подобно празднику Троицы у христиан), в противоположность фарисеям, приурочившим этот праздник к 6-му Сивана, в память синайского законодательства. Буквальный смысл текста был, конечно, на стороне саддукеев. То же самое можно сказать и о всех приведённых в Талмуде разногласиях между саддукеями и фарисеями по вопросам ритуальной чистоты и соблюдения субботнего покоя. Во всех этих случаях саддукеи отстаивали букву закона и не допускали никаких в нём облегчений, по крайней мере теоретически, хотя на практике вряд ли сами саддукеи следовали своему учению, в виду почти абсолютной невыполнимости многих требований. Саддукеи исходили из буквы Закона, фарисеи – из его духа. Впоследствии фарисеизм принял форму талмудического еврейства, саддукеизм отразился в караимстве. Существовало еще одно немногочисленное направление - назорейство. Назорей, назир (на иврите - отлучать, отделять) - человек, принявший обет (на время или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведенных из него продуктов (в первую очередь, вина), не стричь волос и не прикасаться к умершим (не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело, и не присутствовать на похоронах). Степень святости назорея приближается к святости когана и даже первосвященника. В случае нарушения обета назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву (ашам) в Храме и начать свой обет сначала. Обет назореев принимался из благочестия или чтобы снискать у Бога удовлетворение желания (например, рождения сына) и т. п.; тем, кто случайно становился свидетелем женской измены, рекомендовалось принять такой обет. Если срок обета не оговаривался особо, обет считался принятым на 30 дней. Некоторые назореи на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели и оставались таковыми до самой смерти: всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковыми были Самсон, пророк Самуил и Иоанн КрестиительТалмуд не одобряет практики назорейства, так как аскетизм противоречит духу иудаизма
|