Студопедия — Когда монах плыл на лодке, то волны морские, ветер, птицы, деревья и камни восхваляли Бога.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Когда монах плыл на лодке, то волны морские, ветер, птицы, деревья и камни восхваляли Бога.






Монах увидел бездонный купол, и уже совсем устремился в него, но убоялся и удержал себя.

И вот что отвечает духовник:

Вот, видишь ли, о. Феофан, я справедливо поздравил тебя с прелестью.

Выслушай мое объяснение: когда я был еще в миру и мне случилось прочитать Шестоднев св. Василия Великого, в котором есть объяснение 148 псалма, где св. Василий говорит, что некоторые думают, будто поименованные в псалме творения, одушевленные и неодушевленные, непосредственно хвалят Творца, но это несправедливо, ибо они не имеют разума, а другие и чувств не имеют: только разумные творения способны хвалить Творца за многоразличную красоту и премудрую гармонию природы, а сама природа не имеет сознания хвалить Творца своего; хотя и приходили ко мне некоторые пустынники и говорили противное, но я сего никогда не приму. Вот, видишь-ли, старче, как св. отец разрешил твое видение? А прелесть знала, что я об этом предмете имею правильное познание, потому и не велела тебе сказывать мне о сем, дабы надуть тебя самомнением, что будто бы ты умнее дурака — духовного отца твоего.

Также и другое высокое видение твое, о котором не велено объяснять мне, пахнет тоже прелестью, ибо виденный тобою великий храм являет свободную игру демонского воображения вещественного, и ты имел в то время свободу твоего ума, который ты мог возвратить назад к себе, ибо в истинном видении этого не бывает: там только ум видит то, что ему показывается, но не имеет свободы сократить или умножить, продолжать или остановить видение. Смотри в "Добротолюбии" объяснение о сем преп. Григория Синаита — разговор его с преп Максимом Кавсокаливским, когда св. Григорий спросил его: что во время восхищения ума, имеет ли он свободу? Преп. Максим отвечал: нет, ум тогда не имеет никакой свободы своей, а только водится благодатью! Поэтому и другие св. отцы единогласно говорят, что истинное, благодатное видение должно быть всегда невольное, за которое человек не отвечает, а за вольное принятие видения человек отвечает. Потому-то св. Отцы советуют, чтобы добровольно ничего не принимать, и даже ничего и не желать видеть и слышать, хотя бы что показалось и истинное. Даже и снам не каким не верить, ибо через веру в них многие погибли. Даже и невольному видению не должно верить совершенно, без рассуждения и откровения о сем опытным, но всегда иметь оное под сомнением, ибо Один Бог весть оное — истинное-ли оно, или ложное....

Надеюсь, что Вы, Александр, не утомились длинной цитатой, но зато почувстввовали разницу в двух духовнических подходах — опора на учение отеческое, на твердый камень церковного опыта у о. Иеронима, и доверие к "психологическим ходам" и личному духовному опыту у о. Софрония.

 

Не собою назначен духовник, но Церковью, не свое суждение он произносит, но тех, кому дана власть вязать и решить. Именно на основе общецерковного опыта должно выноситься всякое суждение в таком тонком деле как духовничество, да и в любом пастырском деле. У отца же Софрония чувствуется острый привкус субъективизма, привкус совершенно искажающий всякое восприятие его сочинений, заставляющий сквозь них продираться не без трудностей. Немало там ярких, мудрых и светлых мыслей, большинство из них почерпнуты автором от Отцов, но оболочка у всего этого явно не отеческая по духу. Это не только мое мнение.

 

Помнится в номере 2 сборника работ воспитанников МДА я встретил одно, кажется кандидатское сочинение, посвященное разору воззрений о. Софрония, там тоже были отмечены его крайне субъективистско-либеральные аскетические и богословские воззрения.

 

А вот какие примеры я обнаружил в воспоминаниях о Симеона, одного из учеников архим. Софрония.

А потом добавил: "Да и вообще, что вам еще остается? Вы же не можете повернуть назад. Перед вами пропасть? Ну прыгайте, прыгайте!" И тут он разразился громким смехом: "Я-то уже прыгнул — теперь ваша очередь!"…

"Послушайте, у меня ведь все то же самое! Однако я не могу препираться с Богом, потому что Он дал мне — конечно, довольно скупо, — способность не препираться с Ним. Так что делайте как я!" …

"Не беспокойтесь, посмотрите на меня! Бог совершил со мной то, что мог; может быть удалось и неплохо, ничего не знаю, об этом Ему судить".

 

(Альфа и Омега. № 2(5). Москва. 1995. с. 187)

 

В общем слово "я" вырывается из уст о. Софрония не реже чем из моих. Я вот, правда, никого не рискую учить молитве...

Сама установка о. Софрония на создание "Добротолюбия ХХ века" — фактическую замену всего святоотеческого наследия одним лишь старцем Силуаном, распространение его личного духовного пути как универсального явления — совершенно неправославна по духу. Она скорее напоминает опыт создания католических орденов. Возникшая и весьма активная Ассоциация преп. Силуана Афонского также есть некоторая подмена целостного отеческого

аскетического учения на опыт одного из афонских подвижников и его жизнеописателя. То, что за интерпретацию" наследия преп. Силуана взялись прежде всего либеральные парижане, уже соорудившие конфетку в стиле "make love — not war" (при том, что главный аскетический совет самого старца был в постоянном памятовании грозящей нам душевной погибели, бушующего вокруг нас адского водоворота — "Держи свой ум во аде и не отчаивайся"), также не внушает никакого оптимизма.

 

Тот же дух чувствуется и в цитируемом Вами обращении.

Есть, в этих, слегка прикрытых смирением, словах и претензия на исключительное положение, на то самое "старчество"

...Если примем за внимание мой возраст... я теперь де-факто являюсь старейшим из духовников Православной Церкви.

Есть и явная подмена объективности церковного опыта субъективностью личного "откровения"

И еще последнее дерзание мое: скажу, что Дух Божий извещает меня об истинности слов моих относительно Русской Церкви и ее богоданного Патриарха…

 

Умоляю вас всех, послушайте слово, которое дает мне Бог и за которое вся ответственность на мне…

Дерзает отец Софроний на страшное дело — призвать к послушанию себе всех иноков России, беря на себя все последствия, весь грех, если путь подчинения МП, на который он призывает встать всех иноков — есть путь ложный. Дай Бог, чтобы Господь не послушал этой клятвы, и не взыскал по ней с клянущегося.

Тут же повторяется и еще раз ересь сергианства

Ибо только таким путем может быть спасена Русская Православная Церковь…

Спасает Церковь! Спасает, а не бывает спасаема! Тем более людьми. Даже если все мы неверны будем ей, а Господь восхощет спасти русскую Церковь, то он папуасов обратит в русских и сотворит из них истинно-православных христиан. Господь — Спаситель Церкви, а не мы, человеки.

Теперь же давайте вернемся к тому, с чего начали, с преп. Паисия Величковского. Вот что он пишет:

"Когда я еще жил на святой горе Афонской,то, зная хорошо из учения и заповедей Богоносных отцов наших, что руководителю братии не следует наставлять и учить по своему единоличному разуму и разсуждению, но нужно держаться истинного и правильного смысла Божественного Писания, как учат божественные отцы, вселенские учители, а так же учители и наставники монашеской жизни, просвященные благодатию Святого Духа, зная при том и свое малоумие, и боясь, как бы, в следствие моего неискусства, я и сам не упал как слепец в яму и других туда не ввергнул, я и решил принять за неколебимое основание всякого истинного и правильного наставления Божественное Писание Ветхого и Нового Завета и его истинное толкование благодатию святого Духа, то есть учение Богоносных Отец наших, вселенских учителей и наставников монашеской жизни, и все апостольские и соборные святых отец правила, каковые содержит святая соборная и апостольская восточная Церковь, а также все заповеди и уставы ее. Все это я принял как руководство для себя и для братии, чтобы и я сам и братия, живущие со мною, пользуясь всем этим при содействии и вразумлении Божественной Благодати, не отступили ни в чем от здравого и чистого соборного разума святой православной Церкви"

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 411. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия