Моя биография 12 страница
Согласно даосизму, жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метаморфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой «пневме». В даосизме развито учение о достижении бессмертия (заинтересованность китайских императоров в этом вопросе позволила даосизму закрепиться и сформироваться в религию). Лао-цзы утверждал, что тот, кто знает меру, может прожить очень долго, и что для того, кто сумел овладеть жизнью, не существует смерти; его последователи полагали, что для обретения долголетия следует вести размеренный образ жизни, не утруждать себя страстями, чувствами, действиями, знаниями. Бессмертие достигается путем слияния с дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены и т.д. Отшельники-даосы уединялись на лоне природы и стремились слиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и в минимальном варианте долголетия предусматривало «питание духа» и «питание тела». Человек-микрокосм, уподобляемый макрокосму, вселенной, рассматривался даосами как обиталище многочисленных духов, скопление божественных сил, чье присутствие имеет огромное значение для нормального функционирования и сохранения организма. В теле человека активно функционируют 36 тысяч духов, соответствующих 360 дням лунного года, разделенные на 24 группы, каждая из которых руководит той или иной частью или системой организма. Тот, кто желает достичь долголетия или бессмертия, должен постигнуть основные закономерности и связи этих духов с соответствующими частями тела. Если воздействовать на духов в нужном направлении и помешать им покинуть тело, то сила духов внутри тела будет постепенно расти, а вместе с тем будет меняться и субстанция тела.; в конце концов, духи станут преобладающим элементом в человеке, тело его дематериализуется и он став бессмертным, вознесется на небо. Достижение бессмертия требовало от человека мобилизации всей своей воли и выдержки, всех способностей и терпения; следовало с юных лет посвятить себя этой цели, отказаться от обычной жизни с ее горестями и радостями, отрешиться от всех страстей, во всем ограничивать себя и целеустремленно двигаться только к одной великой цели. Человек должен был соблюдать тщательную и строгую диету: нельзя было пить вина, есть мяса, пряностей и даже овощей: грубая, жирная и пряная пища считалась противопоказанной, так как духи внутри тела не выносили запаха крови и прочих резких запахов и могли покинуть тело. Следовало также отказаться от зерна, так как оно более всего укрепляло материальное начало в организме и тем препятствовало его дематериализации. Надо было употреблять специальное питание из фруктов, орехов, некоторых растений с минеральными добавкам, причем очень важным был состав и пропорции ингредиентов. В идеале следовало питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы: если умело собрать слюну языком в определенной последовательности движений, а затем правильно проглотить, то не будешь чувствовать голода, а высшая ступень - это питание воздухом. Важным моментом, обеспечивающим благоприятное "соотношение сил" в организме даосы считали сексуальную практику: в результате правильно налаженных взаимоотношений между мужчиной и женщиной внутренние силы обоих укрепляются, что способствует долголетию и бессмертию. Слияние женского и мужского начал (как персонификаций сил инь и ян), совершенное согласно правилам и рекомендациям, влечет за собой усиление обоих организмов, способствует росту жизненных сил, омоложению и в конечном счете - к бессмертию. Доктрина дао как источника жизни выразилась в культе многодетности, но следовало внимательно следить за благоприятным и отрицательным влиянием небесных и календарных факторов в том, что касалось зачатия ребенка: зачатый в полночь, когда Небо и Земля находятся в мертвой точке, будет калекой, глухим и слепым, зачатый в момент грозы, когда Небо в гневе, будет умственно неполноценным, если во время солнечного или лунного затмения - ребенок утонет или сгорит, и пр. Этой системе телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и злых дел и определяли срок жизни человека, призывали блюсти заповеди, быть добродетельными. Во-вторых, условием долголетия является – соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов –) и дыхательная гимнастика, привлекающая в организм животворящий эфир. Для этого следовало овладеть методом "утробного дыхания": дыхание должно происходить так же легко и незаметно, как дыхание младенца в утробе матери. Следовало не дышать ни ртом, ни носом, чтобы вдох и выдох происходили как бы без активных действий самого человека. Для этого следовало удалиться в тихое и закрытое помещение, лечь, закрыть глаза, заткнуть нос пухом и стараться не дышать как можно дольше, чтобы один вдох приходился на 12 и даже на 120 ударов сердца. Существовали и более простые методики дыхания - жабы, черепахи, аиста (якобы известных своим долголетием), для чего требовалось задать дыханию определенный ритм и принять позу, способствующую достижению нужного ритма. Важной частью усилий, направленных на достижение бессмертия, был комплекс средств нравственных и психических ("питание духа"). Часть духов тела отвечала не за физические функции, а за некие тонкие, деликатные и трудноуловимые функции: болезни, несчастья и добродетели. Об этих духах также следовало заботиться, чтобы на нарушать цельность организма. Тому, кто хочет достигнуть бессмертия низшего, земного типа, следует за свою жизнь совершит не менее 300 добродетельных поступков (высоконравственное поведение, помощь сиротам, благотворительность, бескорыстие и пр.), а бессмертному высшего, небесного типа - не менее 1200; но даже если совершить 1199 добродетельных поступков и один недобродетельный - все усилия окажутся напрасными. Недобродетельные поступки накапливались и реализовывались в виде болезней. "Питание духа" осуществлялось также с помощью созерцания: в благоприятный день следовало удалиться в уединенное место, совершить ряд воскурений и поклонений, которые очищали душу и помыслы, и спокойно сосредоточиться на заранее известных и четко определенных представлениях. Завершающий акт обретения бессмертия, символизирующий слияние дематериализованного организма с дао, требовал наибольшей концентрации всех усилий, воли, возможностей и способностей человека: в результате якобы происходила трансформация телесной оболочки человека в нечто нематериальное. Жизнь в общинах даосов организована таким образом, чтобы каждый мог очиститься, покаяться и, пройдя через серию постов и обрядов, подготовить себя к бессмертию. Всего таких постов и обрядов насчитывается 28. Учение о бессмертии обернулось культом долголетия, а также развитием медицинских знаний. Хотя в медицинской практике упор делался на магическую составляющую, даосы добились значительных успехов в изучении человеческого тела и его функций, выработав главный догмат китайской медицины: лечить не только и не столько заболевший орган или часть тела, сколько затронутый недугом организм в целом. Даосы создали особую систему оздоровительной гимнастики и боевых искусств, выработали оккультное знание "геомантия", которое основывалось на сложной системе взаимодействия между земным рельефом и небесными явлениями, звездами, планетами, знаками зодиака, сторонами света, космическими силами и символами (небо, земля, инь, ян, пять первоэлементов). Все это, вместе взятое, должно было определить, насколько данная местность подходит для поселения, строительства дома, храма, усыпальницы. Это учение именовалось фен-шуй (дословно - «ветры и воды») - даосская практика символического освоения пространства. Цель фэн-шуй - поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека. Фен-шуй построен на взаимодействии всего трех принципов. Первый принцип фен-шуй - это представление об энергии Ци, которая создает и пронизывает все во Вселенной. Вторым принципом фэн-шуй является гармония взаимодополняющих сил Инь и Ян. Третий принцип фэн-шуй - взаимодействие пяти основных элементов или стихий, из которых создана Вселенная и ее составляющие: воды, дерева, огня, металла и земли. Связав законы земной сферы с небесными явлениями, даосы разработали сложную систему взаимовлияний, в которой активнейшее участие принимали вышеперечисленные силы, которые в разных местах и в разное время действовали неодинаково, поэтому для уточнения их поведения и корреляции всех сил необходима была точная ориентация на месте (именно для этого был изобретен компас). Кроме ориентации и числовых соответствий важную роль играли рельеф местности, ее очертания, характерное для нее направление ветров и вод. Фен-шуй - это учение о правильной организации своего жизненного пространства таким образом, чтобы привлечь в дом как можно больше положительной энергии (Шэн Ци) и отразить энергию отрицательную (Ша Ци), это искусство жить в гармонии с окружающим миром и природой, а также использование небесной и земной энергии. Шень-ци в переводе с китайского означает «дыхание довольного дракона». Накопление благоприятной энергии ци является целью «гармонизацией» дома, так как благодаря ей человек сохраняет позитивный настрой, полнее ощущает свою гармонию с окружающим миром. Шень-ци также помогает пережить стресс, сохранить душевное и физическое здоровье в экстремальных и неблагополучных ситуациях. Достаточное количество положительной энергии даёт возможность быстрее и без больших потерь для себя адаптироваться в изменившихся условиях. Человек находит в себе силы продолжать существовать в самых сложных положениях, терпеливо ожидая изменений к лучшему. Классический фэн-шуй не имеет никакого отношения к статуэткам, амулетам, талисманам и прочему. Он работает только с потоками энергии ци и считает, что энергия не понимает того или иного образа и течёт в согласии с законами мироздания. Образная форма, цвет и т. д. для коррекции тех или иных влияний появилась вследствие персонификации используемых в Китае обозначений энергии: земли, металла, воды, дерева и огня. Не бывает двух одинаковых домов, как и двух одинаковых людей, потому что каждая точка пространства планеты Земля имеет свою уникальную характеристику, и каждый человек тоже. Фэн-шуй предполагает существование потоков энергии ци (подобной ветру) через дома, комнаты и участки. В фэн-шуй существует несколько символов движения энергии: восьмёрка «на боку» (бесконечность пространства в математике и физике), символ превращения инь в ян. Китайцы классифицировали движения энергии во времени и в пространстве. Первые измеряют с помощью календаря, а вторые - с помощью компаса. Фэн-шуй придаёт большое значение ориентации на местности, направлению, откуда приходит ци - энергия. Местность может быть благоприятной лишь в том случае, если соотношение сил способствует "дыханию Природы". Если соотношение сил склонялось в пользу злых веяний, то следовало или избрать другую местность, или изменить неблагоприятное соотношение сил, построив высокую башню, прорыв канал, соорудив мост и пр. Направления, части помещения, виды жизнедеятельности, мебель, деревья, человек и другие окружающие объекты классифицируются в соответствии с принятой системой обозначений. Даосами использовалась неперсонифицированная система элементов природы (огонь, металл, вода, дерево, земля). По атрибутам «стихий» определяется гармония или дисгармония в конкретной точке пространства и времени. Все времена года, таким образом, имели свои характеристики. Так как энергия пронизывает всё - человека, природу и вещи, - то можно только определять её присутствие в конкретном месте или человеке. Она не зависит от человека и времени - поэтому и называется Небесной Судьбой (небесным счастьем). Земная энергия меняется, как меняется сама Земля. Она может создавать гармоничные или негармоничные структуры во времени и пространстве. Так как энергия в принципе нематериальна, то не пустить «вредоносное ци» в дом нельзя. Но, меняя места активной жизнедеятельности, можно располагать определённым образом двери, мебель и прочие необходимые предметы - так, чтобы они не попадали в негармоничный поток. Одно из известных правил коррекции негативного фэн-шуй - отсутствие активности; если нет активности, то не на что влиять. Изменить земное не-счастье - временный энергетический дисбаланс - на месте можно только положительной энергетикой: в большинстве случаев - самого человека, который там живёт, если у него хватает её для изменения своего окружения. В противном случае человек ищет благотворную энергетику в других местах - в духовных (в молитве, например) и/или физических практиках (акупрессура и акупунктура). Наконец, можно использовать энергию людей, имеющих её в достаточном количестве. Таким образом появляются «амулеты» - как попытка персонифицировать энергию в виде вещественных предметов. У разных народов такие предметы сформировались с учётом существующих особенностей страны и культуры: это могут быть иконы, нательные крестики, статуэтки Будды, чётки и т. п. За счёт воздействия на них и через них люди пытаются принести часть благотворной энергии в свой дом. Даосская философия отводит фэн-шуй одно из важных мест в формировании судьбы: 1) Небесное счастье - то, что человек (или место) получает при рождении; 2) Человеческое счастье - сознательные действия человека (заслуги человека, стиль мышления, образование и качества характера человека, поступки); 3)Земное счастье - земные энергопотоки, которые воздействуют на события, здоровье, отношения и пр. во времени и пространстве. Творя человеческую судьбу (человеческое счастье), в фэн-шуй рекомендуется не создавать мест застоя ци, таковыми считаются нефункциональные углы, длинные проходы, неэстетичная мебель. Со временем превратившийся в религию даосизм включил в себя древние мифы, культы и обряды, а также пантеон божеств, героев и бессмертных. Миф о первочеловеке Паньгу повествует о том, как из космического яйца, две части скорлупы которого стали небом и землей, вырос первогигант, чьи глаза затем стали солнцем и луной, тело - почвой, кости - горами, волосы - травами; т.о., из первосубстанции Паньгу было создано все, включая и людей. В даосизме было разработано учение о Западном рае, месте обитания богини Си-ван-му, хозяйки своеобразного рая для бессмертных – нерожденной Матери, прародительницы всех людей, обладательницы снадобья бессмертия, родившейся из эфира воплощение женского начала Инь. Она хранит списки бессмертных, повелевает ими, награждает их или наказывает их за проступки. Даосская религия восприняла древние анимистические верования, культ Неба и культ святых мудрецов. Даосы верили в царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Небеса, уготованные для праведников. Даосский пантеон включает в себя иерархию божеств, легендарных правителей, мифических героев и мудрецов, видных преподавателей конфуцианства. Наибольшей популярностью пользовалась восьмерка бессмертных мудрецов, наделенных чертами людей и волшебников, поборников справедливости и правого дела. Среди почитаемых - Лао-цзы, Конфуций,Будда, легендарный родоначальник китайцев священный император Хуанди. Изречения, приписываемые Лао-цзы: Самые лучшие правители те, существования которых народ не замечает. * Чтобы вести людей за собой, иди за ними. * Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников. * Кто хочет быть во всем правым, того не слушают. * Голос истины противен слуху. * Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых. * Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен. * Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия. * Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив. * Когда народ много знает, им трудно управлять. * Мудрец, желающий быть выше людей, ставит себя ниже их. Идеи даосизма стали фундаментом синкретического комплекса «трех учений», наряду с конфуцианством и буддизмом. Синтоизм (от яп. синто, дословно - путь богов) – традиционная национальная религия японского народа. Начала складываться одновременно с укоренением в Японии буддизма, и после периода соперничества духовенство обеих религий выработало форму сосуществования – рёбу-синто (двуединый синто), по которому боги синто признаются аватарами (воплощениями) различных персонажей буддизма. Ее истоки уходят в поклонение местным родовым и племенным божествам, в культ природы, в колдовские обряды первобытного населения. Японская религия не предполагает демиурга: все начинается не с хаоса, а с самопроизвольного установления самого первоначального и элементарного порядка, одновременно с которым появились и боги-ками. Боги - ками (либо микото; древнее название - син), одни из них антропоморфны, другие олицетворяют абстрактные, умозрительные представления. Высшую категорию представляют собой небесные ками, среди которых выделяются "особые небесные ками", ниже их - земные ками, обычно привязанные к определенной местности, еще ниже - ками-духи, проявлением существования которых служат предметы и явления природы. В синто нет общих догм, канонов, обрядов, отсутствуют канонические церковные книги; главные мифы содержаться в книге "Кодзики" (яп. "Записки о древних делах"). Две главные идеи религии - идея кровного единства японцев и идея божественности политической власти, объединившей народ в одну семью, единое государство. Первоначально в мире царил хаос, но затем все приобрело смысл: небо отделилось от земли, обособились женское и мужское начала. Первое - в лице богини Идзанами, второе - в лице ее мужа Идзанаги. У них родилась богиня солнца Аматэрасу (Аматэрасу-омиками, "Великая святая богиня, освещающая небо"; родилась из левого глаза Идзанаги), бог луны Цукиёми (родился из правого глаза) и бог воды Сусаноо. Цукуёми-но микото (цуки - луна, ёми - счет) - "бог счета лун", божество, связанное с лунным календарем. Аматэрасу поссорилась с Цукуёми и заявила, что отныне она и бог луны "не должны быть видимы вместе": с тех пор солнце и луна живут раздельно.Сусаноо-но микото ("доблестный быстрый ярый бог-муж из Суса") - божество, рожденное Идзанаки из капель воды, омывших его нос во время очищения по возвращении из ёми-но куни ("страны мертвых"), персонифицировал бурю, водную стихию. От его брака с Аматэрасу произошли ками мужского и женского пола. Появление же самой Японии объясняется следующим образом: некое копье было с вращением погружено в воду, а затем его вынул бог Идзанаги. Жидкость, упавшая с острия, загустев, образовала сушу - остров Оногоро, то есть "самозагустевший", на который вступили божества и создали другие острова Японского архипелага. Такама-но хара ("равнина высокого неба") - верхний небесный мир, место обитания небесных богов, где царит Аматэрасу и расположены ее рисовые поля. Внук Аматэрасу, Ниниги-но Микото,сошел с неба и стал править государством, положив начало «божественной» императорской династии. В знак власти ему вручили три священных предмета - зеркало (символ божественности), меч Касунаги - "косящий траву" (символ могущества; для японцев вообще было характерно обожествление меча - существовала "душа меча" - бог Такэмикадзути ("бог могучего удара мечом"), небесные боги обычно спускаются на землю на острие меча) и яшму (камень, символизирующий верность подданных). В иной интерпретации три «божественные» регалии - символы важнейших добродетелей: зеркало (честность), меч (мудрость) и яшмовые подвески (сострадание). Их богиня Аматэрасу передала Ниниги с наставлением – освещать мир и править им, покоряя непокорных. Наивысшее воплощение этих качеств приписывалось затем императорам. От Ниниги-но Микото произошел Дзимму-тэнно (тэнно означает "верховный правитель"). Одной из форм синто стал тэнноизм – культ императора, фактически заменивший множество богов одним «живым богом». Теоретическим обоснованием тэнноизма стал сложный комплекс понятий – кокутай (в приблизительном переводе – «национальная сущность», в дословном – «тело государства»). Компоненты кокутай – «божественное» происхождение японцев и их государства, непрерывность в веках императорской династии, национальная самобытность, воплощающаяся в особом характере японца с его моральными добродетелями, верноподданностью и сыновней почтительностью. В синтоизме нет системного вероучения. Согласно одному из положений, все сущее является результатом саморазвития мира: мир появился сам по себе, он хорош и совершенен. Регулирующая сила бытия исходит из самого мира, а не от какого-то верховного существа. Другое положение подчеркивает единство мироздания, природы и человека. В синтоистском мировоззрении нет разделения на живое и неживое: для приверженца синто все живое - и животные, и растения, и вещи; во всем природном и в самом человеке живет божество - ками. Ками (или микото) было неисчислимое множество - около 8 млн. (яп. "я-о-ёродзу"; это можно понимать и как "бесчисленное множество"), и обитали они везде - в небесах, на земле и на море. Каждая местность, любая часть рельефа имела своего бога-охранителя, – ками - "хозяина", каждая гора, скала, водопад или много лет живущее дерево и некоторые животные также назывались "ками". Мир ками - это не нечто потустороннее, отличное от мира людей; ками обитают в том же мире, что и люди, куда они специально спустились из Такама-га-хара. Поэтому нет необходимости искать спасения в каком-то потустороннем мире - оно обеспечивается путем слияния с ками в повседневной жизни, путем гармоничного развития этого мира, жизнью в духовном единении с божеством (причем непринципиально, какому именно божеству оказывается почитание). Стройной, конкретной системы морали и этики синто не выработал: считается, что человек по своей природе добр и хорош, так же как и мир, в котором он живет, ибо это мир ками. Зло не может возникнуть в самом человеке и в этом мире - оно приходит извне, его источником является мир тьмы - Ёми-но-куни; зло приносят населя.щие мр тьмы злые духи магацухи. Моральное зло - это временное несчастье. В то время как душа человека добра, его плоть и чувства легко поддаются искушению. Человек совершает зло тогда, когда он теряет способность действовать естественно. Добро и зло вещи относительные. Хорошо поступает человек или плохо - это зависит от различных обстоятельств, мотивов, целей его поступков, времени и места их совершения. Но в любом случае человек должен быть искренен и вести себя подобающим образом: он должен подавлять в себе чувства ненависти, своекорыстия, должен избегать раздоров, всегда стремиться к примирению. Следует поощрять чувства любви и привязанности, сотрудничества и доброй воли. Все, что нарушает естественный порядок, вызывает несчастья и препятствует поклонению ками и развитию жизни на земле, классифицируется как зло. Но конечное суждение о том, что есть зло, а что добро, может быть сделано только в душе человека с помощью ками. Человек может выполнить эту задачу, если его душа находится в состоянии гармонии с ками, если он поклоняется им с чистым, просветленным умом. В религии синто царит политеизм, насчитывается более 3 тыс. богов (3132 бога). Есть популярные боги, которым посвящены тысячи храмов по всей стране - бог риса Инари, бог Хатиман. Множество храмов Сэнген дзиндзя посвящены горе Фудзи. Существуют храмы, посвященные как древним, так и недавно умершим императорам, выдающимся личностям: Ноги дзиндзя (храм в честь героя русско-японской войны генерала Ноги) и Того дзиндзя (в честь адмирала Того, также героя русско-японской войны). Жесткой иерархии синтоистских божеств не существует - есть только духи неба, от которых произошел микадо (император), и духи второго разряда - ками, породившие всех японцев. Предание гласит, что ками породили не людей вообще, а только японцев, поэтому каждый японец, независимо от его желания и принадлежности к какой-либо другой религии, с самого рождения принадлежит синто; поклонение же ками неяпонцев выглядит нелепицей, ибо ками генетически связаны исключительно с японцами и к судьбам остального человечества отношения не имеют. Поэтому в синто отсутствовали миссионеры. Большой популярностью в Японии пользуются Ситифукидзи - "семь богов удачи", которых часто изображали фигурки нэцкэ: Фукурокудзю, Дайкоку, Эбису, Хотя (Хотэй), Бэнтэн (Бэндзайтэн), Тамонтэн (Бисямон), Дзюродзин (эти боги были искусственно объединены, чтобы отражать семь абсолютных добродетелей самураев: долголетие, успех, популярность, честность, дружелюбие, достоинство и благородство). Считалось, что они прибывают в Японию из лучшего мира, который находится по другую сторону моря, на Такарабунэ (Корабль сокровищ, груженый рисом, золотом, а также мудростью, долголетием, удачей и здоровьем) в первые три дня года. Они готовы одарить счастьем любого встречного и помочь осуществить как заветные мечты, так и обыденные желания, но встретиться с ними непросто - ведь каждому хочется повстречать свою удачу; поэтому все стремятся к первой встрече с богами в новом году - хатсумодэ. Для этого следует совершить Мегуро - паломничество в Эдо, где находятся семь храмов, посвященных каждому из богов, купить гравюру с их изображением или статуэтки (каждого по отдельности или всех семерых, сидящих в лодке). Их можно повстречать во сне: хорошим знаком считается увидеть во сне гору Фудзи, орлов или баклажаны - это воспринимается как благожелательный прогноз на год. Те, кто мечтает избавиться от чего-либо, бросают гравюру с Такарабунэ в ручей или реку, чтобы его невезение унесло далеко в море. Фукурокудзю (фуко - счастье, року - богатство, дзю - долголетие), олицетворяющий популярность - самый могущественный из богов удачи; он один может сделать то, что остальные шесть делают вместе. Изображается он лысым с белой бородой, в сопровождении журавля, с посохом, к которому привязаны священные книги. Лысина, борода и журавль - символы долголетия. Дзюродзин (дзю - долголетие, ро - старость, дзин - человек) олицетворяет долголетие (в Японии старики, достигшие особо почитаемого возраста 88 лет, раздают родственникам и знакомым в качестве оберега и благопожелания отпечатки своей ладони, сделанные тушью на бумаге: они вывешиваются под карнизом дома), изображается с большой лысой головой, белой бородой, с посохом, к которому привязан священный свиток мудрости (в нем хранятся тайны долголетия и бессмертия, сведения о всех существах, живущих на земле, а также записано, сколько кому жить), в сопровождении черного оленя (тоже символ долголетия - магический олень становится черным после двух тысяч лет жизни). Дзюродзин не чужд радостей жизни, не чурается женщин и не прочь выпить (его часто изображают пьющим сакэ). Эбису изображается веселым рыбаком с удочкой в руках и высокой шляпой, которые скрываются под его рукой, с большой рыбой Тай (морской лещ). Часто его изображают со сложенным веером, как у императора, которым тот принимает или отклоняет просьбу подданных. Поскольку его всегда изображают улыбающимся, его называют "Смеющийся бог". Эбису - покровитель различных ремесел и профессий: рыбаков, продавцов (обеспечивает удачу в торговле), домохозяек (им он помогает на кухне). Эбису также выступает в качестве гаранта здоровья маленьких детей. Дайкокутэн - покровитель крестьян, бог богатства и достатка, изображаемый в крестьянском капюшоне, с двумя мешками (в одном рис, в другом - мудрость и терпение), с молотом, исполняющим желания (каждый удар означает исполнение одного желания), и трещоткой (погремушкой; когда он ею трясет, из воздуха сыплются монеты). Его сопровождает мышь - символ изобилия. Эбису и Дайкокутэна часто изображают вместе и называют "Мастер и ученик". Тамонтен - бог богатства и процветания, изображается в виде могучего воина в полном самурайском вооружении, с алебардой; это покровитель солдат и людей, занимающихся боевыми искусствами. Он считается защитником буддийских храмов, поэтому в его руке - Хото, маленькая модель пагоды, "Башня сокровищ", которыми он готов оделить всех хороших людей. Бэнтэн - богиня удачи, мудрости, искусства любви и стремления к знаниям. Она изображается в виде красивой девушки с бива - национальным музыкальным японским инструментом. Хотя (Хотэй, Будай) - бог сострадания и доброты, воплощение счастья и беззаботности. Он изображался в виде улыбающегося старика ("смеющийся Будда") с большим животом (символ благосостояния и широты души, пучины, в которой исчезают все страдания и печали мира; считается, что если потереть живот фигурки 300 раз, думая о чем-то хорошем, то это обязательно исполнится). Это мудрый странник с большой неоскудевающей сумой, из которой он наделяет нуждающихся; всюду, где он появлялся, людям сопутствовали удача и здоровье. Когда ему задали вопрос, что же он носит в суме, Хотя ответил: "Целый мир". Согласно синто, человек ведет свое происхождение непосредственно от ками, между которыми нет четкой разграничительной линии: в каком-то смысле сами люди и есть ками, ибо ками находятся в них или же в конечном счете люди сами могут стать ками (у айнов (коренного населения японских островов) божеством (камуем), в том числе и живым, мог в принципе стать любой индивидуум, ведущий праведный образ жизни и достигший семидесяти лет). Тем, что человек живет, он обязан ками и своим предкам (тоже ками), поэтому его первейшая обязанность - благодарить их за то, что они дали ему жизнь и за их любовь к нему. Цель человеческой жизни заключается в том. чтобы осуществить идеалы и надежды своих предков, и воспитать своих детей так, чтобы они осознали эти надежды и идеалы. Только почитая предков и стремясь выполнить их идеалы, человек может оправдать свое появление на свет. У истоков каждого отдельного рода когда-то стояло божество, рассматривавшееся как покровитель клана - удзигами («удзи» – род, «ками» – божество). Так, бог Хатиман - покровитель воинов, бог войны ("бог лука и стрел"), был покровителем самураев из рода Минамото, то есть, его удзигами. В функции удзигами входила охрана рода, покровительство жизни и разнообразной деятельности его членов. Могли именоваться также "убусуна" - "божества родных мест" (возможно, это были обожествленные после смерти старейшины рода). Японские чиновники даже получали дважды в год отпуск для поклонения своим удзигами. Помимо родовых божеств, большое значение имели божества – повелители природных стихий: землетрясений, ураганов, дождя и снега, а также многочисленные ландшафтные божества, которыми, якобы, был населен окружающий мир.
|