Студопедия — КОЛДОВСКАЯ СУБСТАНЦИЯ ОБНАРУЖИВАЕТСЯ ПРИ ВСКРЫТИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОЛДОВСКАЯ СУБСТАНЦИЯ ОБНАРУЖИВАЕТСЯ ПРИ ВСКРЫТИИ






Существование колдовской субстанции в живых людях становится известным благодаря вердикту оракула, что подробно описано в части 3. После смерти она обнаруживается в процессе вскрытия брюшной поло­сти, и это дает нам еще один метод установления физической основы колдовства. Я уже упоминал о том, что органом, в котором находится колдовская субстанция, является тонкая кишка. Азанде говорили мне: «Азанде думают, что колдовство находится внутри человека. Когда в прошлом они убивали человека, то разрезали ему живот, чтобы посмотреть, нет ли там колдовского вещества. Если находили в животе колдовское вещество, то говорили, что человек был колдуном. Азанде думают, что колдовское вещество представляет собой круглую вещь, находящуюся в тонкой кишке».

Условия, при которых производилось вскрытие до прихода европей­цев, неясны. По сообщению одного из моих информаторов, Гбару, вскрытия были обычными в древней культуре Мбому, а трудности появились только во время Гбудви. Возможно, это была древняя прак­тика, которая постепенно стала исчезать по мере усиления политической власти рода авонгара, но возродилась в своем прежнем значении после нашествия европейцев. Как сообщили мне все, с кем я разговаривал, король Гбудви не поддерживал практики вскрытия. Онгози расска­зал мне, что когда один из его соседей осуществил вскрытие своего

 


роддственника, объявленного колдуном оракулом Гбудви, Гбудви заявил, что если он еще когда-нибудь увидит этого человека, то самому ему разрежет живот. По-видимому, Гбудви заметил, что эта практика проти­воречит закону, и постановил считать приговор своего оракула оконча­тельным. Если его оракул объявил кого-либо виновным в убийстве посредством колдовства, то этот человек безусловно виновен и не нужно Прибегать к проверке посредством вскрытия трупа после смерти обвиня­емого. Вскрытие официально не признавалось, и человек, предпринима-вший посмертную проверку лица, обвиненного оракулом Гбудви или его представителем, рисковал вызвать серьезное неудовольствие короля.

Однако иногда, когда колдуна наказывают без королевского вмеша­тельства, вскрытия производятся. Иногда родственник умершего челове­ка действует в соответствии с вердиктом своего собственного оракула и мстит колдуну, не ожидая подтверждения со стороны королевского Оракула. В этом случае его действия не считаются правомерными, и если родственники жертвы мщения смогут показать, что в ее животе не было колдовской субстанции, они имеют право требовать компенсации в ко­ролевском суде от того человека, который превысил свои полномочия.

Азанде королевства Гбудви говорят, что в королевствах Вандо, Марингинду, Эзо и Тембура вскрытия проводятся гораздо чаще и их Количество сильно увеличилось даже в королевстве Гбудви в период анархии, последовавшей за его смертью и завоеванием его королевства. Производилось вскрытие тех людей, которые еще при жизни заплатили компенсацию за убийство. Родственники этих людей хотели бы воз-вратить уплаченную компенсацию и доказать свою собственную непри­частность к колдовству. Можно было произвести вскрытие сыновей или братьев, поскольку полученные свидетельства в этих случаях эквивалент­ны. Ведь если человек был колдуном, то и сын его также колдун. Но когда посмертно или еще при жизни доказывается невиновность челове­ка: возникает ненормальная правовая ситуация, ибо человек уже уплатил компенсацию за убийство. Мне неизвестно, каким образом разрешаются такие вопросы в других королевствах азанде после европейского заво-евания. Во время правления Базонгода, старшего из сыновей Гбудви, оставшихся в живых ко времени его смерти, их разрешали, не обращаясь «Европейские трибуналы, так как сыновья Гбудви считались с ними не йелее, чем их отец.

Онгози рассказывал мне, что уже после смерти Гбудви произошел один случай, который вызвал удивление и остался непонятным. Некий человек в государстве принца Базонгода был обвинен в убийстве посред-ством колдовства и уплатил компенсацию за убийство. Через некоторое время он умер, его родственники вскрыли ему живот и не обнаружили там колдовства.

С другой стороны, вскрытия людей, принадлежащих добропорядоч­ному роду, но обвиненных в мелких колдовских действиях, не требующих платы за причиненный ущерб, могли быть довольно распрост­раненными даже до европейского завоевания и в значительной мере сохранились после него. Мекана, которому было не более тридцати лет, видел три таких вскрытия.

Человек, которого часто обвиняли в колдовстве, даже если при этом ему не приписывали убийства, почувствовал бы себя беспричинно

 


оскорбленным. При этом и на весь его род легла бы тень подозрения. Поэтому он приказал бы своим сыновьям вскрыть его тело перед похоронами, чтобы установить, насколько были оправданы эти нападки на честь его рода. Если бы кто-то из сыновей умер раньше его, он сам совершил бы вскрытие его тела. Азанде мыслят логично, исследуют мир в рамках собственной культуры и убеждены в последовательности своих воззрений. Если колдовство представляет собой органическую субстан­цию, его наличие можно установить с помощью посмертного вскрытия. Если оно наследуется, его можно обнаружить в теле любого члена рода колдунов так же неизбежно, как и в теле самого колдуна.


Приготовленной из различных деревьев. До тех пор, пока он не пройдет процедуры очищения, ему не дают ни есть, ни пить, так как он считается оскверненным подобно женщине, у которой умер муж. И наконец, если колдовская субстанция не была обнаружена, готовится пиршество, на ротором человек, совершивший разрезание, и один из родственников умершего вынимают тыквенный сосуд с пивом, а родственники умершего и родственники человека, совершившего разрезание, обмениваются подарками. Они поочередно подходят к членам другого рода и кладут на землю перед ними свои дары.


 


Вскрытие производится на краю могилы в присутствии людей. Его производят родственники умершего, его друзья, кровные братья и пожи­лой человек, пользующийся всеобщим уважением в этих местах, кото­рый обычно следит за соблюдением похоронного обряда, за работой могильщиков и другими приготовлениями к похоронам. Многие из таких пожилых людей неоднократно присутствовали на подобных цере­мониях в прошлом, и именно они выносят решение о наличии или отсутствии в теле колдовской субстанции. Они могут указать ее наличие в кишках, извлеченных из живота умершего.

На животе делают два горизонтальных разреза, зажимают один конец кишки расщепленной веткой и, вращая ее, наматывают кишку на ветку. После того как другой конец кишки оторвется от тела, второй человек подхватывает его и начинает отходить от первого, постепенно разматывая кишки. Один из старейшин проходит вдоль растянутых в воздухе кишок и рассматривает их с целью обнаружения колдовской субстанции. После того как проверка закончена, кишки обычно вновь помещают в живот и погребают тело. Мне говорили, что если в животе человека не обнаруживали колдовской субстанции, родственники умер­шего могли хлестать кишками по лицу его обвинителей или могли высушить кишки на солнце, а затем принести их в суд и хвастаться своей победой. Я слышал также, что если находили колдовскую субстанцию, то обвинители умершего могли взять кишки и повесить их на одно из деревьев, растущих вдоль дороги, которая вела ко двору правителя.

Вскрытие и захоронение тела должно быть совершено кровными братьями покойного, это одна из обязанностей кровных родственников. Один из моих собеседников говорил мне, что если бы человек, который не состоит в кровном родстве с родом покойного, осуществил всю погребальную церемонию, то благодаря этому он стал бы их кровным родственником. Если в теле покойного обнаруживают колдовскую суб­станцию, то человек, осуществлявший вскрытие, должен понести за эту операцию серьезное наказание. Даже независимо от того, будет ли обнаружена колдовская субстанция, он должен после данной операции подвергнуться ритуальному очищению. Родственники умершего носят его на плечах по кругу, издавая при этом ритуальные жалобные крики, а затем бросают его на землю в красные корнеплоды растения нонга (Amomum korarima), чтобы «вытянуть из него холод». Родственники умершего несут его к реке, омывают ему руки и поят настойкой,

 


Следующие тексты дадут читателю наглядное представление о вскрытии. Первые два рассказал Мекана. В первом тексте говорится о том, как старейшины обнаружили колдовскую субстанцию.

«Один человек рассказывает:

«Мой кровный брат, я много страдал от злых языков, так как люди всегда обвиняли меня в колдовстве. Когда умер мой сын, я захотел разрезать ему живот, чтобы увидеть свое колдовство, ибо это был мой собственный сын».

Кровный брат отвечает ему:

«Ты говоришь правду, господин, и поскольку мы состоим с тобой В кровном родстве, мы разрежем живот твоему умершему сыну».

Они входят в хижину, поднимают тело и несут его к могиле. Затем
Кровный брат берет в руки нож и вскрывает живот, делая разрез между
ребрами и пупком. Он режет тело вдоль внутренней кромки ребер,
углубляясь в живот. Затем идет и отрубает ветку дерева дама
(Sarcocephalus esculentus) расщепляет ее на конце, зажимает ею конец
кишки и начинает постепенно наматывать кишки на ветку. Некоторые из
руководящих процедурой лиц при этом говорят: *

«Ай-ай-ай! Какой нехороший живот, сегодня мы обязательно увидим колдовское вещество!»

После недолгого наматывания кишок производивший разрез воск-лицает:

«Есть колдовское вещество!»

Родственники говорят:

«Продолжай накручивать!»

Но проводивший разрез отвечает:

«Уже не нужно. Взгляните сперва на эту вещь, похожую на колдовс-кое вещество! Посмотрите, люди короля, разве не похожа эта вещь на колдовское вещество?»

Старейшины говорят:

«Это — колдовское вещество».

После этого зрители начинают разбегаться, восклицая при этом:

«Эта вещь приносит несчастье, мы не будем смотреть на нее, колдов­ство приносит зло и мы можем умереть, увидев его!»

Проводивший разрез замечает:

«Все разбежались».

После этого он поворачивается к родственнику умершего и говорит ему:

«Дайте мне подарки, чтобы я похоронил тело».


Родственники умершего отвечают:

«Да, это печальное дело, мы дадим тебе подарки».

И они начинают давать ему подарки, одни — пятнадцать, другие — двадцать за великодушие кровного брата ', затем хоронят тело.

Люди говорят: «Вы действительно колдуны, так как мы видели ваше колдовское вещество». Становится известно, что они колдуны, тень позора и бесчестия ложится на весь род».

Приведенный выше текст не нуждается в комментариях. Во втором тексте речь идет о пожилом человеке, умершем на своей постели, которого длительное время оскорбляли обвинениями в колдовстве и ко­торый пожелал оставить после себя незапятнанное имя и поддержать честь своего рода.

«Когда человек, которому не раз давали птичьи крылья как знак его колдовства', чувствует приближение смерти, он говорит: «Я глубоко унижен и когда я умру, без колебаний вскройте мне живот».

Поэтому, когда он умирает, собираются его родственники, тихо совещаются и говорят: «Наш родственник умер, пойдем и подготовим оракула».

Они идут, подготавливают оракула и говорят ему: «Это наш род­ственник, которому мы будем вскрывать живот. Если мы найдем кол­довское вещество, то пусть оракул убьет птицу. Если же мы не найдем колдовского вещества, то пусть оракул пощадит птицу».

Если оракул отпускает птицу, они берут другую птицу и говорят: «Эта птица осталась живой, она жива благодаря истине и если мы не увидим сегодня колдовского вещества, то пусть оракул убьет эту вторую птицу. Если же ты сказал нам неправду и мы увидим сегодня колдовское вещество, то отпусти также и эту птицу».

Если оракул скажет, что они увидят колдовское вещество, они пере­стают заниматься этим делом, но если оракул заверит их, что в теле умершего нет колдовского вещества, они уходят, тихо говоря друг другу: «Мы обязательно вскроем живот этому нашему родственнику».

Когда наступает вечер, они призывают к себе кровного брата и гово­рят ему: «О, кровный брат наш, приходи и вскрой наш живот, живот нашего родственника!»

Родственники берут тело умершего и несут его к могиле. Они гово­рят: «Приди, наш кровный брат!» Затем обращаются к другим людям: «Друзья, постойте здесь. Что мы вам скажем? Мы не будем хоронить нашего родственника вместе с его животом, но вскроем его. Наше колдовство есть его колдовство, и если в его кишках вы увидите кол­довское вещество, то это также наше колдовское вещество. Поэтому стойте и смотрите на наше колдовское вещество».

Одним ударом они вспарывают живот, затем отрубают ветку дерева дама, расщепляют ее конец, зажимают расщепом кишки и начинают

 

1 Азанде говорят «двадцать дротиков», но это означает просто двадцать подарков, одни из которых действительно могут быть дротиками, но другие могут быть мотыгами, ножами, корзинами с пищей и т. д.


наматывать их на ветку. Когда эта процедура заканчивается, они издают громкий крик и родственники умершего быстро разматывают кишки для проверки. Они объявляют, что колдовского вещества нет, и старейшины, которые знают, что это такое, подтверждают их слова. После этого они говорят: «Положите кишки опять в живот. Довольно».

Теперь они начинают носить на плечах того, кто производил вскры­тие тела, а также его сыновей, если они присутствуют на церемонии. Они бегут вместе с ним к ручью и обмываются в нем. Затем они возвращают­ся и дают производившему вскрытие масло, которым он смазывает свое тело. После того как он смажет свое тело маслом, они дают ему полизать соли и говорят: «Иди домой, а мы будем готовить для тебя пиво. Приходи со своими родственниками пить пиво за то, что ты вскрыл наш живот».

Хозяин хижины, родственник умершего, возвращается в свой дом и готовит пиво, затем отправляет посыльного за человеком, произво­дившим вскрытие, говоря при этом: «Приходи, пиво готово, и мы раско­лем с тобой тыкву».

Человек, производивший вскрытие, встает и идет в хижину позва­вшего, в которой собираются также его родственники и родственники умершего. Глава семьи выходит из хижины с тыквой, наполненной пивом, и говорит: «Пусть человек, который резал живот, выйдет впе­ред», и когда тот выходит, глава семьи говорит ему: «Разрезатель живота, пусть твои родственники, которые здесь присутствуют, выйдут вперед, мы дадим им подарок и пусть они нам дадут подарок, а потом разопьем тыкву».

После того как пиво распито, начинается общий обмен подарками между родственниками умершего и родственниками разрезавшего жи­вот. Тот, кто делает кому-то подарок, также получает от него подарок. После того как обмен подарками закончился, они готовят кашу и варят птицу, наливают пиво в чашу и подносят тому, кто разрезал живот. Затем он тщательно моется, они дают ему масло и он натирается им, возвращается к своим родственникам и говорит им: «Теперь вынесите им мое пиво». Они выносят пиво из хижины, дают ему это пиво вместе с кашей и птицей и он вместе со своими родственниками пьет пиво. На этом все заканчивается».

Куагбиару рассказывал:

«В прошлом, когда человека убивал его ровесник с помощью кол­довства, они консультировались у оракула по поводу его смерти и хвата­ли какого-нибудь мужчину или женщину. Родственники умершего чело­века с приговором оракула шли к принцу. Принц спрашивал своего оракула, и если тот также обвинял данного человека, принц говорил родственникам умершего, что колдун должен выплатить им компен­сацию дротиками. Принц приказывает колдуну уплатить родственникам умершего двадцать дротиков и дать женщину. Колдун отдает дротики и женщину. Если есть другой колдун, помогавший первому в убийстве, он выплачивает десять дротиков за эту помощь. На этом дело закан­чивается и их оставляют в покое.

 


Когда умирает родственник колдуна, колдун говорит: «Я уплатил компенсацию дротиками без оснований, просто потому, что я колдун. Будет хорошо, если они распорют живот этого моего родственника и посмотрят на то колдовское вещество, с помощью которого мы убиваем людей».

Он поднимается, берет цыпленка и со своими родственниками идет к оракулу. «Если мы разрежем живот нашему родственнику и увидим в его животе колдовское вещество, то оракул убьет цыпленка. Если это неправда, если в его животе нет колдовского вещества и люди напрасно обвиняли нас в колдовстве, то оракул пощадит цыпленка». Им очень приятно, когда оракул оставляет цыпленка в живых.

Они возвращаются из буша и говорят, что хотят вскрыть живот своего родственника, чтобы посмотреть, имеется ли там колдовское вещество, так как они уплатили двадцать дротиков и женщину и поэто­му пришли посмотреть на свое колдовское вещество. Тогда какой-нибудь посторонний человек берет нож, втыкает в тело ниже грудной кости и режет вдоль ребер вниз по животу сначала с одной стороны, потом — с другой. После этого они вытягивают кишки, проверяют их на наличие колдовского вещества и не обнаруживают его. Они говорят людям: «Смотрите, мы уплатили дротики и женщину в возмещение колдовства, так как говорили, что мы убили человека, а теперь об­наружилось, что нет колдовского вещества в нас. Мы хотим получить обратно наши дротики и женщину».

Они говорят тому человеку, которому раньше уплатили компен­сацию за смерть его родственника, что он должен возвратить дротики, поскольку в животе человека, который был обвинен в убийстве, не было колдовского вещества. И тогда, он возвращает дротики и женщину колдуну, который когда-то уплатил их в качестве компенсации за смерть его родственника.

Так поступали многие люди, однако Гбудви относился к этому весьма неодобрительно и говорил, что если люди подвергнут сомнению приговор его оракула и вскроют живот человеку, чтобы посмотреть на колдовское вещество, то он сурово накажет их.

Говорят, что в прошлом азанде иногда убивали детей мужского пола, чтобы посредством вскрытия доказать, что у них нет колдовского вещества '. Я сильно сомневаюсь в существовании столь жесткого обы­чая и, опираясь на многочисленные исследования, могу отметить лишь один случай такого рода.

Этот единственный случай связан с Бизанга из королевства Базугба, сына Вандо. Куагбиару, рассказавший мне о нем, узнал об этих событи­ях в то время, когда, будучи ребенком, в общей панике бежал вместе со своим отцом ко двору Базугба после пленения и изгнания Гбудви в 1882 г. Бизанга был кузнецом клана Абазили. С помощью колдовства он умертвил Нгбанзи из клана Агбоку, однако Бафука принудил постра­давшую семью принять компенсацию дротиками и не позволил ей

1 Нutereau А. Ор. cit. Р. 30.


в отместку убить Бизангу, так как тот был кузнецом и делал инст­рументы для обработки земли. Профессия кузнеца в те времена цени­лась гораздо выше, чем теперь. Поэтому за свое преступление он уплатил компенсацию в виде двадцати дротиков и отдал в придачу свою дочь. Однако он потерял покой от стыда и наказания, которое считал несправедливым, и однажды вечером соседи услышали его жалобные смертные песни. Со всех сторон люди поспешили к его хижине, чтобы узнать о причине его плача, и глазам их предстало страшное зрелище: на земле лежал мальчик двенадцати лет, задушен­ный собственным отцом.

Он попросил одного из соседей вскрыть живот мальчика, чтобы
посмотреть, нет ли там колдовства, но тот отказался. Когда он обратил­-
ся к другим людям, говоря: «Я хочу увидеть свое колдовство», то все
отказались, боясь короля, который был бы разгневан этим вызовом
приговору его оракула. Убедившись в том, что никто не соглашается
выполнить его просьбу, он осуществил вскрытие сам и обнаружил, что
колдовство действительно есть. Спустя несколько месяцев Бизанга умер,
будучи има мангу, как говорят азанде, что означает «от мести или
следствий колдовства», ибо он совершил запрещенное: вскрыл живот
сына своими собственными руками, не уплатив другому человеку за эту
операцию и захоронение недоброго тела..







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия