Студопедия — Моя биография 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Моя биография 5 страница






Зороастризм (парсизм) – религия, возникшая на территории Древнего Ирана (Персии – отсюда парсизм) в 7-6 вв. до н.э., по другим предположениям ок. 1500 г. до н. э., представляет собой маздеизм, реформированный пророком Заратуш(с)трой (др. греч. Зороастром). Древние иранцы поклонялись двум группам божеств: ахурам (абстрактным, в большей степени олицетворявшим этические категории – справедливость, порядок) и даэвам (тесно связанным с природой). Наиболее важными персонифицированными этическими категориями стали светлые божества Мазда, воплощавший мудрость, правду, и Митра – договор, согласие, союз. Издревле почитался огонь: и как огонь очага, и как посредник между людьми и богами в жертвоприношении, и как животворящая сила солнца, и как всеочищающее пламя. Ахура-Мазда почитался как Бог-творец, воплощение и носитель блага. Служителями культа были жрецы-маги (магу).

Родоначальник зороастризма пророк Заратуштра, сын Поурушаспы, из рода Спитама, известен прежде всего по Гатам – семнадцати великим гимнам-обращениям к божествам, которые он сочинил. Зороастр верил, что бог поручил ему донести откровение до всего человечества, и он должен был проповедовать простыми словами для обычных людей. Можно предполагать, что Зороастр жил между 1500 и 1200 гг. до н.э. Основная идея зороастризма – зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Таким образом, вырисовывается дуалистическая картина мира, насыщенного противостоянием между благими божественными ахурами и демонами-дэвами (дивами). Олицетворением положительного начала вселенной является Бог-творец, мудрый и справедливый Ахура-Мазда (др. греч. Ормузд) возглавляющий “семь святых” (Амэша-Спэнта), из которых наиболее почитаемы Митра-Солнце и Анахита-Ардвисура (богиня плодородия), а отрицательного – Анхра-Манью (др. греч. Ариман). Оба они сыновья “Бесконечного времени” – бога Эрвана. Их борьба изначальна, бескомпромисcна, и каждый человек должен занять свою личную позицию в ней, выбрать порядок -“арта”, добро, труд, правду, свет, чистоту, воду, огонь – или ложь-“друг”, тьму, зло, хаос, разрушение. Заратуштра обещает посмертное блаженство сторонникам Ахура-Мазды, осуждение на страшном суде и всяческие муки его противникам.

Пророк Заратуштра Зороастр упоминает о себе в Гатах как о заотаре, то есть полностью правомочном священнослужителе. Он – единственный основатель религии, который был одновременно и священнослужителем, и пророком. Он сам называет себя также мантран – «сочинителем мантр». Мантра – вдохновенное экстатическое изречение, заклинание. В дальнейшем он изображает себя как ваэдэмна (букв. «тот, кто знает») – «посвященный, обладающий вдохновленной божеством мудростью». Многие годы провел он, скитаясь в поисках истины, был свидетелем насилий, военных действий поклонников даэва, которые нападали на мирные общины с целью грабежа, убийства и угона скота. Сознавая себя бессильным, Зороастр преисполнился страстного стремления к справедливости, к тому, чтобы нравственный закон божеств-ахур был установлен одинаково и для сильных, и для слабых, так, чтобы восторжествовал покой и порядок и все могли бы вести добрую и мирную жизнь.

Однажды Зороастр отправился на рассвете к реке за водой для приготовления хаомы. Он вошел в реку и постарался взять воду из середины потока. Когда он возвратился на берег (в этот момент он сам пребывал в состоянии ритуальной чистоты), перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. На берегу он узрел сияющее существо, которое открылось ему как Воху-Мана, то есть «Благой помысел». Оно привело Зороастра к Ахура-Мазде и пяти другим, излучающим свет персонам, в присутствии которых пророк «не увидел собственной тени на земле из-за яркого свечения». Тогда же от этих семи божеств Зороастр и получил свое откровение. Так впервые Зороастр увидел Ахура-Мазду воочию. Потом еще не раз он чувствовал его присутствие или же слышал слова Ахура-Мазды, призывающие пророка на служение, которым Зороастр с готовностью повиновался. «Пока у меня есть силы и возможности, я буду учить людей стремиться к истине-аша (арта)». Зороастр поклонялся Ахура-Мазде как владыке аша (порядка, праведности и справедливости). Однако Зороастр пошел дальше и, резко порывая с принятыми верованиями, провозгласил Ахура-Мазду единственным несотворенным богом, существующим вечно, Творцом всего благого, включая и всех других добрых и благих божеств.

У Зороастра и возникла мысль приписать такое же происхождение от одного-единственного и божественному миру и считать, что вначале существовало лишь одно божество – Ахура-Мазда, всезнающий и премудрый, праведный и добрый, от которого произошли все остальные благие божества. Суровая действительность убедила пророка в том, что мудрость, праведность и доброта по своей природе отличны от порочности и жестокости; и вот в одном из видений ему предстал сосуществующий с Ахура-Маздой его противник – Анг(х)ра-Маинйу (Ангра-Манью) («Злой Дух»), который тоже изначален, но несведущ и полностью зловреден. Эти две основные противоположности бытия узрел Зороастр в их изначальном столкновении: «Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии – они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет, в конце концов, тех, кто следует пути лжи (друг), - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра (аша), ждет самое лучшее (из древнеиранских словосочетаний «худшее бытие» и «лучшее житие» впоследствии возникли персидские обозначения соответственно «ада» (дузах) и «рая» (бехешт). И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой – дух святейший, облаченный в крепчайший камень (то есть небесная твердь (определение «облаченное в камень» может пониматься и как относящееся к истине, прочной и неизменной, как камень), выбрал праведность, и пусть (это знают все), кто будет постоянно ублаготворять Ахура-Мазда праведными делами».

Т. о., две первичные сущности, обе добровольно (хотя и в соответствии, очевидно, с их собственной природой), выбрали: одна – добро, а другая – зло. Этот акт и служит прообразом аналогичного выбора, который должен сделать человек в своей жизни. Именно этот выбор привел присущий двум духам антагонизм к активному противоборству, которое выразилось, по решению, принятому Ахура-Маздой, в борьбе «творения» и «антитворения», или, как сказал пророк, к созданию «бытия» и «небытия» (то есть смерти), ибо Ахура-Мазда в своем всеведении уже знал, что раз уж он стал творцом и создал мир, то Злой дух должен напасть на него, ибо этот мир – благ, и он станет ареной борьбы двух сил. В конце концов, Ахура-Мазда выиграет великую борьбу и сможет уничтожить зло и достичь того, чтобы мир стал целиком благим навсегда.

Зороастр полагал, что Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маинйу) шесть более низких божеств, тех самых «излучающих свет существ», которых Зороастр увидел в своем первом видении. С Ахура-Маздой они составили семь божеств и вместе с ним создали те семь творений, которые образовали мир. Эти шесть великих божеств, в свою очередь, вызвали к жизни другие благие божества, которые были добрыми богами, почитавшимися в древнеиранском пантеоне (Митра, Апам-Напат, Сраоша, Аша и Гэуш-Урван). Все эти божества прямо или косвенно являются эманациями самого Ахура-Мазды и, будучи под его началом, в соответствии со своим назначением стремятся способствовать творению добра и уничтожению зла. В зороастризме они именуются язата (букв. – «достойный поклонения») или Амэша-Спэнта (букв. «Бессмертный Святой»). Для Зороастра древние даэва были злыми и по своей природе, и по содеянному выбору между добром и злом, то есть подобными самому Ангра-Маинйу – лживыми богами, которым нельзя поклоняться, потому что они вызывают распри между людьми, соблазняя их на кровопролитные жертвоприношения и губительные войны.

Одним из самых важных в откровении Зороастра является ключевое слово спэнта, используемое по отношению к Ахура-Мазде и прилагаемое ко всем его творениям. Оно означало, по-видимому, «обладающий силой», а в отношении благих божеств – «обладающий силой помочь», откуда, следовательно, «содействующий, поддерживающий, приносящий пользу». Хотя название Амэша-Спэнта («Бессмертные Святые») может применяться к любым божествам творения Ахура-Мазды, оно прилагается главным образом к шести великим существам первого видения пророка, а остальные, меньшие божества, именуются просто – язата. Шесть Бессмертных Святых воплощают качества или атрибуты самого Ахура-Мазды и могут, со своей стороны (если правильно их просить и почитать), наделить ими людей. Для каждого человека, в т.ч., и для самого пророка, Бессмертным Святым, указывающим путь к другим, является Воху-Мана («Благой помысел»). Ближайший его союзник – это Аша-Вахишта («Лучшая праведность»), божество, олицетворяющее могучий закон истины-аша. Затем идут Спэнта-Аримаити («Святое благочестие»), воплощающее посвящение тому, что хорошо и праведно, и Хшатра-Ваийра («Желанная власть»), представляющий собой силу, которую каждый человек должен проявлять, стремясь к праведной жизни, а также божественную власть и царство. Заключительная пара – это Хаурватат («Целостность») и Амэратат («Бессмертие»). Они не только укрепляют смертное бытие, но и даруют вечное процветание и вечную жизнь, получаемую праведными людьми в присутствии Ахура-Мазда. Хшатра-Ваийра («Желанная власть») стал владыкой небес из камня, которые защищают своим сводом землю. Расположенная внизу земля принадлежит Спэнта-Армаити («Святому благочестию»). Вода – это творение Хаурватат («Целостности»), а растения относятся к Амэрэтат («Бессмертию»). Воху-Мана («Благой помысел») является повелителем кроткой, милосердной коровы, которая для иранцев-кочевников была символом созидательного добра. Огонь, который пронизывает все остальные творения, а благодаря солнцу управляет сменой времен года, находится под покровительством Аша-Вахишта («Лучей праведности»), то есть «Порядка», распространяющегося по миру и упорядочивающего его. Человек с его разумом и правом выбора больше всего принадлежит Ахура-Мазде.

Человек должен не только опекать шесть меньших творений, но и следить за собственным физическим и нравственным здоровьем, а также заботиться о своих собратьях, потому что каждый из них в отдельности является созданием бога. Зороастр дал последователям особый моральный закон – жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом. Учение о семи Амэша-Спэнта и семи творениях обязывало, таким образом, к всеобщей нравственности и внушало верующему глубокое чувство ответственности за окружающий мир. Человек – глава творений, но его объединяет с остальными шестью общее назначение, потому что все благие творения стремятся к одной цели: человек – сознательно, а прочие – по природному влечению, ведь все они созданы для одного – окончательной победы над злом.

Другой аспект отношений между осязаемым и нематериальным заключается в том, что Ахура-Мазда совершил акт творения в два этапа. Сначала он создал все свободным от телесных оболочек, то есть в «духовном, нематериальном» виде. Затем он придал всему «материальный» вид. Материальное бытие было лучше, чем предшествующее нематериальное, потому что совершенные творения Ахура-Мазды получили в нем благо в форме чего-то цельного и ощутимого. Два эти этапа вместе составляют акт творения Бундахишн («Сотворение основы»). Тогда, когда творение стало материальным, началось сражение со злом, потому что, в отличие от нематериального бытия, материальное творение оказалось уязвимым для сил зла. На него сразу же набросился Злой Дух (Ангра-Маинйу). Согласно мифу, Ангра-Маинйу яростно ворвался в мир и погубил его совершенство. Он вынырнул из воды, сделав большую ее часть соленой, и ринулся к земле, и там, куда он проник, образовались пустыни. Затем Злой Дух иссушил растение, убил единотворного быка и первого человека. В конце концов, он напал на седьмое творение, на огонь, и испортил его дымом и, таким образом, нанес материальный вред всем благим творениям. Тогда божественные существа объединились. Амэрэтат («Бессмертие») взяло растение и истолкло его (так, как толкут хаому для богослужения (хаома (сома) – растение и приготовлявшийся из него галлюциногенный напиток, считавшийся священным), а прах рассыпало по миру с тучами и дождем, чтобы вырастить повсюду больше растений. Семя быка и человека, очищенное Луной и Солнцем, породило еще больше скота и людей. Так в зороастрийской версии древнего мифа благотворное жертвоприношение было приписано злодейству Ангра-Маинйу, потому что это он принес порчу и смерть в совершенный и неизменный мир, созданный Ахура-Маздой. Но Бессмертные Святые, обладая святой силой, сумели обратить его злодеяния на пользу мира – и к этому же должны постоянно прилагать усилия все благие творения. «Творение» – первый из трех периодов, или эр, на который делится история мира. Нападение Ангра-Маинйу ознаменовало начало второй эры – «Смешения», на протяжении которой этот мир больше не является полностью хорошим, но представляет смесь добра и зла. Когда цикл жизни был пущен в ход, Ангра-Маинйу продолжил свои нападения на мир вместе с демонами-даэва и другими силами зла и тьмы, которые он сотворил, чтобы противиться благим божествам. Они не только причиняли материальный ущерб всему миру, но и вызывали все нравственные пороки и духовное зло, от которых страдают люди. Для того чтобы противостоять их нападкам, человек должен почитать Ахура-Мазду и шесть Амэша-Спэнта и настолько полно принять их всем своим сердцем, чтобы не осталось в нем больше места для пороков и слабостей. По новому откровению, полученному Зороастром, человечество имеет с благими божествами общее предназначение – постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде. Замечательный миг, когда это свершится, называется Фрашокэрэти (Фрашегирд), что, вероятно, означает «Чудоделание, чудотворчество». На этом вторая эра закончится, так как начнется третья – «Разделение». Тогда добро будет снова отделено от зла, а поскольку последнее будет окончательно уничтожено, то «Разделение» продлится вечно, и все это время Ахура-Мазда, благие божества-язата, мужчины и женщины будут жить вместе в полном спокойствии и мире.

Обосновав, таким образом, не только начало, но и конец человеческой истории, Зороастр полностью порвал с предшествующими представлениями, согласно которым жизнь, однажды начавшись, продолжалась бы до тех пор, пока люди и боги выполняют свои обязанности. Старая идея сотрудничества божеств и молящихся, необходимая для поддержания в мире порядка в соответствии с истиной-аша, в учении Зороастра сохраняется. Но он придал этому сотрудничеству новое назначение, видя в нем не только средство сохранения мира таким, каков он есть, но, открыв, что оно имеет своей конечной целью восстановление идеала. Это открытие придавало человеку новое достоинство, так как получалось, что он создан быть союзником бога и трудиться вместе с ним для достижения победы над злом, победы, которой страстно желают оба – и бог, и человек. Учение о трех эрах – Творении, Смешении и Разделении – делает историю в определенном смысле циклической, так как материальный мир восстанавливается во время третьей эры в том же совершенстве, которым он обладал во время первой. А пока все печали и трудности в настоящую эру Смешения – часть битв против Злого Духа. Зороастр, таким образом, не только указал благородное назначение человечества, но и разумно объяснил те страдания, которые переносит человек в своей жизни, видя в них бедствия, происходящие от Злого Духа, а не зависящие от воли всемогущего Творца страдания его тварей.

Главное бедствие человечества – смерть. Она вынуждает души людей в течение эры «Смешения» покидать материальный мир (гетиг) и возвращаться на некоторое время в несовершенное нематериальное (меног) состояние. Зороастр считал, что каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершала в течение жизни. Он учил, что и женщины, и мужчины, слуги и хозяева, могут мечтать о рае, а преграда времен язычества – «Мост-Разлучитель» – стала в его откровении местом судебного разбирательства, где приговор каждой душе зависит не от многих и щедрых жертвоприношений во время прошлой жизни, а от ее нравственных достижений. Этот суд возглавляет Митра, по обеим сторонам которого восседают Сраоша и Рашну, держащий весы правосудия. На этих весах взвешиваются мысли, слова и дела каждой души: добрые – на одной чаше весов, дурные – на другой. Если добрых дел и мыслей больше, то душа считается достойной рая. Тогда, ведомая прекрасной девушкой, олицетворением собственной совести каждого (называемой даэна – букв. «вера», собственно «правильная вера»), она пересекает широкий мост и устремляется вверх. Если же весы склонятся в сторону зла, то мост сужается и становится, словно лезвие клинка, а отвратительная ведьма, встречая душу, пересекающую мост, хватает ее и тянет вниз, в ад – в «жилище Дурного помысла», где грешник переживает «долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов». Представление об аде как о месте мучений, над которым надзирает Ангра-Маинйу, принадлежит, по-видимому, самому Зороастру. Оно сформировалось под влиянием его глубокой внутренней уверенности в необходимости справедливости. Те немногие души, «дурные (дела) которых уравновешиваются», отправляются в «Место смешанных» (Мисван-гату), где, как и в старом подземном царстве мертвых, ведут мрачное существование, лишенное и радости, и печали. Однако даже душам в раю в течение всей эры «Смешения» не суждено полного блаженства, потому что счастье наступит лишь во время «Чудоделания» (Фрашегирд). В языческие времена иранцы, очевидно, считали, что всякая блаженная душа, достигнув рая, соединяется со своим воскресшим телом, чтобы снова вести счастливую жизнь, полную чувственных ощущений. Зороастр учил, что души праведных должны ожидать этого высшего блаженства до момента Фрашегирд, когда они получат «будущее тело», а земля отдаст кости всех умерших. За всеобщим воскресением последует Последний Суд, когда праведные будут отделены от грешных, как от тех, которые дожили до этого времени, так и от уже осужденных ранее. Тут Аирйиман, божество дружбы и исцеления, вместе с богом огня Атар расплавит весь металл в горах, и он потечет на землю раскаленной рекой. Все люди должны пройти сквозь эту реку, и «для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что они во плоти идут через расплавленный металл». Во время последнего испытания все грешники переживут вторую смерть и исчезнут навсегда с лица земли. Демоны-даэва и силы тьмы будут уничтожены в последнем великом сражении с божествами-язата. Река расплавленного металла потечет вниз, в ад, убьет Ангра-Маинйу и сожжет последние остатки зла в мире. Тогда Ахура-Мазда и шесть Амеша-Спэнта торжественно совершат последнее духовное богослужение-ясна и принесут последнее жертвоприношение (после которого смерти вообще больше не будет). Они приготовят мистический напиток – «белую хаому», который дает всем блаженным воскресшим, кто вкусит его, бессмертие. Тогда люди станут такими же, как сами Бессмертные Святые – едиными в мыслях, словах и делах, нестареющими, не знающими болезней и тления, вечно радующимися в царстве бога на земле, потому что, согласно Зороастру, именно здесь, в этом знакомом и любимом мире, и будет вечное блаженство, а не в отдаленном и иллюзорном раю.

Зороастризм - религия природы, в которой божество одновременно является и субстанцией, и субъектом. Божество, прежде всего - это мировая сила, радостный свет, освещающий и раскрывающий все и поддерживающий всякую жизнь и всякое развитие. С другой стороны, это божество есть и субъект, действующий и желающий, оно есть мировая цель, оно есть добро. Зороастризм - натуралистическая религия, обожествляющая благодетельные для человека силы природы. Но она не замыкается в чистом натурализме, а переходит от него к этическому учению, составляющему ее существенное содержание. Происходит объединение божественного и человеческого в зороастризме, объединение космического и этического начал. Мировая божественная сила добра и света борется с враждебной ей космической силой зла и мрака, и она должна ее победить. Два противоположных начала бытия являются двумя первоначальными силами, которые всегда диаметрально противоположны, но которые всегда вместе проявляются во всем сущем. Зороастр стал первым, кто учил о суде над каждым человеком, о рае и аде (ад описывается не как место жестоких мучений, а как "самая худшая жизнь", а рай представляется как "наилучшее расположение духа"), о грядущем воскресении тел, о всеобщем Последнем Суде и о вечной жизни воссоединившихся души и тела. Эти наставления впоследствии стали известны религиям человечества, они были заимствованы иудаизмом, христианством и исламом. Однако только в самом зороастризме они имеют между собой полную логическую связь, потому что Зороастр настаивал и на исконной благости материального мироздания и, соответственно, плотского тела, и на непоколебимой беспристрастности божественной справедливости. По Зороастру, спасение каждого человека зависит от совокупности его мыслей, слов и дел, в которые вмешиваться и изменять, из сострадания или же по своей прихоти, не может ни одно божество. В таком учении вера в День суда полностью получает свой ужасный смысл, ведь каждый человек должен держать ответ за свою судьбу собственной души и разделять общую для всех ответственность за судьбы мира. Проповедь Зороастра была и благородной и требующей усилий от каждого человека, она призывала тех, кто принимал ее, к решимости и отваге. Проповедь Заратуштры обращалась к личности и предполагала свободную волю и выбор человеком места в предельно остром противостоянии добра и зла, когда поступки человека определяли его судьбу и в загробном, и в этом мире. Добром считались в первую очередь производительный труд (особенно земледельческий), благотворительность, рождение и воспитание потомства. Гегель утверждал, что зороастризм есть «религия света и добра. Свет здесь выступает в его противоположности ко тьме и добро в его противоположности ко злу», «религия природы», натуралистическая религия, обожествлявшую благодетельные для человека силы природы, призывающая содействовать всякой жизни и всякому развитию, сажать растения, разводить домашний скот, заботиться об орошении земли, но при этом не замыкавшуюся в натурализме, а переходящую к этическому учению, составляющему ее существенное содержание.

Священной книгой зороастризма является Авеста (до настоящего времени, как полагают, сохранилась лишь 1/8 первоначального текста). Авеста состояла из 21 части ("наск"), из которых семь излагали происхождение мира и историю человеческого рода, семь перечисляли предписания морали, гражданские законы и религиозные обязанности, еще семь трактовали о медицине и астрономии. Первая книга Авесты носит название "Вендидад" - "Закон против дэвов (демонов)", содержащая три не связанные между собой части: 1) географическая поэма, 2) миф об Ииме, основателе цивилизации; 3) кодекс моральных, гражданских и религиозных предписаний, преимущественно законов очищения. Вторая книга "Ясна", содержит гаты (стихи-гимны Заратуштры), богослужение, заключающее в себе молитвы и описывющее порядок жертвоприношений, состоящая из 72 параграфов. Третья книга Авесты "Висперед" - "Познание всего", представляет собой собрание литургических молитв на все случаи и обращенных "ко всем владыкам" различных областей бытия. В частности, виспереды дают характеристику справедливого человека, молитву к Ахура-Мазде справедливому, знающему будущее. В Ясне и Вендидаде сохранились Яшты - литургические (богослужебные) тексты, содержащие исповедание веры, описания религиозных церемоний, мифы и легенды, гигиенические предписания, проклятия с указанием позы, которую должен принять проклинающий, жесты, которыми удаляют (изгоняют) демонов и формулу раскаяния ("Царь Ахура-Мазда, я раскаиваюсь во всех моих грехах, я от них отрекаюсь. Я отрекаюсь от всякой дурной мысли, от всякого дурного слова, от всякого дурного действия. Я отрекаюсь от того, что я мыслил или говорил или делал дурного или пытался делать или начинал делать. Относительно этих грехов мысли, слова и действия помилуй, боже, тело и мою душу в этом мире и будущем". Части Авесты, составленные после Заратустры, получили название "младшей Авесты".

Первым человеком был Иима, который представлялся как создатель социального порядка, как основатель цивилизации, как родоначальник наук и искусств и как первый строитель. Он - зачинатель материальной культуры, который научил изготавливать орудия труда и оружие, ткань, делать мельницы, строить здания, мосты, суда и другие сооружения, первый научил врачебному искусству. Он, выполняя веление Ахура-Мазды увеличивать и умножать созданный им материальный мир добра, растил людей, собак, птиц, крупный и мелкий скот, и разводил красные пылающие огни на земле. Когда существа размножились так, что земля стала для них тесной, Иима пустил в землю золотую стрелу в землю и ударил по земле украшенным золотом бичом, попросив, чтобы земля раздвинулась, после чего та увеличилась на треть. Впоследствии Иима еще дважды прибегал к этому средству, увеличивая жизненное пространство. Ахура-Мазда предупредил Ииму о приближении суровых морозов, которые могут уничтожить все живое. По Велению Ахурамазды Иима выстроил закрытое помещение с окном и дверью, чтобы сохранить семена всех видов животных и растений. Были взяты только самые лучшие, самые совершенные экземпляры: самые красивые и толстые мужчины и женщины (полнота считалась признаком здоровья и хорошего питания; по мнению Заратустры, плохо питающийся, голодный человек более помышляет о насыщении, нежели о праведной жизни и борьбе со злом), лучшие экземпляры животных, самые красивые и ароматные растения и самые вкусные яства. Не было взято туда все, что имело какой-либо недостаток: горбатые, прокаженные, безумные, т.е. вообще индивиды с какими-либо телесными или душевными пороками, так как все такие недостатки - творение Ангра-Манью. Впрочем, морозы есть следствие грехопадения Иимы, которое заключалось в нарушении запрета употреблять в пищу мясо рогатого скота: это повлекло за собой то, что люди, созданные бессмертными, стали смертными (Люди не употребляли в пищу мяса коров и быков. Крупный рогатый скот в Авесте окружен ореолом святости и высокого почитания. "Душа стада коров" изображается как нечто единое с душой общины, которой принадлежат коровы (первым обитателем земли был бык). Весьма почитаемым животным Авесты является также собака: о собаках говорится много и подробно, даются наставления, как должно с ними обращаться, как их кормить, содержать и заботиться о них. Собака пользуется уважением, за причинение ей ушибов и ранений устанавливаются суровые наказания. Тому, кто бьет собаку, предстоит тяжелая, полная всяческих неприятностей жизнь. Увидев голодную собаку, ее надо накормить. Полугодовалого щенка должна кормить семилетняя девочка; эта обязанность так же почетна, как охрана огня Ахура-Мазды. В отношении собак и покинутых щенят действуют те же обязанности общества, что и в отношении беременных женщин и покинутых детей. Бить собаку, имеющую щенят, запрещается под угрозой суровой кары. Такое отношение к собакам объясняется, вероятно, тем, что по древнеперсидским представлениям, души умерших вселялись в собак). Также почиталась лошадь, так как бог Митра являлся людям в образе жеребца). За грехи появилась на земле ранее не существовавшая зима (пока ее не было, люди не нуждались в домах, но после грехопадения были вынуждены научиться строить). Первый же период истории человечества в мире представлялся идиллической картиной блаженной мирной сельской жизни. Люди занимались земледелием и скотоводством, девственная почва приносила богатый урожай, стояла непрерывная весна, все цвело и благоухало: жизнь людей протекала в радости и счастье. Но злой дух Ангра Манью разрушил счастье людей и идеальность мира, омрачив их счастье морозом и снегом. Второй период представляет собой историю борьбы добра и зла в человечестве.

В ІІІ в. зороастризм становится государственной религией. Везде воздвигались храмы и алтари огня различной степени важности: от наиглавнейшего Аташ-Бахрама (Огня победы) до огня домашнего очага. Громоздкому ритуалу соответствовал сложный комплекс священных текстов – Авеста. Для обрядовой практики характерно почитание 4 элементов Вселенной – воды, огня, земли, воздуха, специфический погребальный обряд: трупы размещаются на нескольких ярусах «башни молчания» – астодана, где их поедают птицы; очищенные от мяса кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Тем самым достигается то, что ни с одной из «чистых» стихий «нечистый» труп не приходит в соприкосновение.

 

Лекция 4. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ, ЭТРУСКОВ И РИМЛЯН.

 

В древнегреческой религии принято выделять догомеровскую религию, основанную на культе Земли, из которой все проистекает и в которую все возвращается (Небо тоже являлось порождением Земли), которая, возможно, имела общие корни с религией Крита, основанной на почитании богини плодородия, Великой Матери, и вообще производительных сил, символом которых являлся бык (стилизованные бычьи рога считались символами царской власти и могущества, устраивались тавромахии – состязания с быком вроде корриды), и умирающего и воскресающего бога (ее супруга?). В классический период возникло иное представление о происхождении мира. Хаос (неупорядоченная материя) – источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги, в т.ч. и Гея – Земля, Тартар – ужасная бездна, полная вековой тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила – все оживляющая Любовь-Эрос, который мыслился всевластной мировой силой (порой считался сыном Эреба и Нюкты, наряду с Эфиром и Метидой (“мыслью”), порой наряду с Хаосом, Геей и Тартаром считался космическим первоначалом). Хаос породил вечный мрак – Эреба, и ночь – Ню(и)кту (последняя родила смерть-Танатоса, сон-Гипноса, справедливую месть Немесиду, раздор-Эриду и Гесперид – силы, скрывающие в себе тайны жизни и смерти, вызывающие дисгармоничность в бытии мира, без которой, однако, немыслима его конечная гармония). От Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир, и День – Гемера. Земля родила Урана-Небо. Титаны (Океан, циклопы, гекатонхейры (сторукие) и проч.) родились от Геи и Урана. Земля породила множество ужасных и огромных чудовищ, и стонала под их тяжестью (по другой версии, сам Уран сбросил этих созданий в тартар, за что Гея организовала против него заговор). Тогда К(Х)ронос оскопил Урана серпом (из его крови, упавшей у Кипра в море и превратившейся в пену, возникла Афродита и три ужасные богини мести Эринии) и стал править миром; боясь утратить власть подобным образом, от своего сына (ибо так предсказал Уран, растворившись в небесной голубизне), Кронос пожирал своих детей, рожденных супругой Реей. Однажды вместо очередного ребенка, Зевса, она подала ему камень, завернутый в пеленки (впоследствии этот камень почитался в Дельфах как центр (Пуп) земли). Вскормленный козой Амалфеей (ее отломанный рог был превращен в рог изобилия, а из шкуры был сделан ничем не пробиваемый щит – эгида) Зевс вырос и одолел отца, распоров ему живот и выпустив своих братьев и сестер – Посейдона, Аида, Геру, Деметру и Гестию (по другой версии, Рея дала Кроносу рвотное снадобье и он сам изверг их из утробы), после чего сбросил в Тартар. Взаимоотношения между богами представлялись по типу родоплеменных отношений Древней Греции. Обиталищем богов, но не всех, считалась гора Олимп: олимпийцами считали Зевса, Геру, Деметру, Аполлона, Артемиду, Афину, Афродиту, Гермеса и Гефеста, а также Ареса (малопочитаемого бога войны). Народные верования привыкли представлять богов пребывающими в определенных стихиях и местностях, в связи с чем разделяло богов на небесных или Олимпийских, земных и подземных. Главным местопребыванием первых считался Олимп, который представлялся то высокою горою в Фессалии, то небесным жилищем богов:







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.026 сек.) русская версия | украинская версия