Студопедия — Моя биография 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Моя биография 8 страница






 

Лекция 5. ВЕРОВАНИЯ КЕЛЬТОВ, ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ, СКИФОВ, ИНДЕЙЦЕВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ

 

Религии многих народов прекратили свое существование в связи с христианизацией или исчезновением этноса - носителя религии. Однако элементы этих верований сохранились в произведениях искусства, народных обрядах и традициях, иногда после соответствующей трансформации были инкорпорированы в христианскую религию.

Отправление культа у кельтов находилось в руках профессионального жречества - друидов - замкнутой аристократической корпорации, построенной на иерархических началах и пользовавшейся большим политическим влиянием, которое основывалось на всеобъемлющем наблюдении за правильным совершением ритуальных действий, которые, как считалось, обеспечивают нормальное течение жизни и благополучие в большом и в малом (в том числе, и ритуальная регламентация считавшейся священной королевской власти). Поэтому кельтскую религию нередко называют друидизмом (возможно, этимологически слово "друид" восходит к dru-vid - "сила-мудрость"). Существовали также эвбаги (эухаги) - служители при жертвоприношениях, и барды - певцы шаманского толка, исполнявшие религиозно-эпические произведения (в Ирландии их называли скальдами, от scel - "повесть, история"). Эти произведения были наполнены мистическим смыслом, обладали магическим действием, и их следовало исполнять в определенное время и при определенных обстоятельствах (к примеру, не следовало петь их при дневном свете). Друиды были объединены в некую надплеменную организацию: во главе жрецов стоял великий друид, избираемый пожизненно, раз в год друиды собирались на совет. Желающий стать друидом (как правило, выходец из племенной аристократии) проходил длительную и нелегкую подготовку, которая растягивалась на 20 лет: изучалась жреческая мудрость, культовые действа и заучивались наизусть множество религиозных гимнов и заклинаний (в стихотворной форме). Свое учение друиды излагали ученикам вдали от людей и их жилищ, в тишине и как бы в непосредственном общении с "сакральным", в глубине пещер и лесов. Обучение было торжественным и таинственным действом, проходило в форме волнующего приобщения к истинам, единственным толкователем и хранителем которых был жрец-друид, и которые он вверял своему ученику. Записывать было запрещено, что придавало друидскому учению особую таинственность, и объясняет отсутствие каких-либо письменных памятников кельтской религии. Это было связано со стремлением сохранить священное знание, которому следовало оставаться уделом избранной духовной аристократии, оградить его от непосвященных, и с необходимостью ученикам тренировать свою память (хотя письменность и существовала, но считалась исполненной магической силы, более могущественной и опасной, нежели слово, и ею пользовались в исключительных случаях). Кроме того, полагают, что заучиваемые сакральные стихи имели особую ритмику, и их действенность зависела от скорости и звучности произношения, интонационной нагрузки, что невозможно было передать с помощью письменности; зафиксированные графически статичные магические формулы утратили бы свой смысл. Друидами могли быть и женщины. Авторитет друидов был очень велик, они были гадателями, колдунами-заклинателями, знахарями-врачевателями, хранителями древних знаний, воспитателями детей знати, совершали жертвоприношения, считались последней судебной инстанцией. Широко практиковались человеческие жертвоприношения, преимущественно связанные с системой гаданий. Кельты совершали большие жертвоприношения перед битвами и после их победного конца, а на священных местах оставляли часть трофеев. Существовал обычай отрубать головы поверженным врагам и сохранять их в качестве трофеев, а также бальзамировать головы великих вождей и воинов (головы нередко фигурируют в различных священных изображениях, распространенными были человеческие головы (иногда с тремя лицами) и маски, изготовленные из дерева или металла: они изображали богов и героев). По свидетельствам очевидцев, принесение умилостивительных человеческих жертвоприношений совершалось путем сожжения в огромных плетеных из ивовых прутьев фигурах, имевших человеческие очертания. Жертвы могли топится в специальных кадках или котлах, или сбрасываться с утесов в воду.

Культовым предметом являлся котел, обычно украшенный рельефными изображениями (в частности, в нем варили пиво для подношения богам): он помещался на священном месте и считался символом изобилия и бессмертия. Многие обряды были приурочены к почитанию священного дуба (все растущее на этом дереве считалось даром небес и без ветви дуба редко происходило какое-либо священнодейство; само слово друид, возможно, происходит от кельтского "dru", дрис - дуб) и омелы. Особо таинственным считался обряд срезания золотым серпом ветви омелы; это совершалось ночью, в полнолуние, причем друид - исполнитель обряда - облачался в белые одежды. Ягоды омелы почитались в качестве оплодотворяющей росы божественного происхождения; "золотая ветвь" омелы якобы способна отворять замки и указывать клады. Священными считались леса (особые участки), рощи и источники, а также каменные мегалитические сооружения типа Стоунхенджа (вероятно, был построен обитателями Британии пиктами еще до пришествия кельтов). Святилища, как правило, представляли собой четырехугольные участки с валами или оградами (иногда в несколько рядов), внутри которых была роща со священными деревьями, отдельное дерево или столб: подобные кельтские святилища назывались неметон.

В качестве священных животных особо почитались конь и бык (в Ирландии долгое время при избрании короля тот должен был вступить в "священный брак" с белой кобылой, которую затем торжественно забивали, варили, и новоизбранный король должен был искупаться в этом вареве, после чего вместе с народом съедал мясо кобылицы). Почитались также домашняя свинья и дикий кабан - вепрь (существовал бог Моккус, что значит "вепрь"), который нередко фигурирует в качестве проводника в загробный мир (часто в могилу погребенного помещались части кабана). Вепря изображали на щитах, знаменах, на изваяниях богов, это животное считалось символом жреческого сословия.. Друиды именовали себя "вепрями" (возможно, потому, что вепря считали "одиноким" животным, как и ведущие уединенный образ жизни друиды; вероятно, белые одеяния друидов связаны с почитанием именно "белого вепря"). Богиня Эпона, изображавшаяся с рогом изобилия, чашей или с корзиной фруктов, сидящей боком на коне, за которым следует жеребенок, вероятно, была покровительницей лошадей, военных всадников, конюхов, путешественников. Почитались божества Мулло (мул или осел) и Тарвос (бык), Артус (медведь). Часто встречается изображение рогатой змеи или змеи с головой барана (богов нередко изображали держащими в руке такую змею). Друиды верили в связь души и Вселенной. Одной из главных жреческих доктрин было учение о бессмертии и переселении душ: верили в то, что после смерти душа человека может переселиться в новорожденного или в другое существо - птицу, рыбу и проч. Смерть рассматривалась кельтами не как конец, а как середина долгой жизни, она не воспринималась как наказание за дурные поступки или как освобождение от страданий, поэтому кельты охотно рисковали жизнью в бою. Сама загробная жизнь виделась как продолжение земной, но более счастливой и веселой (у кельтов бытовал обычай занимать деньги с обещанием расплатиться в Другом Мире; с умершими погребались принадлежавшие им при жизни вещи). Наряду с этим у кельтов были распространены и представления о загробном мире под землей, под водой или на островах где-то на западе или на севере: некий "Остров Блаженных", "остров яблок", "женский остров", "Равнина Блаженства". Этот потусторонний мир, Другой Мир, из которого друиды и вынесли свое тайное знание, чаще всего помещавшийся на далеких "западных островах", иногда называли Аваллон ("яблоко") - в его описании фигурируют стеклянная башня или дворец, дарующие бессмертие чудесные хрустальные яблоки (они растут на деревьях с серебряными ветвями), которые предлагают населяющие остров женщины (они также вестницы богов и одновременно - вестницы смерти, являющиеся в виде диковинных птиц, прилетающих с севера). Души мертвых попадают туда вместе в волнами отлива: в легендах кельтские павшие воины в полном боевом снаряжении, верхом устремлялись навстречу волнам, чтобы оказаться в Другом Мире. Остров находится вне времени (или оно остановилось), поэтому те, кто живет там, как бы ускользают от времени, а те, кому пришлось вернуться в мир людей, рассыпались в прах, ибо за время их отсутствия на земле уже прошли многие века. Попадающие туда должны быть достойны жизни в Другом Мире, а воспоминания и сожаления о мире земном могут привести в состояние полного и окончательного небытия. Есть сообщения о

Кельтские племена не оформились в единую нацию и не создали государства: поэтому у них было множество богов, скорее всего, племенных, которые носили имена, аналогичные названию племени: у аллоброгов был бог Аллоброкс, у сантонов - Сантий, у нервиев - Нервины. Но некоторые божества были общими для кельтских племен Галлии и Британии. Таковы Эсус, или Эзус (был связан с культом омелы и лесной растительностью, изображался в виде человека, рубящего дерево; людей, приносимых в жертву Эсусу, вешали на деревьях), Цернунн ("Рогатый", бог с ветвистыми оленьими рогами (иногда изображался с короткими бычьими рогами), сидящий в позе лотоса, вероятно, божество плодородия и дикой природы, возможно, господин подземного царства, связанного с циклами умирания и возрождения природы), Огма (варианты - Огмиос, Огам - бог мудрости и красноречия (уши стоящих рядом с ним людей соединялись с языком бога тонкими цепочками), изобретатель письменности (именовалась огамической и состояла из насечек или горизонтальных и косых линий, прочерченных с одной и с другой стороны), сочетал огромную физическую силу с провидческим даром и искушенностью в поэтическом ремесле; изображался старцем, одетым в звериную шкуру с палицей в руке, иногда изображался с посохом и луком как сопровождающий усопших). Существовали боги небесных явлений: Левцетиос (бог молнии), Таранис (бог-громовержец ("таранн" - гром), бог грома и небесного огня, бородатый гигант, атрибутом которого было колесо со спицами (вариант - несколько спиралей) или молот, иногда - молния; приносимых ему в жертву людей сжигали), Тевтат (teuto - племя; бог войны и племенного единства, покровитель военной и мирной деятельности; приносимых ему в жертву топили), Луг, или Лугдунум ("сияющий", божество света, бог - покровитель всех ремесел и искусств, эпитетом которого было "искусная рука", "искусный во многих ремеслах"). Почиталась великая богиня-Мать, часто изображалась в виде триады (три богини-Матери): число три, вероятно, считалось у кельтов сакральным (символизировало трехчастный мир и три направления), и в изображениях нередко утраивались головы богов (голова считалась самой драгоценной частью тела) и рога у животных (часто встречаются фигурки трехрогих быков).Существовали представления и о мелких божествах - эльфах, феях (жены эльфов), сильфах. Эльфов представляли и в виде юношей (красивых и ловких), и в виде маленьких человечков с острыми ушами, а фей - миниатюрными девушками (не больше дюйма) с крылышками. Эльфы и феи обитают в деревьях (которые нельзя рубить), водят хороводы при лунном свете, прядут и ткут волшебной красоты ткани, тонкие, как паутина, а их музыка - чарующе неуловима, и в то же время полностью овладевает слушателями: под нее пускаются в пляс даже неживые предметы. Эльфы и феи по отношению к людям могут проявлять как благожелательность, так и враждебность. Сильфы и сильфиды - духи воздуха, миниатюрные прозрачные изящные юноши и девушки с крыльями.

Кельтское летосчисление велось по лунному календарю, год делился на два основных периода, теплый и холодный (светлый и темный); основных праздников тоже было два. Конец старого и начало нового года самайн отмечали 1 ноября, когда скот сгонялся с пастбищ и собирался в одном месте. Это была магическая точка времени, которая не принадлежит ни прошлому, ни еще не наступившему будущему, тем самым обеспечивая возможность соприкосновения человека и божественного космоса, ибо для этого необходимо, чтобы время остановилось (считается, что в это время души всех умерших возвращаются на землю и возможен непосредственный контакт с потусторонним миром). После христианизации праздник трансформировался в день всех святых - Хеллоуин. Наступление теплого периода белтине (или бельтайн) отмечалось 1 мая, когда скот выгонялся на общие пастбища (позже в Германии стали считать ночь на 1 мая шабашем ведьм на горе Броккен (Блокберг) - Вальпургиевой ночью). Элементы кельтских верований после христианизации не исчезли: в исландских христианских текстах обращение к богу нередко выражалось словами: "О мой друид!". Храмы и монастыри располагались там же, где и священные места и центры друидов.

У германо-скандинавских народов существовали верования, содержащие космогонические и эсхатологические представления. Мир возникает из взаимодействия воды и огня с холодом. Возникновение мира рисуется как заполнение пустоты мировой бездны Гиннунгагап и преобразование хаоса в космос. Изначально существовала магическая (возможно, мировая) бездна Гиннунгагап, а также жаркий Мусспельхейм – огненная страна, также существовавшая еще до начала творения. Бездну заполнил ядовитый иней, выделившийся из вод Эливгара (источника двенадцати рек, вытекающих из источника Хвергельмира («кипящий котел»), расположенного в середине Нифльхейма («жилища мрака») или у подножия Иггдрасиля). Первозданная корова-великан Аудумла, возникшая из этого инея, породила богов, вылизав их родоначальника Бури (отца Бора, породившего прочих богов) из соленого камня, покрытого инеем. Она вскормила Имира (Аургельмира) – великана, также возникшего из инея вследствие превращения из ядовитых капель рек Эливгар. Имир дал начало живым существам. Карлики-цверги зародились в его теле как черви. Именно цверги изготавливают различные чудесные предметы и эликсиры, которые затем у них силой или хитростью отнимают боги-асы. Под мышками у бога зародились мальчик и девочка, а одна его нога зачала с другой шестиглавого сына. Боги-асы во главе с Одином убили Имира, использовав его останки как материал для сотворения мира, которое произошло следующим образом - тело великана было превращено богами в землю, его кости – в скалы, его череп – в небо (Андланг (беспредельное), Видблаин (широкосинее), его кровь – в море, волосы – в деревья, мозг – в облака (таким образом, все части мира – это куски тела Имира, а сам он олицетворение целостности мира). Впрочем, акт творения мира богами не вполне самостоятелен: они не создают, а лишь поднимают землю со дна моря, а светилам лишь указывают их места на небосводе (по одной из версий, звезды – это искры, вырвавшиеся из Мусспелльхейма и прикрепленные к небосводу).

Из ресниц (век) Игмира был выстроен Мидгард – средняя, населенная людьми часть мирового пространства на земле (первыми людьми были Аск и Эмбля (ясень и ива), давшие начало роду человеческому; боги нашли их на берегу моря в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишенных судьбы», и оживили их (доделали как людей; т.о., люди – незавершенные существа, которых приходиться «доделывать» богам). Мидгард – освоенная часть земли, в противоположность холодному и пустынному Утгарду – это окраина, внешний, пограничный мир. Также существует Ётунхейм - пустынная страна великанов ётунов на краю земли. Так же, как центр мира – источник всего благого, так же окраина мира - это местонахождение всего злого, страшного, враждебного людям. Вокруг земли находиться океан, в котором живет змей Мидгарда, мировой змей – Ёрмунганд, столь огромный, что опоясывает весь мир и кусает себя за хвост (символ бесконечности). Север демонизирован, там находится царство мертвых – Хель, или Нифльхель (у врат его течет река Гьёлль, через которую ведет мост; правит Хель свирепая хозяйка, наполовину синяя, наполовину цвета мяса, обитающая в палатах Мокрая морось): на северном краю неба сидит великан Хресвельг (“Пожиратель Трупов”), который взмахами своих орлиных крыльев нагоняет ветер. В середине мира (и одновременно над ним) находится жилище богов – Асгард (выстроенный Локи, или же благодаря ему оставшийся неоплаченным богами). В середине же мира находится и гигантский ясень Иггдрасиль, ветви которого расстилаются над всем миром. От него зависит благополучие всего мира, у его подножия находиться главное святилище богов. Четыре цверга – Аустри, Вестри, Нордри и Судри поддерживают по углам небо или Мировое дерево Иггдрасиль, который связывает землю и Асгард, где живут боги и где помещается Вальхалла – мир для павших воинов, избранных. Землю и небо, или мир богов и людей, соединяет также радужный мост Биврёст. Иггдрасиль является структурной основой мира, на вершине его сидит мудрый орел. Корни Иггдрасиля гложут дракон Нидхёгг и змеи. Олень Эйктюмир и коза Хейдрунн, стоя на крыше Вальхаллы, едят его листья. Три корня Иггдрасиля простираются в царство мертвых Хель (или в царство мрака Нифльхейм), к людям в Мидгард и к богам-асам в Асгард. У корней Иггдрасиля источники Урд (судьбы), источник Мимира и Хваргельмир («кипящий котел»). Подле Урда, у корней Иггдрасиля живут три норны – богини судьбы (Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»), определяющие ее при рождении каждого человека, вырезая руны или плетя нить судьбы. Норны поливают влагой из источника дерево; также его питает медвяный источник Мимира, и весь Иггдрасиль покрыт медвяной влагой. Вальхалла (Валгалла), «чертог убитых», находящееся на небе и принадлежащее Одину жилище эйнхериев – павших в бою храбрых воинов, которые там пируют, пьют неиссякающее медовое молоко козы Хейдрунн и едят неиссякающее мясо вепря Сэхримнира. Вместо огня Вальхалла освещается блестящими мечами. Павшие на поле брани уносятся в Вальхаллу валькириями («выбирающими убитых») - воинственными девами, которые подчинены Одину и участвуют в решении судеб участников битв – распределяя победы и смерти в битвах (во время битв валькирии ткут ткань из человеческих кишок на станке, в котором перекладины – окровавленные копья, грузила – черепа, колки – окровавленные стрелы, а подрубают ткань они мечами). Павших валькирии уносят в Вальхаллу и там прислуживают им, поднося питье и яства.

Основная группа богов - асы, возглавляемая Одином (отцом большинства асов). Кроме того, существовали ваны (боги плодородия), ётуны (великаны), цверги (карлики) и низшие женские божества – дисы, норны, валькирии. Асов 12: Один (олицетворяет власть, мудрость, магию, покровительствует воинам), Тор (небесный бог-громовник, защитник богов и людей; оружием его является волшебный молот Мьёлльнир, возвращающийся как бумеранг), Ньерд, Тюр, Браги, Хеймдалль (страж богов и мирового дерева), Хед, Видар, Вали, Улль, Форсети, Локи (плут и пакостник, отец хтонических чудовищ, посредник между богами и ётунами), а также сыновья Одина Бальдр и Фрейр (символ мира и плодородия), сыновья Тора Магни и Моди, а также Хенир. Боги не бессмертны, они вынуждены бороться со старухой Элли (олицетворением старости), но противостоят смерти благодаря употреблению золотых яблок (материализовавшегося времени) Идунн (“Обновляющей”) и священного меда (меда поезии), который дарует мудрость и поэтическое вдохновение, и, вероятно, могущий обладать омолаживающим действием (боги совершили ритуальное смешение слюны в чаше, а затем сделали из него мудрого человечка Квасира. Цверги убили Квасира, и из его крови, смешанной с пчелиным медом, создали мед поезии, добытый затем Одином (возможно, этот мед возникает в источнике Мимира). Мимир – таинственный хозяин источника мудрости (он пьет из него из рога Гьяллахорн), находящегося у корней мирового дерева Иггдрасиль: позволив Одину испить из источника мудрости, Мимир похитил у Одина глаз, опустив его в источник. Один отрезал голову Мимира и советовался с ней (в частности, перед великой последней битва Рагнарёк).

Рагнарек («судьба (гибель) богов» – гибель богов и всего мира, следующая за последней битвой богов и хтонических чудовищ., предвестием которой является гибель Бальдра (первая смерть богов), за которой следуют нарушение родовых норм, кровавые распри, моральный хаос. То ли предшествует, то ли последует битве трехгодичная «великанская зима», на свободу вырываются хтонические чудовища – волк Фенрир, змей Ёрмунганд, их отец Локи. Волк Фенрир похищает (глотает) солнце, другой волк – месяц, или же солнце темнеет, звезды осыпаются с расколовшегося неба, происходят землетрясения, все деревья валятся наземь, дрожит и гудит мировой ясень Иггдрасиль, вода заливает землю или земля погружается в море из-за того, что заворочался Ёрмунганд, после чего следует нестерпимый жар – так как до небес взовьется огонь, пожирая все. Из Хель приплывает корабль мертвых Нагльфар, наполненный восставшими мертвецами, которым управляет Локи или великан Хрюм. Страж богов Хеймдалль затрубит в рог Гьяллахорн, будит богов-асов во главе с Одином (тот советуется с Мимиром) и его дружину эйнхериев на битву, происходящую на поле Вигрид. Боги и великаны уничтожат друг друга, обитатель Муспелльхейма огненный великан Сурт сжигает огнем весь мир, при этом погибают все люди. Но вскоре жизни суждено возродиться: земля поднимется из моря, снова зеленая, орел полетит над ней ловить рыбу, незасеянные поля покроются всходами, асы снова встретятся: из Хеля возвратится Бальдр и примирится со своим убийцей Хедом. Укрывшись в роще Ходдмимир, выживут и два человека – Лив и Ливтрасир, которые дадут начало человеческому роду; таким образом, существование мира и время оказываются цикличными.

Доминирование в Месоамерике различных этносов (тольтеков, майя, ацтеков) привело к большому разнообразию верований. Этим объяснялось различие религиозных форм. Верховный бог тольтеков Тонакатекули ("владыка нашего существования"; его эпитетом был Тлоке-Науаке - "тот, кто содержит все в себе" - верховный творческий дух) с супругой создали четырех сыновей: красного Тескатлипоку, черного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уцилипочтли, ассоциировавшихся с четырьмя сторонами света. Тескатлипока ("дымящееся зеркало") - бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты "враг", "капризный владыка", "сеятель разногласий". В разных ипостасях он символизирует жертвенный нож, кровь жертвы, он - бог холода, льда и наказаний, покровитель банкетов (он первым из богов прибывает на праздники). Ночами он шествует по улицам, разыскивая преступников. Изображался ягуароликим (пятнистый мех уподоблялся звездному небу, поэтому Тескатлипока - божество ночного неба), с зеркалом, от которого отходит завиток дыма: в нем он видел все, что происходит на свете, сокрытое и тайное. Тескатлипока - то благодетельное, то зловредное божество, бог -творец мира и его разрушитель, глаз, видящий все в ночи, судья и мститель за все злое, всезнающий и вездесущий, беспощадный, полный неожиданностей: он мог дать счастливую жизнь и благополучие, но часто обижался и жестоко поступал с обидчиками. Его эпитеты - "тот, кто распоряжается по своему усмотрению", "тот, рабами которого мы все являемся". Порой изображался в виде тела без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву. Ацтеки, почитая Тескатлипоку, каждый год избирали его имперсонатора (заменителя личности) - красивого юношу, не имевшего физических недостатков; с ним обращались, как с божеством, удовлетворяя любые его желания, а по прошествии года торжественно приносили в жертву. Он то сотоварищ, то противник братьев - Кецалькоатля и Уцилипочтли, которые принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, причем «прежде чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал». Из богини сделали землю, из ее волос – деревья, цветы и травы, из глаз – колодцы, источники, пещеры, из рта – реки и большие пещеры, из носа – долины гор, из плеч – гор. Затем были созданы огонь и половина солнца. Кецалькоатль и Уцилипочтли по поручению богов создали человеческую пару, поручив мужчине пахать, а женщине – прясть и ткать. Затем они сотворили дни и разделили их по месяцам. Земледельческая цивилизация майя поклонялась природным явлениям, способствующим земледелию, прежде всего, богу дождя – Чаку, Чак-Моолу. Ему приносились кровавые жертвы (в статуях Чак-Моола, изображавшегося в полулежачем положении, делалось четырехугольное углубление, куда наливалась жертвенная кровь), а в случае засухи выбирали «невесту Чак-Моола» и бросали ее в священный колодец – сенот. В жертву приносилась проигравшая команда в ритуальной игре в мяч, напоминающей современный баскетбол. Шиутекутли - бог огня

Долгое время майя обожествляли Солнце, Луну, дождь, молнию, ветер, горы, леса, реки, водопады и т. д. Постепенно сложился пантеон богов, который соответствовал космологическим представлениям майя. Согласно мифам майя, вселенная состояла из 13 небесных и 9 подземных миров. Имена обитавших в них божеств точно неизвестны. Боги — повелители небес (Ошлахун-Ти-Ку) постоянно враждовали с владыками подземного мира (Болон Ти-Ку). Между небом и подземным миром располагалась плоская поверхность прямоугольной земли. Когда люди умирали, их души уходили в один из высших или низших миров. Души воинов, погибших на поле битвы или от жертвенного ножа, и души женщин, которые умерли при родах, направлялись прямо на небо, в рай бога Солнца. А души утонувших и умерших от болезней, связанных с водой и молнией, шли в рай бога дождя. Однако для большинства умерших людей последним пристанищем служил подземный мир — холодное и тёмное царство, где бродили до момента своей окончательной гибели их души. Майя из равнинных районов страны считали, что вход в преисподнюю — это особое отверстие в земле в горах Гватемалы. Оттуда бьёт ужасный фонтан крови и сгнивших тел. По представлениям майя, во время своего путешествия по низшим мирам душа человека подвергалась страшным испытаниям. Она должна была пересечь реку — своеобразный Стикс. Для этого на похоронах приносилась в жертву собака — поводырь, помогающий преодолеть эту водную преграду. Впереди ждали и другие испытания: пять Домов преисподней, грозившие смертельной опасностью. В Доме Мрака царила вечная тьма, в Доме Холода стоял невыносимый холод, в Доме Ягуара грозные хищники готовы были растерзать любого пришельца и т. д. В центре вселенной, по представлениям майя, стояло Мировое Древо, пронизывающее все слои небес, а рядом по сторонам света находились ещё четыре древа: чёрное (на западе), белое (на севере), красное (на востоке) и жёлтое (на юге). На этих деревьях располагались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба). Эти боги также соотносились со сторонами света и различались по цвету. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые — не севере и т. д. Три божества одного цвета правили годом; соответственно стороне света годы считались счастливыми и несчастливыми.

Творцом мира майя считали бога Унаба, или Хунаба Ку. В священной книге «Пополь-Вух» говорится, что Унаба сотворил человечество из кукурузы. Согласно «Пополь-Вух», в процессе превращения кукурузы в человека большую роль сыграл не только Творец — Великий Отец (Кукумай), но и Создательница — Великая Мать (Тепеу). Из кукурузного теста были созданы четыре первых человека — «первые праотцы» и «первые отцы» Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам. «И были созданы для них женщины. Ещё раз божество осуществило своё намерение. И они появились во время сна (первых людей). Поистине прекрасными были женщины... Они зачали людей малых племён и больших племён, и они были началом нас самих». Согласно более поздним верованиям майя с Юкатана, восходящим к глубокой древности, мир создавался четырежды и три раза разрушался всемирным потопом. Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку ещё не было создано Солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом. Последовавший затем мир был населён преступниками, которых смыл новый потоп. Третий мир оказался заселённым самими майя, однако также был смыт потопом. Четвёртый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших племён. К сожалению, им уготована та же судьба: неизбежен четвёртый всемирный потоп.

Древние майя делили богов на доброжелательных и злонамеренных. Первые «дарят» дождь, обеспечивают урожай кукурузы, способствуют изобилию. Вторые заняты в основном разрушительной работой. От них исходят засухи, ураганы, войны. Видимо, к числу и тех и других можно отнести четырёх богатырей, братьев-бакабов, которым Творец после создания мира поручил встать в четырёх углах вселенной и поддерживать небо. Пока держали — делали благое дело, но, когда начался потоп, испугавшись, братья бежали.

Среди небесных божеств главным в пантеоне майя был Владыка мира Ицамна — старик с беззубым ртом, орлиным носом и морщинистым лицом. Он считался творцом мира, богом Дня и Ночи, основателем жречества, изобретателем письменности. Большую роль среди майяских божеств играл бог огня. Чаще всего он изображался стариком с огромным разветвлённым носом в виде стилизованного знака огня. Особенно почитался бог кукурузы, имевший облик юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Майя поклонялись богу дождя Чаку, богу Солнца Кинич-Ахау, а также богу долин, богу оленей, богу охотников, богам-ягуарам и многим другим.

Среди многочисленных женских божеств особенно почиталась «красная богиня» Иш-Чебель-Йаш. Её часто изображали с лапами хищного зверя и змеёй вместо головного убора. Другая весьма почитаемая богиня — Иш-Чель (Радуга) — считалась супругой Ицамны. Иш-Чель, богиня Луны, была покровительницей медицины, деторождения и ткачества. Особый интерес вызывает поклонение богам-ягуарам, возможно, очень древнего, ольмекского происхождения. Эти боги имели отношение к подземному миру, смерти, охоте, воинским культам. «Чёрный» и «красный» ягуары были связаны с богами дождя и сторон света. Ягуар, очевидно, был и родовым божеством правящих династий некоторых городов-государств.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 365. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия