Студопедия — Глава 2 РЕЛИГИЯ, МИФОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 2 РЕЛИГИЯ, МИФОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ






Что такое человеческое мировоззре­ние? Каковы его формы и откуда они берутся? Откровенно говоря, это сложнейшие вопросы. Разрешить их под силу далеко не каждому, если это вообще возможно. Несмот­ря на эти видимые сложности, стоит все же попытаться ответить на вопрос: "Откуда бе­рется человеческое мировоззрение?"

Рассматривая существование человека, необходимо учесть главные закономерности его развития. Отправной точкой является... момент зачатия человеческого существа. Уже эмбрион человека подвержен влиянию различ­ных сил на протяжении всего периода внутри­утробного развития. Следовательно, с самого начала человеческая жизнь обусловлена вли­янием среды, в которой она находится. Нахо­дясь внутри организма матери, ребенок полу­чает массу воздействий, которые передаются из внешней среды через мать.

Первым событием в жизни ребенка, ко­торое способно подарить ему радость человеческого существования или отнять ее, стано­вится рождение. Любой человек, миновавший этот этап благополучно и оказавшийся в со­обществе живых, навсегда понесет в своем разуме сильнейшие впечатления, связанные с его рождением. Думаю, что для новорожден­ного факт его появления субъективно воспри­нимается как акт перехода "из тьмы в свет". Для ребенка это является "сотворением мира", которое воспринимается им символистичес­ки, то есть образно. Ведь он еще не владеет речевым общением и не ведет внутренний монолог (и тем более диалог). У новорожден­ного еще, собственно, нет мышления. В его мозгу лишь отражаются образы, навеянные ощущениями. А еще ребенок "ведется" гене­тически заложенной программой инстинктов, которая призвана обеспечить его выживание.

Инстинкты и связанные с ними образы "ведут" человека от момента рождения до момента смерти. Подчеркиваю: любого чело­века, независимо от пола и национальности. Поэтому триада "инстинкт — образ — пере­живание" является наиболее общей областью человеческого бессознательного. К. Г. Юнг в своих работах называл эту триаду "коллективное бессознательное", выделяя, однако, и "лич­ное бессознательное". Думаю, что перечислен­ные факторы являются одними из основопо­лагающих в процессе создания мифов, сюже­ты которых общи для всех народов и близки каждому отдельному человеку. Но тем не ме­нее удельный вес "всеобщих" мифологичес­ких сюжетов становится незначительным по сравнению с сюжетами национальными, се­мейными и личностными. Не стоит также забывать сюжеты, продиктованные социальным законом, которые оказывают порой мощнейшее действие на культурные ареалы этносов. Вот о культурной среде мы и поведем речь в дальнейшем.

С момента первого вдоха новорожденно­го происходит "грубая" настройка его организма на совокупность внешних влияний: тем­пературу, состав воздуха, давление, влажность, электромагнитные поля и, вероятно, на эмо­циональную атмосферу, создаваемую матерью и людьми, присутствующими при родах, — вот это последнее влияние и называется социо-культурным. Ребенок впервые слышит язык, на котором говорят его родичи, язык в дан­ном случае выступает как главный признак принадлежности к нации и ее культурной традиции. С помощью языка формируется строй мышления, присущий той культурной среде, в которой появился новорожденный. Первое, что слышал русский младенец после своего появ­ления, было заклинание бабки-повитухи: "Заря зарина, заря скорина, возьми с младенца все зыки и рыки, дневные и ночные". Это первый оберег, который должен был уберечь малют­ку от напастей. После ему будут петь колы­бельные, рассказывать сказки; главное — раз­говаривать с ним.

Через познание и раскрытие в себе средств и возможностей языка человек осва­ивался в мире. Ведь язык — это, по существу, единственное средство выражения своего ви­дения реальности вовне. И еще, чем богаче возможности языка, тем богаче возможности мышления. Разумеется, мышление бывает раз­ных видов. Нас интересует так называемое мифологическое мышление. Этот тип мышле­ния характеризуется тем, что он не расчленя­ется на логику и интуицию, а представляет собой неразрывное логико-интуитивное един­ство. Предания или мифы, таким образом, представляют собой нерасчлененное знание, т. е. синкретическое знание.

В связи с этой особенностью мифологи­ческого мышления и порожденных им мифов они уже на ранних стадиях тесно связывались с религиозными ритуалами. Мифологические сюжеты не направлены на поиски сущности, поэтому внешнее сходство в них предстает как тождественное. Символизм мифа проявляет­ся в том, что конкретные предметы и явления, не теряя своей конкретности, становятся зна­ками других предметов и явлений — стало быть, символически их заменяют.

В мифах происхождение предмета или явления отождествляется с его сущностью.

Эта особенность мифотворчества вскры­вает еще одну грань мышления древнего человека. Существующий мир понимался им как живой процесс. Поэтому любая вещь или яв­ление имело "душу", могло "говорить" и соот­ветственно влиять на окружающие вещи и явления. Однако, сущность явления никогда критически не оценивалась человеком. Зная о происхождении явления, то есть зная, "по­чему оно таково", его не стремились оцени­вать. У древних отсутствовала потребность лепить ярлыки, без чего современный чело­век сразу почувствует себя глубоко несчаст­ным.

Сущность процесса или явления всегда рассматривается в мифе в контексте "происхождения" и породивших его причин.

Вообще мифологический способ — это Древнейший способ постижения действительности, который не только объяснял существующий порядок вещей, но и обозначал для человека способ жизни в этом мире.

Мифы утверждают и передают систему ценностей и нормы, а главное — смысл поведения, принятого в древнем обществе. Содер­жание мифа для представителей традиционного общества было вполне реальным, ведь оно воплощало собой коллективный опыт ряда поколений и служило для большинства пред­метом веры. Почему я на этом делаю ударе­ние? Дело в том, что мы уже выяснили, что вера — это прерогатива большинства, а знания — прерогатива меньшинства. Поэтому для жрецов мифы представляли интерес, посколь­ку несли знания, а для непосвященных миф был окружен мистическим ореолом и оста­вался святыней, в которую нужно было ве­рить. Если принять во внимание, что мифологическое сознание это этап в развитии челове­ческого знания вообще то можно утверждать, что каждый этнос имеет свою мифологию.

Логика говорит за то, что если есть миф, то должны быть и его создатели. И хотя современная наука утверждает, что мифы "тво­рил народ", я с этим категорически не согласен. Такие утверждения сравнимы, пожалуй, только с утверждениями типа: "Этот архитек­турный памятник был создан стараниями рус­ского народа", формулировка хоть и привыч­ная, но глупая. Памятник строил не народ, а конкретные люди под руководством знатоков, придумавших проект и воплотивших его в жизнь. Это я к тому, что миф, как и поэтичес­кое славление божества, мог сотворить толь­ко человек, знающий, что он делает, и пресле­дующий при этом конкретную цель.

Древние никогда ничего не делали про­сто так. Если вышивался узор на рубахе, он был призван оберечь ее носителя через уси­ление тех качеств, которых ему недостает. То есть одежда шилась и расшивалась по вполне определенным законам (рис. 3).

И как раз поэтому у язычников не было воровства. Считалось, что чужая вещь просто не будет служить новому хозяину, а значит, удачи с ней не видать.

По этой причине, умершему клались в могилу его вещи, ведь живым они могут толь­ко навредить, а хозяину будут служить и пос­ле смерти. Поэтому раскапывать и грабить могилы считалось святотатством, то есть "ос­квернением себя", а вовсе не потому, что языч­ники боялись потревожить покой умершего из эстетических или морально-нравственных побуждений.

Поэтому все предметы быта, от одежды и до оружия, делались специально для конкретного человека с учетом всех утилитарных и культурных требований заказчика. Поэтому такое понятие, как "стяжательство", в современном смысле слова, разумеется, было абсо­лютно нехарактерно для славяно-русов.

 

"От жизни нужно брать ровно столько, сколько нужно для собственного выживания и выживания своего рода — не больше и не меньше". В этом и состоит закон справедли­вости. Справедливости в смысле равновесия. Поэтому каждый человек и каждое сословие выполняли ту функцию, которая была необ­ходима, и делали только то, к чему у них было призвание. Вот вам конкретные примеры: охотник никогда не убьет дичи больше, чем это необходимо; рыбак никогда не станет зря губить рыбу; скотовод никогда не станет дер­жать животных больше, чем это нужно для выживания, или больше, чем позволяет При­рода. Воин никогда не ведет войну просто так, "из любви к искусству", то есть никогда не станет убивать больше, чем нужно. Соответ­ственно жрец никогда не станет выдумывать просто красивую сказку или ни к чему не обязывающий обряд. Любое действие должно быть оправдано. Проще говоря, действовать нужно для достижения результата, но закон­ными путями, соблюдая при этом равновесие, справедливость.

Фундаментальным основанием русской ведической религии и философии было поня"гие об универсальном вселенском законе как олицетворении Правды. Именно поэтому за­кон никогда не пытались искусственно со­здать. Закон, то есть Право, можно было толь­ко отыскать. Отыскать закон легко, если ог­лянуться вокруг. Сама Природа дает ответы на вопросы. Нужно только уметь спрашивать. Так получилось, что спрашивать и отыскивать ответы во все времена умели только жрецы. "Жрец" мною понимается как человек с осо­бым состоянием духа и ума, а не как продукт какой бы то ни было признанной системы образования.

Жрецы создали целый комплекс мифов, основными функциями которых являются объяснительная и научительная. Современная мифология выделяет из этого конгломерата несколько основных групп. Первая — это космогонии, мифы о происхождении космоса (вселенной). Затем сюда вплетаются астраль­ные мифы, то есть предания о небесных светилах. Это взаимопроникновение дополняет­ся теогониями — мифами о происхождении богов. Следующие по значению мифы — это антропогонии или мифы о происхождении человека. С мифами, объясняющими происхож­дение людей, напрямую связаны предания о происхождения культурных благ, кото­рые были получены людьми от богов. Эти мифы имеют ярко выраженный социальный подтекст — так же, как и предания о героях. Существует и масса других мифов, связанных с объяснением этих сторон жизни древнего общества.

Стоит сказать и об одной особенности. Дело в том, что в большинстве мифов сверхъестественные силы играют второстепенную роль, их упоминание связано прежде всего с объяснением естественных процессов. А вот в религиозных догматах сверхъестественное располагается на центральном месте, есте­ственные процессы не просто объясняются обращением к сфере сверхъестественного, а ста­вятся в зависимость от власти сверхъестествен­ных сил. Кстати, это обстоятельство лишний раз подтверждает мою точку зрения о том, что создатели мифов — это люди знания, а покло­няющиеся мифу — религиозные люди веры, коих, как я не раз подчеркивал, большинство.

Смысл мифа был недоступен большин­ству не потому, что злонамеренные жрецы настойчиво культивировали в народе невеже­ство. Миф был нужен, чтобы в манере, щадящей мистифицированный рассудок большин­ства, донести знание, пусть и в иносказатель­ных опоэтизированных образах. Проще говоря, сознание человека оберегалось от втор­жения в него реальности, которая большин­ству кажется жестокой. Поэтому любая информация кодировалась с помощью сакраль­ной символики, чтобы не травмировать не готовое к трезвой оценке реальности созна­ние человека. Другими словами, если ложь помогала сохранению целостности отдельно­го человеческого существа или сообщества, то жрецы сознательно шли на "подлог". Про­сто более мудрые охраняли менее мудрых от опасного для них знания, как ребенку подкла­дывая вместо способного отнять жизнь ору­жия — безопасную игрушку. Поэтому откры­тия которые были бесполезны для большин­ства или способны были принести большой вред при неосторожном или злонамеренном использовании, так и уходили вместе с их от­крывателями, не находя огласки, или остава­лись в разряде тайных знаний, доступных лишь для немногих.

Закономерным итогом развития сознания представителей священнического сословия стало постепенное формирование более кри­тического взгляда на мифотворчество и религиозную практику. Готовилась почва для раз­деления мифологического сознания на логику и интуицию. Таким образом, первая подлинно философская доктрина родилась задолго до формирования похожих доктрин в государ­ствах античности. Славяно-русские жрецы разделили мышление на две части — "раци" и "зирнитру". Раци — это логическое мышле­ние, а зирнитра — это интуитивное познание. Зирнитрами также назывались духи и всякого рода явления, которые не поддавались реше­нию посредством раци.

Считается, что начало философии там, где есть оформившийся метод, с помощью которого приходят к умозаключениям, основанным при этом на соответствующей аргументации. То есть философия начинается там, где есть логическое обоснование вывода, которое под­креплено опытным познанием, в том числе интуитивным. К сожалению, русской ведической философии не суждено было развиться, как это произошло с ведической системой в Индии. Дело в том, что рассматриваемая фи­лософия зародилась в землях балтийских сла­вян — у народов, которые были в большин­стве своем физически уничтожены христианизованными германцами. Разумеется, первый и основной удар был нанесен по идеологам, жреческому сословию. А нам, как их непро­свещенным потомкам, остается довольство­ваться заявлением о том, что родина филосо­фии — античная Эллада. Однако я более со­лидарен с Е. Классеном, который утверждал, что "греки только потому так выдались впе­ред, на первый план народов просвещенных, что известия о них более сохранились".

Мы же вернемся к мировоззрению рус­ского жречества. Основная его идея заключа­лась в том, что все существующее в мире яв­ляется воплощенным божеством. Высказыва­лась идея об органическом единстве Вселен­ной. Все сущее: земля, небеса, планеты, боги, стихии, то есть весь проявленный, видимый мир — понимался как части одного великого создания, которое проникает собой весь мир и в то же время остается вне его.

Бог проникает собой наш мир, но не исчер­пывается им. Тем не менее мы знаем, что пан­теизм совпадал с политеизмом, то есть призна­валось существование множества богов. Это противоречие было нейтрализовано с помощью следующего постулата. Хотя бог и един в сво­ей природе, он все же проявляет себя во мно­гих богах, причем каждому из них можно покло­няться как форме верховного божества. Разные божества служат лишь проявлениями единой, лежащей в основе всего реальности. Поэтому становится возможным рассматривать каждое божество как верховное.

Своеобразие русского ведизма состоит в вере, но ни в коем случае не в отрицании многих богов ради утверждения единого бога. В этом состоит коренное различие между исконно русской идеологией и ортодоксальным монтеизмом мировых религий, являющихся воплощением тоталитарной идеологии. Тем не менее, последователи ведизма никогда не отказывались от идеи Творца Вселенной. По их воззрениям, эволюция упорядоченной Вселен­ной невозможна без сознательного руковод­ства, как невозможна эволюция человечества без сознательно направленной воли. Напри­мер, один из легендарных мудрецов оставил балтийским народам "небесные законы", ко­торыми те должны были руководствоваться в жизни. Дольше всего эти законы просущество­вали в балтийских странах — Литве, Латвии, Пруссии (Боруссии); некоторые из законов приводятся ниже.

1. Дурное семя, входит и без посева, а доброе, хотя и посеянное, не всегда приносит плод.

2. По лицу можно узнать человека: узкий лоб означает глупца; широкий лоб, глаза, налитые кровью, изобличают злость и сладост­растие. Кроткое лицо не всегда означает кротость; чаще это личина, прикрывающая вели­чайшие преступления.

3. Пиво без хмеля, масло без соли, ло­шадь без хвоста, женщина без добродетели — одну и ту же имеют цену.

4. Одно только распутство не дает плода.

5. Скорее выпьешь воду из целого моря, нежели узнаешь характер женщины.

6. Хвали день вечером, женщину — после смерти, меч — когда испытаешь его, а свою невесту — на другой день после свадьбы.

7. Не верь ясной погоде, спящей змее, ласкам той, на которой ты намерен жениться, переломленному мечу, сыну богача и только что засеянной ниве.

8. Дружба между красивыми, но злыми женщинами — то же, что замки, появляющи­еся в облаках.

9. Глупца и труса могут любить одни раз­вратницы.

10. Мудрость, мужество и добродетель — вот основы как небесного, так и земного благоденствия.

Думаю, читатель заметил, что автором постулатов является мужчина. Перед нами типично мужская точка зрения на мир. Многим сегодняшним "обабившимся" представителям когда-то сильного и, что не­маловажно, умного пола будет полезно срав­нить свои жизненные ценности с ценностями древних народов. Да и многим современным женщинам стоило бы подумать над тем, поче­му мужчины древности часто совпадают во мнении с современными. Ждать каких-либо других взглядов в мире, где все управлялось мужским началом и зависело от воли сильно­го пола, было просто нелепо. Идеология силь­ного начала породила закон, согласно кото­рому явления, предметы или люди, не прино­сящие конкретной пользы своему народу, а тем более вредоносные явления, подлежали уничтожению.

Поэтому иногда дряхлых стариков или не­излечимо больных приносили в жертву богам, зачастую по просьбе таких людей.

То же происходило с преступниками и врагами, являвшимися разрушителями равновесия.

Долгое время в балтийских странах были почитаемы законы, оставленные двумя мудрецами, имена которых Ведовит и Брутень:

1. Не исповедовать никаких чужих богов без соизволения Гриве-гривайто.

2. Богам угодно, чтобы Гриве-гривайто был истолкователем их воли и начальником над народом, вейделотам (жрецам) же народ дол­жен оказывать уважение.

3. Следует почитать богов и с доверием на них полагаться, потому что их щедротами Дана нам земля, на которой мы живем и кото­рая нас питает, а впоследствии боги дадут нам новые земли.

4. Соседей, поклоняющихся нашим богам, следует считать друзьями, а с людьми другой веры вести постоянную войну.

5. Каждому позволяется иметь три жены но первая должна быть хозяйкой и госпожой дома.

6. Кого постигла неизлечимая болезнь тому дозволяется сгореть на костре, потому что служители наших богов обязаны не пла­кать, но веселиться.

7. Если бы кто, находясь в здравом уме, пожелал принести в жертву богам и сжечь своего домочадца или ребенка, не следует воспрещать ему этого, потому что огонь освя­щает человека и делает его достойным жить с богами.

8. Если муж или жена нарушит супружес­кую верность, тогда, после достаточного удостоверения в прелюбодеянии, виновного или виновную следует сжечь, вдали от лика богов, и прах развеять на перекрестных дорогах, потомство же их лишается права быть вейделотами (жрецами).

9. Если жена не слушается мужа, он име­ет право сжечь ее, сестры же непокорной подвергаются посрамлению — за то, что не учили ее покорности богам и супругу.

10. Если кто изнасилует чужую жену, она по закону может его сжечь, потому что он испил роскошь ее стыдливости.

11. Кто лишит девственности девушку должен на ней жениться; если же этого не исполнит, то должен быть затравлен собака­ми, потому что оскорбил достоинство богов, которые или женаты, или пребывают в невин­ности.

12. Если кто кого убьет, тело убитого обя­зан передать родственникам убитого, а уже они решат — убить его или отпустить на волю.

13. Никто никого не имеет права застав­лять работать, пока не будет заключен обоюдный договор.

14. Пойманного на воровстве в первый раз высечь розгами; во второй раз бить палка­ми, а за третьим разом сжечь вдали от лика богов.

15. Если кто лишится жены, должен взять другую, потому что не подобает долго печалиться о женщине. Найдя невесту, можно с нею жить и до вступления в брак, но в этом случае необходимо принести в жертву богам курипу и петуха.

16. Если умрет муж и оставит жену без­детной и не беременной, последняя не смеет отказывать желающим дать ей потомство. Если же окажется бесплодной, то обязана поступить в вейделотки (т. е. служить богам в каче­стве жрицы).

К приведенным здесь законоустановлениям необходимо дать несколько коммента­риев. Первые четыре пункта относятся к регулированию духовной жизни. Они показыва­ют, что даже отношения с соседями строи­лись по принципу идеологического сходства, а не на кровнородственной связи. Пятый за­кон, говорящий о том, что можно иметь три жены, вызван, собственно говоря, трезвым от­ношением к семейной жизни и склонностью мужского начала к распространению своего семени. Если трезво взглянуть на современ­ное состояние дел, то очень многие матери­ально обеспеченные мужчины позволяют себе полигамные отношения, причем женщины с этим вполне мирятся. Много случаев разво­дов и повторных браков, что тоже представ­ляет собой форму полигамии. В среде молоде­жи сейчас принято совместное проживание до вступления в брак — так же, как и в древ­ности (см. пункт 15).

Есть и еще одна причина. В воинских племенах и родах была высока смертность мужского населения, и мужчин на всех не хватало, поэтому было узаконено многожен­ство. Любая здоровая женщина должна была выполнить основную свою задачу, связанную с продлением рода. По поводу жертвоприно­шений (пункт 6, 7). Могу сказать, что смерть в старости от болезней считалась попросту по­зорной для мужчины-воина, поэтому такими не дорожили не только родичи, но и сами не­счастные, стремившиеся сами избавиться от опостылевшего житья.

Мораль язычника приравнивает болезнь и страдальчество к бездуховности и позору рода. Это своеобразная расовая политика, которая не позволяет сохраняться нездорово­му, разлагающему началу. Например, непри­способленные к выживанию дети с пороками развития и врожденными уродствами не мог­ли выжить и, следовательно, не приносили здорового потомства, как это, например, про­исходит в наши дни. Другое дело, что эта мо­раль не стыкуется с христианской и противо­речит "демократическим ценностям". И тем более она не совпадает с мнением современ­ных больных. Но поверьте, когда речь идет о выживании и сохранении физического и ду­ховного здоровья рода, эти мнения всегда ото­двигаются на второй план.

Кроме того, за свою медицинскую прак­тику я много раз встречался с мнением безнадежных больных, которые были доведены страданиями до отчаяния и просили врачей прекратить их мучения, пусть и ценой жизни больного. Сейчас существуют сильные обезболивающие, а раньше их не было. Это срав­нимо со случаями, когда израненные и измученные страданиями воины просили своих со­ратников оборвать их мучения. Так что же гуманнее — продолжать страдания безнадеж­ного максимально долгое время, как практикуется в современной медицине (очевидно, не без влияния христианской идеологии) или вы­полнить последнюю просьбу страждущего? Ре­шать предоставлю читателю. Независимо от вашего решения прошу помнить только одно:

язычники старались никогда ничего не делать просто так. И если подобные нормы регули­ровали жизнь народов многие тысячи лет, значит, они были оправданы самой жизнью.

В любом случае, в этих законах четко прослеживается стремление к равновесию; можно было бы выразить это так: "Слово за слово, рана за рану, смерть за смерть". Эти требования, выполнявшиеся в любом тради­ционном обществе древности, помогали со­хранять общественную стабильность. Кстати, современная социальная философия призна­ет, что самое крепкое государство может быть построено только на основе традиционного общества.

И последнее. В ведической философии присутствует одно понятие, которого нет в нашей жизни, — это свобода воли и выбора. Ты можешь заниматься чем угодно, ты не обязан работать или учиться, насильно слу­жить в армии или бороться за светлое буду­щее. У человека есть только одно обязатель­ство: счастливо прожить свою жизнь; ну а коль ясивешь счастливо, то не дашь отобрать у себя это счастье. Однако если ты нарушил спра­ведливость, то тебя ждет воздаяние. Единствен­ное спасение от него — это укрыться в храме, до тех пор пока ты на его территории, никто не смеет посягать на твою жизнь.

Для более полного понимания древней картины мира предлагаю экскурс в славяно-русскую мифологию. Раньше расска­зывать о происхождении какого-либо явления начинали с обращения к самым истокам его возникновения. Не будем отступать от этой традиции. Любая мифология начинается с пре­даний о возникновении Вселенной, славяно­русская мифология не исключение.

Древние европейцы считали, что наша Вселенная, все сущее в мире — воплощение верховного существа. По некоторым данным, русы именовали нашу часть Вселенной — малым Сварожьем. Сварог — это верховное божество, отец всех богов и создатель Все­ленной — "хозяин Сварги". Символ Сваро-га — огненный лебедь, высиживающий "ми­ровое яйцо". Сварог — выразитель закона бы­тия во всех его качествах. "Мировое яйцо"— это космическая сила, которая имеет прибли­зительно такую форму и призванна обеспечивать порядок движения небесных тел в зак­люченном внутри нее Малом Сварожье. По аналогии можно заключить, что снаружи ог­раничивающей Малое Сварожье силы нахо­дится Великое Сварожье.

Органическая жизнь возможна, однако, только внутри "мирового яйца", то есть в Малом Сварожье. Считается, что внутри "яйца" живет "дух Сварога", или Сварожич (понимаемый ныне как энергия), который пробудил мертвую материю к жизни, или, символичес­ки говоря, "пробудил закон рода". Внутри "ми­рового яйца" постоянно взаимодействуют меж­ду собой две великих космических силы, и эти силы понимаются как "живые", оживленные энергией Сварога, — Белобог и Чернобог.

Одна сила воплощает положительный потенциал и понималась как "благотворная" (Белобог); другая сила, уравновешивающая первую, несла на себе отрицательный потен­циал и, соответственно, принадлежала анти­миру (Чернобог). Эти две силы невозможны одна без другой. Более того, именно благода­ря их взаимозависимости возможна органи­ческая жизнь.

Астрофизический смысл этого мифа бу­дет вполне понятен современному читателю. Два различных потенциала ("+" и "—") огра­ничиваются мощнейшей силовой оболочкой.

Другими словами, этот процесс можно опи­сать как поляризацию единой электромагнит­ной силы, где в результате взаимодействия полюсов образуется энергия, способная при­вести к "оживлению" мертвой материи и, сле­довательно, к образованию самовозрождаю­щихся, живых форм. Таким образом, "в од­ном, посредством взаимодействия двух, рож­дается третье". Перед вами "великий триглав". Наш мир находится под водительством и по­кровительством Белобога, это мир "белого света" — яви. Живая сила нашей части Мало­го Сварожья включает в себя три вращаю­щихся коло.

"И тут корова Земун пошла в поля синие и начала есть траву ту и давать молоко. И потекло то молоко по хлябям небесным и звез­дами засветилось над нами в ночи. И мы ви­дим, как то молоко сияет нам; и это путь пра­вый, и по иному мы идти не должны". Так "Велесова книга" описывает создание коло молока, астрономическое соответствие кото­рому — наша галактика. Правый путь — это Млечный Путь (скопление звезд на краю га­лактики). Коло Молока несет в себе больше женской силы.

Мужскую силу несет в себе Коло Сурьи (или Суры), астрономическим соответствие которого является туманность Андромеды. "Сурьей" в древности именовали хмельной медовый напиток, который употреблялся в риту­альных целях. Считалось, что воины, отведав его, сразу же преисполняются боевым духом поэты — вдохновением, а жрецы особой восприимчивостью к внушениям божества. Су-рья бодрит, возбуждает и вливает новые силы — все это неотъемлемые атрибуты муж­ского начала. Молоко, как раз наоборот, не­сет в себе противоположные свойства, явля­ясь в первую очередь продуктом питания, без которого немыслима жизнь скотоводов. По­этому одним из древнейших представлений арийских племен считается миф о корове-матери, с которой был связан целый комп­лекс каравайных (т. е. связанных с изготовле­нием обрядового хлеба) обрядов.

Третьим по счету идет коло ярила, в кото­ром мужской и женской силы поровну. Это­му коло астрономически соответствует Сол­нечная система. Организация этих трех боль­ших коло соответствует принципу организа­ции, обозначенному мною ранее понятием "ве­ликий триглав".

Таким образом, находясь внутри коло живой силы нашей части Малого Сварожья (символически Белобог), Коло Молока и Коло Сурьи, то есть отрицательный и положительный потенциалы, нейтрализуются в Коло Ярила через уравнивание своих влияний. При этом соблюдается принцип "в одном, посредством взаимодействия двух, рождается третье".

Можно утверждать, что продуктивно вза­имодействовать могут только противоположности, поставленные друг от друга в зависи­мость. Через притяжение женской силы к мужской происходит вращение всех трех "не­бесных колес", так же как и планет в Коле Ярила, которые все время двигаются слева направо или витками естественной спирали. "Ты, оживляющий явленное, не прекращай колеса вращать!" Надеюсь, это воззвание, обращенное в "Велесовой книге" к Перуну, ста­нет теперь более понятным.

Однако, соблюдая справедливость, требу­ется рассказать и про Коло Живой Силы той части Малого Сварожья, которая находится в ведении Чернобога. Оно точно такое же и тоже содержит в себе триединство, призванное урав­новесить триединство нашей части Малого Сварожья. Два взаимосвязанных и взаимоза­висящих друг от друга триединства символи­чески образуют восьмигранник гигантских размеров.

Относительно Коло Ярила (Солнечной си­стемы) действуют те же космические законы, что и за ее пределами. Однако на Земле, где то же воплощен космический принцип "великого триглава", вступает в силу "закон четы­рех стихий". Хозяином четырех ветров, олицетворяющих четыре основных направления в земном пространстве, стал Стрибог (от "про­стри" — распространи). Символ Стрибога — ромб, воплощающий собой "поле", как еще именовалось земное пространство.

Закон четырех стихий — это простран­ственное повторение закона единства и борь­бы противоположностей на новом витке; те­перь две бинарные оппозиции взаимноуравновешивают друг друга. В роли оппозиций выступают четыре стихии, посредством кото­рых создается мир, — огонь, вода, земля, воз­дух. Эти стихии наложились в дальнейшем на пространственные направления и кардиналь­ные точки, открывающие времена года.

Астрологические знаки соответствуют этой системе. Овен — стихия огня, весеннее равноденствие; Рак — стихия воды, летнее солнцестояние; Весы — стихия воздуха, осен­нее равноденствие; Козерог — стихия земли, зимнее солнцестояние. В современной астро­логии эти точки образуют так называемый кардинальный крест, изображающийся в виде свастики. Свастика — символ космического вихря и одновременно круговорота четырех стихий, что тоже находится в ведении Стри­бога.

Свастика — это "молот Сварога", кото­рым пользуются боги как посредники всемир­ной гармонии. Свастика один из наиболее архаичных символов, встречающихся уже в изображениях верхнего палеолита. Значение свастики чрезвычайно многообразно. На макрокосмическом уровне она символизирует "молот творения" — с его четырьмя концами, загнутыми под прямым углом — и относится к постоянному видению и круговращению невидимого космоса сил. На уровне видимого космоса и нашей планеты свастика сиволизирует вращение мировых осей в циклах време­ни, а также их экваториальных поясов. Две линии, образующие свастику, обозначают дух (Сварожич) и материю, четыре загнутых кон­ца предпосылают движение вращению цик­лов. В приложении к человеческому измерению свастика указывает на связь неба и зем­ли; правая рука поднята на конце горизонталь­ной линии, а левая указывает на землю.

Этот знак является космогоническим, антропологическим и магическим одновремен­но. Простым его назвать нельзя. Зародился этот образ в мистических представлениях древ­них арийцев. Его место было у самого порога вечности на голове Всемирного Змея, обозначающего начало и конец вселенской творчес­кой силы, исходящей из источника Духа (Сварога) и кончающейся в мертвой материи. Дух периодически понимается как "свет, сверка­ющий из-под молота Сварога".


Рис. 4 Вселенная по представлениям русов

 

Следующим творением богов стали люди. Человек был рожден из четырех стихий. Давайте рассмотрим процесс создания челове­ка Первый момент, соответствующий стихии огня это "огонь желания", вспыхивающий при сближении двух начал — мужского и женского. Второй этап соответствует стихии воды, ведь плод пребывает в водах до момента рож­дения, это соответствует "пребыванию непроявленного мира в водах творения". Третья стихия — это воздух, дающий младенцу возмож­ность жить после рождения из вод. Четвертая стихия — земля, на которой придется жить человеку, которая станет его кормить и в ко­торую он уйдет после смерти.

Хочу сказать несколько слов о связи клю­чевых мифологических представлений наро­дов с их основными культурными стандарта­ми. Проиллюстрировать эту глобальную связь нам помогут детали похоронных обрядов. После разделения арийской общности племен на три основных ветви каждая имела свой похоронный обряд и связанные с ним мифо­логические представления. Эти протонароды представляли собой общности, связанные от­личающейся друг от друга идеологией. Самыми полярными группами были протогреки —-основоположники цивилизаций западного типа и протоиндоиранцы — основоположники традиционных цивилизаций восточного типа. Классические арийские погребения представляли собой ямы с погребенными в них скорчившимися трупами, пересыпанными охрой. Различия стали проявляться с началом эпохи курганного обряда.

Протогреки хоронили своих покойников в курганах вытянутой, почти овальной фор­мы, причем покойники располагались в пол­ный рост. Труп и насыпанный над ним курган составляли одну линию. Ю. А. Шилов считает, что такое отступление от первичных норм вызвано противостоянием протогреков зако­нам "тоннеля бессмертия", понимая под этим комплекс мифологических представлений и обрядов, помогающий "достичь бессмертия", который был свойственен изначально всем арийским племенам.

Протоиндоиранцы, в свою очередь, пол­ностью подчинялись этим исконным прави­лам. Таким образом, это первичное размеже­вание породило два отрицающих друг друга типа культуры. Западный тип, характеризую­щийся линейным мышлением и высокой сте­пенью невротической активности, противосто­ит созерцательности и статичности восточно­го типа, характеризующегося замкнутостью мышления. Оба типа цивилизаций достаточно хорошо изучены и известны читателю. Куль­турные стандарты Запада дали возможность к внедрению такого же невротического в сво­ей основе культа Спасителя. Восточные куль­турные основания привели к распростране­нию буддизма — с точки зрения Запада, до крайности созерцательного и пессимистичес­кого религиозного направления. Особое мес­то в этом ряду занимает третья ветвь — проторусы. Официальная историография счита­ет, что возможны только протославяне, и по­этому термина проторусы я не встречал ни разу. Можно считать это авторским понятием. Оно необходимо нам







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия